Достоевский Ф.М.Писатель,философ,человеколюб | Шальнова Юлия Владимировна. Работа №349677
Достоевский - это писатель-философ, в творчестве которого рассматриваются и раскрываются основополагающие противоречия человеческого бытия. «В творчестве его отразились все противоречия его духа, все бездонные его глубины. Он ничего не утаил, и потому ему удалось сделать изумительные открытия о человеке»,-сказал о Достоевском Бердяев Н.А.
Христов друг
Достоевский не просто писатель, это писатель-философ, в творчестве которого рассматриваются и раскрываются основополагающие противоречия человеческого бытия.
Психоаналитик Зигмунд Фрейд ставил работы Достоевского в один ряд с работами Шекспира. Не оставались в стороне от влияния творчества Ф.М и русские символисты: Мережковский Д.С., Андреев Л.
О литературных творениях Достоевского написаны целые тома и библиотеки исследований, их изучили самые выдающиеся философы и психиатры. Но загадка писателя так и остаётся неуловимой тайной, потому что духовный мир гения – это целая вселенная; личность его многолика, и каждая личность сотворена по образу Бога, а потому только Бог знает все тайны сердец человеческих.
В Евангелии Понтий Пилат задал вопрос Христу: «Что есть истина?!». Христос ничего не ответил. Истина для христиан – сам Христос. Ради такой Истины, живой, с большой буквы, Ф.М. Достоевский готов был отказаться от всех истин реальности. Эта Истина – путь, по которому писатель шёл, когда создавал свои произведения.
Пульсирующей точкой романа «Преступление и наказание» является глава о праведном Лазаре, друге Христовом. Почему в сердцах двух главных героев – убийцы и блудницы – чтение о воскрешении Лазаря отзывается надеждой. Какое отношение эти два грешника имеют к другу Христову? Ведь Раскольников не просто убийца, он нераскаявшийся убийца! Чтобы осуждать, откуда в Соне и Родионе желание читать и слушать про Лазаря, надо понять, как Достоевский видит человека.
В каждом из нас, по мнению Достоевского, как в склепе, будто за каменной глыбой, всё ещё живой, не умершей, живёт этот самый друг Христов, а возможно, сам Христос. Одна человеческая личность, заваленная камнем, - образ Божий внутри нас. А та личность, которая заслонила нашего внутреннего друга Христова от внешнего мира – это отдельное наше Я, которое желает существовать отдельно, совершая грехи вновь и вновь. Так живут все люди, все они – это Лазари в склепе, все они тела, отделённые от Истины, а такие тела гниют и разлагаются, умирают. Так происходит, потому что люди отгораживаются от Бога, от внутреннего друга Христа.
Но вдруг один из нас осознает, вспомнит, что каменная стена, отделившая его от Истины, крепнет, только если подпитывается новым грехом! Что тогда? Тогда преграда становится хрупкой. Раскаявшийся делает её несуществующей. Получается, что мы сами выбираем: быть обособленным от Бога или прийти к нему, выпуская на свободу друга Христова, Лазаря, тлеющего внутри каждого из нас. Раскольников, совершая убийство и пряча награбленное под камнем, заваливает однажды таким же камнем выход Истине, а значит и Христу.
Христос всегда оставляет выбор за человеком. Да, после выбора судьба предопределена. Но Истина всегда медлит. Так происходит и в романе «Преступление и наказание». Раскольников ужасается своим мыслям об убийстве и обращается к Господу: «Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от мечты моей», и он чувствует покой и освобождение. А по пути домой, сделав крюк, во время промедления, слышит разговор Лизаветы с торговцами. Этот разговор уничтожает его мир. Будущий убийца делает выбор. И когда Раскольников падает, падает в будку греха, Христос приходит к нему в эпизоде чтения сцены воскресения Лазаря для того, чтобы вывести его из склепа на свободу.
У читателя романа снова возникает вопрос: может ли нераскаявшийся грешник, уничтоживший всё человеческое, «воскреснуть»? Да, может, потому что там, где умирает человек, есть страдающий Христос, который всегда откликается извне, стоит только его позвать. Стену между Истиной и внешнем Я Раскольникова рушит Соня. Она же продолжает верить в него, этой верой и спасает. Без такой веры не может Бог начать действовать. Такая вера даёт возможность Раскольникову, преступнику, признаться в преступлении, преобразиться. Авдотья, сестра Раскольникова, не смогла поверить в Свидригайлова, поэтому он погибает.
Достоевский глубоко убеждён, что без человека не спасается человека. Так, вера человека в человека, помогает Христу вывести из внутреннего склепа каждого из нас, самого себя, Истину, Бога, Человека, друга Христова, Лазаря, имя чьё переводится как «мой Бог мне помог».
В каждом герое Достоевского Ф.М. можно увидеть черты Христа: кротость, смирение, любовь, доброта. Жизнь таких героев зависит от того, как решит тот или иной персонаж религиозную проблему веры. Поиск «прекрасного человека» является главной частью творчества человека.
«В творчестве его отразились все противоречия его духа, все бездонные его глубины. Он ничего не утаил, и потому ему удалось сделать изумительные открытия о человеке»,-сказал о Достоевском Бердяев Н.А.