Дозирование физических нагрузок для учащихся разных возрастов на уроках физической культуры | Гуцал Сергей Николаевич. Работа №345810
Аннотация. Статья посвящена вопросам дозирования физических нагрузок для учащихся в процессе занятий физической культурой. Рассмотрены разные возрастные группы, их физиологические особенности и потребности. Описаны методы и подходы к определению оптимальных нагрузок для достижения цели урока, сбережения здоровья и профилактики травматизма. Также акцентируется внимание на важности индивидуализации подходов в контексте современных образовательных стандартов. Представлены практические рекомендации для учителей физической культуры, направленные на эффективное планирование и организацию учебного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся.
Ключевые слова: дозирование физических нагрузок, физическая нагрузка, возрастные группы, здоровье, физическая культура, индивидуализация, профилактика травматизма, упражнения.
ДОЗИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Гуцал Сергей Николаевич, учитель по физической культуре
ОЧУ СОШ «ЦЕНТР ЮССТ», г.Москва
Аннотация. Статья посвящена вопросам дозирования физических нагрузок для учащихся в процессе занятий физической культурой. Рассмотрены разные возрастные группы, их физиологические особенности и потребности. Описаны методы и подходы к определению оптимальных нагрузок для достижения цели урока, сбережения здоровья и профилактики травматизма. Также акцентируется внимание на важности индивидуализации подходов в контексте современных образовательных стандартов. Представлены практические рекомендации для учителей физической культуры, направленные на эффективное планирование и организацию учебного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся.
Ключевые слова: дозирование физических нагрузок, физическая нагрузка, возрастные группы, здоровье, физическая культура, индивидуализация, профилактика травматизма, упражнения.
Физическая культура играет важную роль в развитии гармоничной личности и формировании здорового образа жизни учащихся. Основной задачей учителя физической культуры становится грамотное планирование и организация учебного процесса, учитывая индивидуальные особенности учеников. Дозирование физических нагрузок — это ключевой элемент, позволяющий не только достичь высоких результатов, но и минимизировать риск травматизма, что особенно важно при работе с детьми и подростками.
В данной статье внимание будет сосредоточено на изучении вопросов, связанных с дозированием физических нагрузок для учащихся различных возрастных категорий. Рассмотрим основные аспекты, которые необходимо учитывать при планировании уроков физической культуры.
Физиологические изменения, происходящие в организме ребенка в процессе роста и развития, имеют важное значение для дозирования физических нагрузок. Разные возрастные группы предъявляют различные требования и имеют свои характеристики, влияющие на эффективность занятий физической культурой.
Младший школьный возраст (6-10 лет)
В этот период происходит активное формирование моторных навыков и базовых физических качеств. Дети отличаются высокой подвижностью, однако у них еще не сформированы основные навыки правильного выполнения движений.
Физиологические особенности: высокая адаптивность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но недостаточная стабильность межмускульной координации.
Рекомендованные нагрузки: короткие, но интенсивные занятия (до 20-25 минут), разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие общей физической подготовки.
Средний школьный возраст (11-14 лет)
В этот период у подростков наблюдается скачок роста и интенсивное развитие мускулатуры. Снижается уровень общей подвижности, что часто связано с увеличением учебной нагрузки.
Физиологические особенности: изменения в обмене веществ, переход к более сложным двигательным действиям, формирование специфических навыков.
Рекомендованные нагрузки: увеличить время занятий до 30-40 минут, включение элементов соревновательных игр, акцент на развитие силы, гибкости и координации.
Старший школьный возраст (15-18 лет)
На данном этапе происходит стабилизация физического и полового развития. Подростки могут интенсивно заниматься спортом, но их психоэмоциональное состояние подвержено колебаниям, что также следует учитывать.
Физиологические особенности: развитие выносливости, повышенная сила и скорость, однако существует риск перегрузок и стресса.
Рекомендованные нагрузки: занятия могут длиться до 50-60 минут, включение элементов специализированного спорта, индивидуальный подход в зависимости от уровня подготовки каждого ученика.
Основные принципы дозирования физических нагрузок.
Для успешного организации физических нагрузок необходимо учитывать следующие принципы:
Индивидуализация. Каждый ученик уникален, и физические нагрузки должны быть адаптированы к индивидуальным возможностям и предпочтениям. На этом этапе необходимо проводить регулярные мониторинги состояния здоровья и физической подготовки.
Постепенность. Увеличение физической нагрузки должно происходить постепенно, с учетом адаптации организма. Резкое их увеличение может привести к травмам и образованию хронической усталости.
Разнообразие. Включение различных видов деятельности способствует развитию различных физических качеств. Игры, соревнования и комплексные тренировки помогут поддерживать высокий уровень мотивации у учащихся.
Контроль за состоянием здоровья. Обязательно учитывать общее состояние здоровья учащегося, его уровень физической подготовки и возможные противопоказания. Это может включать как медицинские справки, так и индивидуальные беседы с учениками и их родителями.
Практические рекомендации по организации уроков
При составлении плана уроков физической культуры целесообразно использовать методическую таблицу, в которой учитываются возраст, уровень подготовки, индивидуальные особенности и предпочтения учеников.
Для контроля за состоянием учащихся могут использоваться разнообразные тесты на выносливость, силу и гибкость, а также визуальный контроль за выполнением упражнений.
Разделение учеников на подгруппы с учетом их уровня физической подготовки поможет организовать обучение более эффективно и с минимальными рисками травматизма.
Обратить внимание на создание положительной эмоциональной атмосферы на уроках. Это способствует не только лучшему усвоению материала, но и снижает уровень стресса у учащихся.
Дозирование физических нагрузок — это важный аспект работы учителя физической культуры. Учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся позволяет не только повысить эффективность занятий, но и значительно снизить риск травматизма. Для успешной организации процесса необходимо использовать разнообразные методы и подходы, ориентированные на поддержку здоровья, развитие физических качеств и формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни.
Подводя итог, следует отметить, что грамотный подход к дозированию физических нагрузок является залогом успешного формирования здоровья учащихся, их физической активности и стремления к занятиям физической культурой на всю жизнь. Учитель физической культуры, как главный организатор учебного процесса, должен не только направлять, но и вдохновлять своих учеников на достижение высоких результатов в спорте и укрепление здоровья.
Список литературы
Орешкина Е.В. Физиологические аспекты физического воспитания, влияющие на здоровье школьников // Вестник науки. 2022. №6 (51).
https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-aspekty-fizicheskogo
-vospitaniya-vliyayuschie-na-zdorovie-shkolnikov.
Серебрянская, О. Д. Определение нагрузок на уроках физической культуры / О. Д. Серебрянская, К. А. Забелин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 993-994. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37072/.
Ярлыкова, О. В. Гендерная дифференциация на уроках физической культуры в младшем школьном возрасте / О. В. Ярлыкова, А. А. Винникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 447-449. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71473/.