ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ | Иванищева Любовь Михайловна. Работа №352703
Драмматизация на уроках английского языка развивает творческий потенциал учащихся, повышает познавательную акивность ребенка науроке.
Главная цель при обучении иностранным языкам – формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений, что подчеркивает необходимость театральных постановок при изучении иностранного языка.
Постановка школьника в предложенные роли на иностранном языке активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Основная задача театральной педагогики состоит в том, чтобы не превращать школьника в артиста, а использовать средства театрально-исполнительского искусства в целях образования и развития, формирования всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.
ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
Иванищева Л.М., учитель английского языка
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»
Г. Шадринск
В настоящее время уделяется большое внимание изучению педагогического творчества и формированию творческих способностей не только ученика, но и самого учителя.
«Главное в работе каждого учителя – это стремление превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения учебного материала в творческий поиск. Достичь это возможно только превратив свой урок в нестандартный урок, урок творчества. Основная задача современного педагога и заключается в создании таких условий, в которых ученик осваивает опыт и открывает и пробует создавать что то новое.
Главная цель при обучении иностранным языкам – формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений, что подчеркивает необходимость театральных постановок при изучении иностранного языка.
В ситуации искусственной иноязычной среды, потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком для общения вызывает затруднения у учителя и у учеников. От учителя требуется творческий подход к решению учебно-воспитательных задач. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы она была не только интересной и вызывала высокую мотивацию, обеспечивающую активность на уроке, но и сохраняла бы свое воздействие во внеурочное время.
Само слово «драматизация» наводит на мысли о театре, о чем-то возвышенном. Несмотря на кажущуюся сложность, можно сказать, что большая часть учителей неоднократно использовала этот метод на уроках. К элементам драматизации относятся диалоги и инсценировки, которые чаще всего ученики разрабатывают в парах. Метод драматизации позволяет необычно, в доброжелательной, дружеской форме проводить коллективную работу, нацеленную на развитие языковых и коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся.
Коммуникация в жизни предполагает использование различных ролевых моделей: роль матери и отца, роль друга, роль доброго начальника и злого и т.д. А театральная постановка – самая точная модель общения, так как она копирует действительность, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров. Поэтому театр можно рекомендовать как форму обучения диалогическому общению. Дети знакомятся с яркими литературными произведениями английского языка и немецкого языков пробуют себя в речи на иностранном языке, а эмоциональная атмосфера театра создает положительную мотивацию. Нельзя не отметить и положительный нравственно-воспитательный аспект участия школьников в театральных постановках. Театральная деятельность, будучи ориентированной на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания детей, а именно снятие психологических зажимов и комплексов (так называемого “языкового барьера”), развитие эмоциональной сферы детей (развитие фантазии и воображения), способствует яркому самовыражению, формированию творческой личности, а самое главное – привлекает школьников к разновозрастному сотрудничеству на основе коллективного творчества. Процесс работы над выбором героев, а в последствии и над спектаклями, помогает ребятам раскрепоститься, избавиться от страха как коммуникативного барьера, улучшает способность к рефлексии. Во время рабочих встреч на репетициях нам удается создать атмосферу доверия друг к другу. Драматическая деятельность создает условия для естественного учебного процесса, где язык используется в реальном действии.
В процессе занятий иностранным языком объем оперативной памяти у детей расширяется, вырабатывается произвольное внимание, способность анализировать полученную информацию, вырабатываются стереотипы вербального поведения: способность воспринимать речь собеседника, употреблять в речи вежливые слова при просьбе, обращении, извинении.
Учителя-практики, внедряющие на уроках иностранного языка элементы драматизации, часто останавливаются на инсценировке диалогов, приводимых в учебных пособиях. К сожалению, со стороны учеников это обычно сводится к механическому заучиванию реплик, а выступление перед классом не приносит удовольствия. Как избежать таких скучных, однообразных инсценировок? Существуют некоторые важные факторы, которые нужно учесть.
Драматизация уместна только при высоком уровне знаний учащихся. Ученик должен достаточно хорошо ориентироваться в лексической тематике, четко понимать структуру предложений изучаемого языка и уметь строить наиболее употребительные конструкции.
Элементы драматизации следует вводить постепенно. Не стоит с первого раза предлагать ребятам сделать постановку пьес Шекспира. Простые диалоги или инсценировки с участием нескольких лиц вполне можно предложить и ученикам начальных классов.
Чтобы уроки с драматизацией проходили интересно, учитель должен правильно подобрать тематику для инсценировок. При доверительных и дружеских отношениях с детьми сделать это будет несложно.
Творческий подход к диалогам
Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, но часто они сами придумывают оригинальные варианты.
Простейший диалог:
- Excuse me.
-Yes.
- Can you tell me the time, please?
- Certainly, it’s 10 o’clock.
- Thanks.
- Not at all.
1 вариант: - две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются, произносят диалог, смотрят на часы и разбегаются.
2 вариант: - Мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит цветок, и они уходят вместе.
3 вариант: - Ребята озвучивают сказочных героев.
4 вариант: - Разговор двух деловых людей по телефону.
Для сильных учащихся можно дать задание: расширить диалог, добавив 5-6 своих реплик.
Опыт работы показывает, что учащиеся не всегда в состоянии построить монологическое высказывание. Поэтому можно включить в работу дополнительные упражнения, которые помогут достичь желаемого результата.
Отечественная методика использования элементов театральной педагогики базируется на системе К.С. Станиславского. Постановка школьника в предложенные роли на иностранном языке активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Основная задача театральной педагогики состоит в том, чтобы не превращать школьника в артиста, а использовать средства театрально-исполнительского искусства в целях образования и развития, формирования всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.
Список использованных источников
Гербач
Е.М. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе. / Иностранные языки в школе, 2006 №4.
Гиппиус С.В. Гимнастика чувств./ М., 1967.
Ершов П.М., Ершова А.П.,
Букатов
В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. / М., 1998.
Ильев
В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. / М., 1993.
Канн – Калик В.А. Учителю о педагогическом общении./М., 1987.