Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Драматизация на уроках английского языка ☼ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Борщенко Евгения Сергеевна

 

«Драматизация на уроках английского языка»

 

Любая внеклассная работа с детьми – дело очень увлекательное и благодарное. Совместная работа учащихся над подготовкой школьных сценических постановок – это прекрасная возможность дать каждому учащемуся шанс проявить свою творческую индивидуальность, обучая его важному жизненному навыку: умение работать в команде.

На вопрос, какие ассоциации вызывает слово “Drama” , многие учителя отвечают, что это серьезные спектакли, связанные с глубокими эмоциями, страданиями и подразумевающими долгие репетиции. Но драма это гораздо более широкое понятие.

Это то, во что мы вовлечены в повседневной жизни, когда сталкиваемся с разными ситуациями. Деятельность, которая стимулирует наше воображение, пробуждает чувства и воодушевляет нас играть разные роли, может называться драмой. В изучении английского языка драматизация превращает предмет в приятное занятие и освобождает изучающих язык от оков страха саморазрушения.

Идея использования приемов  драматизации отдельно в ходе урока или во внеурочной деятельности сама по себе не нова. Инновация нашей деятельности заключается в следующем:

- она позволяет соединить оба компонента учебно-воспитательного процесса в единое целое, сделав их логическим, динамичным и последовательным продолжением друг друга;

- в основу репертуара положены не абстрактно выбранные драматические произведения, а языковой материал, соответствующий требованиям государственного стандарта преподавания английского языка;

- участниками драмы являются только те дети, которых мы обучаем на уроках английского языка;

- педагоги являются авторами инсценировок, создаваемых на базе литературных произведений.

Вся деятельность направлена на достижение основной цели: формирование у учащихся навыков свободного языкового самовыражения. Указанная цель раскрывается в единстве трех ее взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного.

Воспитательный компонент цели заключается:

- в формировании у учащихся уважения и интереса к культуре и народу изучаемого языка;

- в воспитании культуры общения;

- в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;

- в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, чувств и эмоций школьников, готовность их к коммуникации и, в целом, гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика.

Образовательный компонент цели выражается в расширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.

В целом, процесс театральной деятельности призван сформировать у детей способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний.

Достижение вышеозначенных целей осуществляется путем решения целого ряда задач, посредством формирования у учащихся следующих умений и навыков:

- постановка артикуляции;

- формирование, развитие, корректировка фонетических навыков;

- совершенствование интонационных навыков;

- овладение ритмом;

- активизация программной (базовой) лексики и модернизация лексической базы;

- расширение фоновых знаний по языку;

- последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке, и сопоставление этого опыта с приобретаемыми знаниями, навыками, умениями;

- эффективный синтез знаний из различных наук и учебных предметов.

Такая работа может быть эффективной лишь при соблюдении ряда условий:

- добровольность участия;

- сочетание творческой инициативы детей с направляющей деятельностью учителей данного предмета;

- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных дел;

- эстетическая выразительность, новизна содержания, форм, методов работы;

- наличие перспектив деятельности;

- активность всех участников;

- использование разнообразных способов педагогического стимулирования и поощрения активности учащихся.

Задачей же школьной драматизации является повышение эстетического уровня и расширение жизненного кругозора. Вместе с тем особое внимание уделяется воспитательному воздействию спектаклей, выполнению определенных педагогических задач, с помощью средств, присущих только театру.

Так, что же такое драматизация в школе? Прежде всего – это, безусловно, творческий коллективный труд большого количества людей: учащихся, учителей, передающий эмоционально – образное отражение жизни, развивающий творческие способности личности.

В нашей школе № 19  г. Новороссийска в драматизациях участвуют все желающие одной параллели с 5 по 9 классы, так как учащиеся приблизительно одного возраста и одних интересов. Исходя из личных предпочтений, ученики делятся на группы: актеры, художники, хореографы, танцоры, музыканты, солисты, техническая поддержка. То есть, увлекательная работа по душе и таланту найдется для каждого.

Нами, Борщенко Е. С. и Терновых В. В., учителями английского языка данного общеобразовательного учреждения были проведены спектакли: в 5м классе «Бременские музыканты» (“The Bremen Town Musicians”) и в 6м классе «Царевна-Лягушка» (“The Princess Frog”).

Безусловно, все роли в спектаклях играют ученики. Создание сценического образа, воспроизведение какого-то отрезка жизни действующего лица – вот та непосредственная задача, которая встает перед актером, получившим роль. Исходным материалом для создания образа служит текст пьесы, обстоятельства, реплики действующих лиц. Мы распределяем роли по желанию детей, учитывая их особенности (дикцию, внешность, умение двигаться, внешнее сходство).

Для объединения всех актеров, музыкантов, танцоров в спектакле, требуется руководитель – режиссер. Исходя из нашего опыта работы, лучшими “режиссерами” являются учителя иностранного языка данной параллели.

Для большей зрелищности создаем компьютерную презентацию пьесы, подбираем и показываем видеоряд во время действия.

Необходимо сказать несколько слов о декорациях и световом оформлении. Костюмы и декорации изготавливают сами ученики и учителя. В постановках все песни исполняются школьниками на английском языке. Перед спектаклем учащиеся оформляют афишу, а также пригласительные билеты для учителей и гостей. Билеты заранее раздаются приглашенным зрителям к их приятному удивлению и радости.

Хотелось бы отметить, что типы драматизации могут быть импровизацией, неформальными,   формальными и пантомимой.

Пантомима полностью базируется на невербальном поведении для передачи значения. Произнесенное вслух слово—лишь часть коммуникации. Невербальное общение играет огромную роль в коммуникации в целом, и этот факт может быть использован при обучении иностранному языку.

При помощи жестов и движений ученики разыгрывают сценку, которая символизирует не только действия, но также и настроение..

Цель импровизации — полная спонтанность. У учащихся нет времени на подготовку, их роли и ситуации предъявляются им непосредственно перед инсценировкой. Она также довольно проста в подготовке для учителя: все, что необходимо для урока, — это список ситуаций.

Формальная – это когда ученики либо читают написанный диалог, либо воспроизводят диалог, заученный для драматизации.

Неформальная драматизация характеризуется большой степенью спонтанности. И поскольку вербальное и невербальное поведение учеников трудно, а иногда невозможно предсказать, многие учителя избегают этого типа драматизации. Неформальная драматизация позволяет развивать стратегии проблемного обучения и поэтому может использоваться для незавершенных рассказов и эпизодов. Неформальная драматизация не предполагает чтения и запоминания диалогов.

Почему же нужно использовать ее на раннем этапе с маленькими детьми? Так как основная деятельность на тот период – игра. Дети инстинктивно идентифицируют себя со всем, что происходит вокруг. Это их естественная тенденция выражать и впитывать новый опыт через реакцию тела. Отсюда следует вопрос, так где же как не в драме использовать их способности играть. Соприкосновение с игрой и искусством делает общение ученика с учителем ярким и запоминающимся. Занимаясь одним общим делом, учитель и его ученики становятся единомышленниками, а значит:

1.     разрушается непонимание между учителем и учеником;

2.     учитель становится менее доминантным;

3.     создается атмосфера доверия, и улучшаются отношения учителя с учениками;

4.     дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе;

5.     дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу;

6.     формируется чувство взаимопомощи и ответственности за свои знания;

7.     ситуация успеха побуждает ребенка к дальнейшей деятельности;

8.     игра будит творческую фантазию;

Учителя не должны бояться показаться непрофессиональными с точки зрения режиссуры и драматургии, так как конечная цель постановки не создание театрального шедевра, а вовлечение детей в творческий процесс обучения языку.

Сцена приучает детей к четкой, правильно оформленной грамматической, интонационно фонетически речи. Через ролевую игру, моделированную ситуацию и физическое действие коммуникативным путем:

1.     Обогащается и активизируется лексический запас;

2.     Ликвидируются пробелы грамматических структур;

3.     Осваивается новый грамматический материал коммуникативным путем;

4.     Корректируется произношение и интонация, формируется фонематический слух;

5.     Улучшаются аудативные навыки путем погружения в языковую среду;

6.     Развиваются все виды речевой деятельности;

7.     Повышается языковая компетенция.

Драма, несомненно, помогает развить у учеников языковую компетенцию, даже если языковая подготовка детей находится не на самом высоком уровне. Участвуя в спектакле, дети слушают, слышат и понимают друг друга. А ведь аудирование - один из самых важных и сложных видов речевой деятельности. Именно поэтому любая дополнительная возможность в практике аудирования может быть полезна ученикам. Ведь сценическое действие помогает понять смысл происходящего, и в результате у зрителей развивается языковая догадка.

Целевые установки внеклассного мероприятия тесно перекликаются с современной концепцией гуманитарного образования. Главный приоритет в обучении детей – способность обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Именно при таком подходе средства и методы обучения учителя подбирают и организуют так, чтобы они стали инструментом становления духовных и интеллектуальных качеств учащегося.

Практика преподавания английского языка в нашей школе № 19 показывает, что наиболее эффективным приемом выступает драматизация.

Такие мероприятия способствуют установлению положительных межличностных отношений среди обучающихся и воспитанию уважения к культуре англоязычных стран и России.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×