Дружный класс. | Щербо Татьяна Андреевна. Работа №223490
Автор: Щербо Татьяна Андреевна
Работа над созданием коллектива в первом классе.
Дружный класс.
Каждый раз, когда я беру 1 класс, то встречаюсь с острой проблемой в общении между детьми: слабая организованность, плохая способность коллективной деятельности, неустойчивость дружеских групп. Группы организовываются стихийно: есть группы, которые организовались ещё в детском саду, они зачастую бывают самыми сплоченными и закрытыми для всех остальных детей. Есть группы, которые организовались по интересам и им также остальные дети неинтересны, но есть дети, которые чувствуют себя изолировано. Но каждый изолированный ребёнок старается найти друзей, микро группу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное место.
После узнавания друг друга происходит процесс совместной деятельности, где появляются лидеры. На этом этапе происходит много конфликтов, причины которых разнообразны. Поэтому основной задачей учителя является сплочение детей, помощь в проявлении себя, ведь каждый из детей интересен и талантлив по-своему. Если эту работу не проводить, то детский коллектив будет нестабильно само организовываться, а как будет развиваться — неизвестно. При отсутствии коллектива происходит остановка в развитии, классный индивидуализм, зазнайство, пренебрежение к другим. Поэтому необходимо формировать классный коллектив, хотя это не самоцель, а необходимость для полезного и личностного развития детей.
Чтобы миновать атмосферную неустойчивость, я создаю на уроках и во внеурочное время проблемные ситуации, которые в одиночку решить нельзя, поэтому разбиваю детей на группы. А группы каждый раз организовываю по-разному. Это и на «Первый-Второй-Третий», «Первый- Второй,... рассчитайсь! Разбиение на варианты (до 6 вариантов), это разбиение по росту, по цвету волос, по цвету одежды...» Это и по желанию, и по необходимости и т.д. Не сразу всё получалось: были откровенные протесты, слёзы, обиды, и, порой, только убеждения или объяснения помогали в сложных ситуациях. Способы могут быть самыми разнообразными, но на этом этапе развития классного коллектива важно, чтобы появилось у детей осознание себя как части классного коллектива. Именно в создании таких ситуаций активно используются знания и умения каждого ребёнка в отдельности и в целой микро группе. Растет возможность для личностного самовыражения и самоутверждения, что размывает границы микро групп и позволяет им расширяться, включая в себя детей, которые чувствовали себя изолировано.
Результатом проделанной работы является создание успешности, которая приводит к тому, что школьники ради успеха дела способны стать выше своих симпатий и антипатий, поэтому в классе организовываю коллективные мероприятия, ведь именно они формируют чувство «мы — единое целое», «мы — коллектив».
Поначалу мой проект назывался «Дружный класс», но затем в процессе работы, я пришла к выводу, что дружного класса без создания коллектива нет, и не может быть, поэтому мой проект можно переименовать в проект «Как создать дружный коллектив в 1 классе». Ведь отсутствие коллектива на первоначальном этапе обучения не сулит ничего хорошего: разобщенность, не понимание друг друга и даже нежелание учиться. А в классе, если он — коллектив, существует определённая упорядоченность, адекватная задачам и специфике учебно-воспитательного процесса.
Проект считаю завершенным, но это не значит, что на протяжении последующих лет учебы не будет возникать трудностей. И если возникнут какие-то трудности, то мы вместе, сообща сможем их преодолеть, т.к. наш класс можно смело назвать дружным коллективом. И уже на практике это было доказано: в конце апреля к нам пришли двое новеньких учащихся, и нам было приятно, что никаких конфликтов не происходило. Ребята очень доброжелательно приняли новичков, помогали им и наперебой объясняли им организационные моменты. Новички в коллективе чувствуют себя защищенными и уже стали полноценными членами нашего коллектива.