Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ДУАЛИЗМ КАК ЧАСТЬ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА | Цыкура Елена Александровна. Работа №215246

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Цыкура Елена Александровна
Статья раскрывает проявление дуализма во фразеологической картине мира русского человека. На материале 1836 паремий автор статьи доказывает, что такие группы пословиц и поговорок как богатство / бедность, судьба, бог / вера, труд / работа, семья / родня несут в себе ярко выраженный дуализм, в то время как группы паремий мать и родная земля не имеют и намека на дуализм.

Е. А. Цыкура,
студент 1 курса
направления подготовки
44.04.01 Педагогическое образование,
направленность Русский язык
Научный руководитель –
канд. филол. наук, доц. М. А. Казазаева
ДУАЛИЗМ КАК ЧАСТЬ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
Целью нашего исследования является выделение особенности проявления или отсутствия дуализма во фразеологической картине мира русского человека.Материалом исследования послужили произведения устного народного творчества – 1836 паремий русского языка, полученные путем метода контролируемого отбора из 5 лексикографических источников.Перед тем как познакомить вас с результатами нашего исследования, мы считаем целесообразным разъяснить, что мы понимаем под общенаучным ТЕРМИНОМ дуализм. Это понятие пришло к нам из лат.яз. dualis – двойственный. В философии оно обозначает – воззрение, объясняющее бытие из двух противоположных и не сводимых друг к другу начал: духовного и материального[5, 13].Мы, в свою очередь, заимствуем данный термин для своей работы, наделяя его следующим смыслом: свойство некоторых лексических групп паремий, согласно которому в них неразрывно сосуществуют два противоположных начала/ значения.Термин паремя мы, вслед за Людмилой Борисовной Савенковой, толкуем как устойчивое в языке и воспроизводимое в речи анонимное изречение, пригодное для употребления в дидактических целях[7].Для нашего исследования мы отобрали паремии нескольких семантических групп: 1) работа / труд, 2) семья / родня, 3) бог / вера 4) родная земля/ родина, 5) бедность / богатство, 6) судьба / рок, 7) мать.Первоначально паремии каждой выделенной группы мы проанализировали по признаку наличия положительной или отрицательной коннотации и получили следующие результаты.1. И так, паремий тематической группы работа – труд нами было выявлено 508 единиц. В этой группе также ярко проявляются черты дуализма, характеризующиеся наличием двух противоположных точек зрения на труд и отношению к нему:Положительная – 23%: Где успехи трудовые, там и горы зерновые(3). Земля труд любит(2), Муравей не велик, а горы копает(1).Отрицательная – 61%: От работы не будешь богат, а будешь горбат(3). И с топора не богатеют, а горбатеют(1). Посеяно с лукошко, так и выросло немножко(3). Ретивая лошадка недолго живет(3). У бога дней впереди много: наработаемся(4).Для русского крестьянина смыслом жизни, единственно возможной ее формой был труд. В русских пословицах и поговорках отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой русских людей. Отношение к труду актуализирует ценностные ориентиры людей наиболее ярко, потому что труд является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, именно поэтому паремий о труде так много - 508. Однако, работа не всегда дается легко и приносит удовольствие. Возможно, именно поэтому в составе данной тематической группы преобладают паремии с отрицательным отношением к труду.Особо следует отметить отношение русского человека к лени – бездельники закономерно порицаются. У ленивого, что на дворе, то и на столе(6). Двое пашут, а семеро руками машут(4). Однако и здесь отмечены пословицы, содержащие скорее нейтральную семантику, без ярко выраженной отрицательной коннотации – их в наших материалах набралось 16%: Послал бог работу, да отнял черт охоту(1). Я еще в пеленках, а лень моя была уж с теленка(3). Рада б я пряла, да лень напала(4).2. Паремии тематической группы семья-родня – 288 единиц. Именно в составе пословиц данной группы мы выявили, хоть и незначительный, но всё же перевес пословиц и поговорок, характеризующихся положительным отношением к семье. Возможно, это связано с тем, что русский человек понимает, что он только тогда крепко стоит на ногах, когда помнит свои корни, чтит предков, соблюдает семейные традиции, живет большой семьей.С положительной оценкой – 52%: В семье дружат — живут не тужат(1). На что и клад, коли в семье лад(1). Вся семья вместе, так и душа на месте(6).С отрицательно оценкой – 48%: Родных много, а пообедать не у кого(3). В семье не без урода, а на урода все не в угоду(1). Есть родня, есть и возня(6). Деревенская родня, как зубная боль (докучает)(1). Не всяк тому рад, что приехал в гости сват(2).3. Общее количество паремий тематической группы бог-вера составило 279 единиц. С приходом христианства, на Руси было принято чтить и бояться Бога, относиться к нему с уважением и любовью. Поэтому, по сравнению, с другими тематическими группами пословиц и поговорок с положительной коннотацией здесь было нами выявлено больше всего – 36%: Бог не как свой брат, скорее поможет(4). С богом пойдешь — до блага дойдешь(2). Кто любит бога, добра получит много(6).Однако и здесь доминируют паремии, характеризующиеся наличием отрицательной оценки – 64%. Царь далеко, а бог высоко(1). До царя далеко, до бога высоко(2). Не нужны нам праведники, нужны угодники(6).Таким образом, даже в рамках тематической группы подобного семантического содержания мы можем выявить двойственность в оценке как самого явления, так отношения к нему.4. Группа родная земля составляет 262 единицы. Тематически она приближена к группе семья, однако Родина всегда занимала особое место в душе русского человека: на Родине душа спокойна и сердце стучит ровно, за неё не страшно и умереть. Мы считаем, что это стало причиной того, что в рамках данной группы представлены языковые единицы только с положительной коннотацией: С родной сторонки и ворона (и собачка) мила(1). Любит и нищий свое хламовище(4). Где родился – там и пригодился(4). Без корня и полынь не растет(6). Всяк кулик свое болото хвалит(2).Итак, анализ паремий, входящих в состав данной тематической группы показал, что она не подвержена дуализму, так как весь составляющий ее языковой материал имеет исключительно положительную оценку.5. Так, в рамках семантической группы богатство / бедность нами было выявлено 247 пословиц и поговорок. Из них большая часть – 153 единицы – относится к группе, характеризующей бедного человека, либо бедность как явление. Паремий с положительной коннотацией в рамках данной группы нами было выявлено всего 27%. Отметим, что в данном случае слово положительный употребляется не в прямом значении, а обозначает смирение, принятие, оправдание бедности. На наш взгляд, это вполне закономерно, потому что бедность не может вызывать в полной мере положительных эмоций. Например, Бедный молодец честью богат(1). Гол, да не вор, беден, да честен(3).Гораздо большее количество составили паремии с отрицательной коннотацией – 73%.Например, Вам смех, а у нас и в лаптях снег (1). Голь о голь, как рыба об лед(1). Живем богато – со двора покато: чего не хватись, за всем в люди покатись(6). Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что данное явление – бедность – оценивается в русской языковой картине мира по-разному: как положительно (в меньшей степени), так и отрицательно (в большей степени).Паремий, относящихся к тематической группе богатство, было выявлено гораздо меньше – всего 94 единицы. Но и здесь выражаемая ими эмоциональная окраска весьма неоднородна: примерно столько же – 29% - составили паремии с положительной коннотацией, дающие положительную оценку наличию материального состояния у человека. Например: Богатому всегда праздник(1). Мошна туга – всяк ей слуга (2). Алтын серебра не ломит ребра (3).71% составили паремии, характеризующиеся наличием отрицательной коннотации в составе своей семантики.Например: Богатый – что бык рогатый: в тесные ворота не влезет(3). Богатство спеси сродни(4). Богатому и черт ребенка качает(6).Как мы видим, у русского человека и здесь отмечается двоякое отношение: с одной стороны, он уважает достаток, заработанный честным трудом, с другой – осуждает состояние, заработанное нечестным путём, спесь и ханжество. 6. Пословиц и поговорки тематической группы судьба-рок мы выявили 185 единиц. Русский человек любил и по сей день любит рассчитывать на судьбу, даже имеет место быть такое явление как русский авось.Паремий, характеризующихся наличием положительной коннотации достаточно много – 25%: Чему быть, того не миновать(1). Не все ненастье, проглянет и красно солнышко(6). Взойдет солнце и над нашими воротами(2).Однако есть понимание, что судьба может не всегда складываться удачно, поэтому отношение к этому понятию в русской картине мира также двоякое, и паремий с отрицательной коннотацией большее количество – 75%: От судьбы не уйдешь(3). Всякому свой крест(4). Судьба придет — по рукам свяжет(1). Худое — охапками, хорошее щепотью(1). Успеешь охнуть, как придется издохнуть(2). 7. Путем сплошной выборки материала из лексикографических источников, нами была выявлена еще одна группа, не подверженная дуализму – это тематическая группа мать, представленная 67 единицами. Нет такого дружка, как родимая матушка(2). При солнце тепло, а при матери добро(3). Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет(2).Мать – самый главный человек в жизни каждого, и поэтому русский человек о матери, как и о родной земле, не допускает отрицательных коннотаций. Это те святые понятия, которые являются фундаментальными в русской культуре и русской языковой картине мира. Подводя итоги нашего исследования, мы можем с уверенностью сказать, что задачи, поставленные перед нами в начале нашего исследования, мы выполнили. Нами было обнаружено, что среди проанализированных нами тематических групп паремий русского языка 5 характеризуются ярко выраженным дуализмом (богатство / бедность, судьба, бог / вера, труд / работа, семья / родня), при этом отрицательные коннотации значительно преобладают над положительными (в 4-х группах из пяти). Причиной большого количества паремий с отрицательной оценкой, по нашему мнению, является действие общеязыковой универсалии, состоящей в преобладании в языке единиц, оценивающих негативные явления. Человеку свойственно лучше передавать и запоминать негативные жизненные события, нежели позитивные. К тому же, пословицы и поговорки выполняют дидактическую функцию, поучают, наставляют, а в некоторых случаях и предостерегают, они передают негативный опыт поколений, чтобы облегчить жизнь потомкам.Две группы проанализированных паремий сохраняют цельность своей семантики, не допуская двоякого толкования – это паремии тематических групп родная земля и мать. Таким образом, наличие или отсутствие дуального отношения в семантической структуре паремий данных тематических групп продиктовано, по нашему мнению, прежде всего значимостью того предмета или явления, которому оно посвящено, его внутренней востребованностью для русского человека.
Список литературы
1. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа [Электронный ресурс] / В. И. Даль. – URL: http://megabook.ru/book (дата обращения 03.04. 2019).
2. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В. П. Жуков. – М.: Русский язык, 2000. – 544 с.
3. Михайлова Л. 20000 русских пословиц и поговорок / Л. Михайлова. – М.: Копиринг, 2009. – 384 с.
4. Мокиенко В. М. Большой словарь русских поговорок / В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 784 с.
5. Русская философия. Энциклопедия / под ред. М. А. Маслина. – М: Флинта, 2014. – С. 13 – 14.
6. Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки / М. А. Рыбникова. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. – 600 с.
7. Савенкова Л. Б. Мысли о русских паремиях [Электронный ресурс] / Л. Б. Савенкова. – URL: http://community.fortunecity.ws/victorian/twain/309/m/1999-1/paremija.html (дата обращения - 1.04.2019)
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×