Духовно - нравственное становление обучающихся в процессе социализации "Триединство: содружество, труд, способности" | Ольга Аалександровна Ершова. Работа №353728
Духовно - нравственно становление обучающихся в процессе социализации детей с нарушением интеллекта. На формирование личности ребенка влияют родители, педагоги, а затем окружение. Как поступают взрослые, так и ребенок. До 12 лет это главное психологическое содержание этого возраста не самоутверждение, а проявление самостоятельности.
«Триединство: содружество, труд, способности».
1 слайд. Цель: духовно – нравственное становление учащихся в процессе социализации.
Проблема: утеряно чувство почитания старшего поколения.
2 слайд. Нравственное становление самого педагога, внутренне высвобождение в себе резервов нравственной широты и красоты позволяют и ребенка вести за собой в эту сферу сокровенной глубины, той тайны жизни, в которой реально возможна встреча. На формирование личности ребенка влияют родители, педагоги, а затем – окружение. До 12 лет происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые, так и ребенок. Главное психологическое содержание этого возраста не самоутверждение, а проявление самостоятельности.
3 слайд. С 5-7 лет, труд становится центром внутреннего внимания ребенка. В нравственной психологии выделены три вида трудовой деятельности: самообеспечение – это действие по удовлетворению личных натурных потребностей человека; работа – это действие по способностям; труд – это отклик на нужду, или выполнение трудового действия из любви.
4 слайд. В практику воспитания вошел лозунг «Детям – счастливое детство». Детство - это время для подготовки к взрослой, сложной, трудовой и ответственной жизни. Вместо этого появилось время беззаботное. А вот великий педагог В.А. Сухомлинский сказал «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с душой ребенка».
5 слайд. Радость обучения в возрасте 7 – 10 лет – это всегда радость встречи с педагогом. Если она будет поддерживаться на протяжении четырёх лет, тогда душевные силы запечатлеваются в учебном процессе, с этого времени резерв душевных сил сохранится на всю жизнь, и человек в любом возрасте будет готов встретиться с другим, более опытным, чтобы почерпнуть от него новые знания и умения. Восприятие любого человека как учителя позволяет во взрослой жизни находить позитивное в общении со всяким. Главное в начальной школе – доброта, тепло, участие. И пока ребенок в этом не исполнится, он не сможет перейти на другое, ибо всё остальное для него пока не имеет значения. И педагог должен чувствовать разноплановость детей. Одни дети готовы быть в интеллектуальном, другие в эмоциональном, а третьи в душевном плане. Тогда в 7- 10 лет урок превращается во время встречи с целым миром и с педагогом, как с человеком. Это время встречи детей друг с другом, когда каждый может проявляться как уникальность и готов принимать индивидуальное в другом. И если во взрослых нет предметной жестокости, то дети тоже не проявляют склонность к навешиванию ярлыков, к обнаружению в другом плохого. В них этого на самом деле нет. Оно исходит только от взрослого, и только ими может быть спровоцировано. Там где идет ученическое взаимоотношение ученика с учителем в разных областях, там нет оценок. Там всякое проявление ценно само по себе.
6 слайд. Важно в возрасте 10-12 лет разрешить детям дела, за которые они берутся, но во всем определить окончание, которое было бы по силам ребенку, и это окончание переживать как радость, просто радость исполненного дела. И тогда дети научатся доводить начатое дело до конца. Если при этом дела будут выбираться не только по способностям, как работа, но и как отклик на реальную нужду, а исполнение их будет погружено в атмосферу заботы и радости друг о друге.
7 слайд. С12 лет ребенок готов к самостоятельности, включаться в параллель с взрослым и добирает необходимое. Взрослые могут принять новое состояние детей, либо отвергнуть. Когда это новое состояние не принимается, тогда между взрослым и ребенком разворачивается конфликт. Когда принимается новая позиция ребенка, тогда между ними наступает настоящая дружба, и дети готовы вместе со своим наставником тянуть общий воз. И взрослый групповой лидер становится ведущим у детей, равно как и те ценности, которые они исповедают. Это благоприятное время для активной социализации детей. Более того, вглядываясь во взрослых, дети в этом возрасте стремяться делать всё, как взрослые, действовать самостоятельно, но как взрослые. И отсюда там, где им предлагается какое-то серьёзное мероприятие, они выкладываются с такой искренностью, с такой полнотой, какой другой возраст не имеет и не знает. И для этого опираясь на всё выше сказанное… Беря за основу всю эту теоретическую базу, мы с детьми создали классные традиции: очищаем улицы от мусора, вычистили березовую рощу около интерната и каждую неделю поддерживаем в ней порядок.
8 слайд. Ещё одну традицию мы ввели – это обычай гостеприимства. Утеряно чувство почитания старшего поколения. Аобычай гостеприимства позволяет каждого гостя приветить, каждому жизни прибавить. Если гость с радостью уезжает и с чувством большой полноты покидает наш дом, как же много остается в нас той же полноты от его доброго «спасибо», от того, что мы исполнили его нужду! Мною в содружестве с воспитателем Поповой О. В. был разработан проект «Доброта спасёт мир».
Проект «Доброта - спасет мир».
Задачи: формировать благоприятный моральный климат между учениками, педагогами и старшим поколением посредством следования нравственному примеру; создавать условия для трудовой, творческой, эстетической и интеллектуальной самореализации личности ребенка; воспитать этические нормы поведения посредством обеспечения условий нравственного переживания.
План работы.
1.Сообщить детям о предстоящем проекте. На классном часе «Делать добрые дела» детям был предложен проект «Доброта спасет мир». Озвучил педагог цель и задачи проекта. Решили с детьми устроить праздник – встречу для женщин - пенсионерок, которые работали в школе – интернате. Составили план нашей работы – этапы проекта, как будем приглашать, и встречать гостей.
2.Взять списки женщин – пенсионерок у секретаря школы – интерната. Позовём гостей с помощью пригласительных билетов. Провести конкурс на лучший пригласительный билет (на уроке изо учитель Ершова О.А.). Задачи: формировать благоприятный моральный климат между учениками, педагогами и старшим поколением посредством следования нравственному примеру; создавать условия для трудовой, творческой, эстетической и интеллектуальной самореализации личности ребенка; воспитать этические нормы поведения посредством обеспечения условий нравственного переживания. Было предложено срисовать или перевести образцы для пригласительных билетов. Дети выбрали. Двое детей (Хохлова Алена, Давлетшин Руслан) срисовывали, остальные дети пользовались переводкой. Все работы были выставлены на конкурс. Учащиеся с 1- 3 классов голосовали за понравившуюся работу, не видя фамилии участников. Победил билет под номером 5 (Давлетшин Руслан) «гроздь рябины». В этом рисунке был раскрыт тайный смысл, связанный с нашими гостями. Пригласительный билет распечатали в11 экземплярах. Таким образом в ходе работы была проведена диагностика имеющихся детских качеств и скорректированы их последующие действия.
Подписали пригласительные билеты и дети с воспитателем Поповой О.В. на воспитательском часе разнесли по адресам. Детям, было поручено узнать, какие цветы любят женщины. В юности им дарили полевые цветы, а став старше покупные. Задача: формировать благоприятный моральный климат между учениками, педагогами и старшим поколением посредством следования нравственному примеру; воспитать этические нормы поведения посредством обеспечения условий нравственного переживания. Данный этап способствовал постепенному накоплению опыта нравственных отношений с окружающими.
3.Зная какие цветы предпочитают наши дамы, мы решили изготовить цветы из салфеток (на творческих часах с воспитателем Поповой О.В.). На творческих часах с воспитателем Поповой О.В. дети изготавливали розы из салфеток. Задачи: формировать благоприятный моральный климат между учениками, педагогами и старшим поколением посредством следования нравственному примеру; создавать условия для трудовой, творческой, эстетической и интеллектуальной самореализации личности ребенка; воспитать этические нормы поведения посредством обеспечения условий нравственного переживания;
4.Оформление букетов (на творческих часах с воспитателем Поповой О.В.). На творческих часах с воспитателем Поповой О.В ребята оформляли букеты. Задачи: формировать благоприятный моральный климат между учениками, педагогами и старшим поколением посредством следования нравственному примеру; создавать условия для трудовой, творческой, эстетической и интеллектуальной самореализации личности ребенка; воспитать этические нормы поведения посредством обеспечения условий нравственного переживания;
5.Во время вручения пригласительных билетов мы узнали, что в юности наши женщины любили полевые цветы. Решили нарисовать бейджик в виде «ромашки», написать имя и отчество гостя (на уроке изо Ершова О.А.). Задачи: создавать условия для трудовой, творческой, эстетической и интеллектуальной самореализации личности ребенка; воспитать этические нормы поведения посредством обеспечения условий нравственного переживания.
На классном часе «К тебе пришли гости» был задан вопрос, как обращаться к гостям, которые старше вас и вы не знаете их имён? Для этого нужны бейджики и будет он в виде полевого цветка. Выбрали ромашку. Почему именно ромашка? В интернете Хохлова Анастасия нашла, что означает слово «ромашка» на языке цветов. Прочитали «Легенду о ромашке», обсудили и решили, что для праздника мы используем этот цветок, как бейджик. Детям было предложено нарисовать ромашки, написать имя, отчество и во время праздника прикрепить каждому гостю. Учащиеся на уроке рисования изготовили 11пейджиков. Результатом этого этапа стало знакомство ребенка с миром этических норм бытия.
6.На уроках ритмике с учителем Федосенко Н.М. шла подготовка танца к празднику.
7Заключительным этапом этого проекта стал праздник – встреча разных поколений. Для этого использовали (творческие, воспитательские часы и самоподготовку воспитатель Попова О.В.; уроки ритмики Федосенко Н.М.; уроки чтения, пения, изобразительного искусства, коррекционно – развивающие занятия учитель Ершова О.А.). Задачи: формировать благоприятный моральный климат между учениками, педагогами и старшим поколением посредством следования нравственному примеру; создавать условия для трудовой, творческой, эстетической и интеллектуальной самореализации личности ребенка; воспитать этические нормы поведения посредством обеспечения условий нравственного переживания.
Началась подготовка к праздничному концерту. С детьми обговорили сценарий, что мы можем показать старшему поколению. Все дети были включены в работу. Была предложена роль ведущего. Выбирали по следующим качествам: уметь владеть эмоциями перед большой аудиторией, выразительно читать, хорошая память. Выбрали Головина Д.. На уроках чтения учились выразительному чтению, на самоподготовке учили наизусть стихи. На пении с (Хохловой А., Любовым А., Кирилиной А.) разучивали песни, на воспитательских часах их повторяли. А ещё девочки посещают кружок пения в сельском клубе. На ритмике с учителем Федосенко Н.М. разучили танец (Бигеза С., Головин Д., Хохловой А., Хохловой А.,). На коррекционно- развивающих занятиях «Играем в сказку» с учителем Ершовой О.А. подготовили спектакль рук сказки «Теремок». Этот этап формирует стремление детей к самостоятельной трудовой и творческой деятельности, через правильно организованное свободное время.
Праздничная программа была разделена на четыре части.
Первая часть – знакомство с гостями.
Вторая часть – «возвращение в детство»: чтение шутливых стихов мальчиками для девочек, конкурс «Золушка» между женщинами и девочками.
Третья часть – в исполнении (Кирилиной А.) песни «Мамина улыбка».
Четвёртая часть – показ спектакля рук сказки «Теремок».
Пятая часть – танец для женщин.
Заключительная часть – рассказ восточной притчи о доброте (Головин Д.). Притчи, легенды, истории из жизни мы используем на уроках и во внеклассной работе. Задача: воспитать этические нормы поведения посредством обеспечения условий нравственного переживания.
Между частями в праздничной программе выступали гости. Рассказывали о своем детстве, о своих учениках, о внуках. Давали советы учащимся. На этом отрезке происходило мудрое общение взрослого с душой ребенка.
После концерта было предложено всем участникам и гостям пройти за праздничный стол. Перед уходом гостям дети подарили букеты роз, которые изготовили сами. Таким образом реализована задача: формирования правил хорошего тона.
Итог: особое внимание уделялась подготовке мероприятия. Каждый шаг ребенка связан с правилами нравственности и эстетики. За то время, пока педагоги и дети были погружены в нравственно – этические задания, происходило не только внешнее содружество, но также внутренний диалог и собственный нравственный выбор ребенка.