Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема. | Буслаева Лариса Ивановна. Работа №314708

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Ребенка отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Основу этих взаимоотношений необходимо заложить еще в дошкольном возрасте, когда в ребенке начинает формироваться все человеческое.

 

 

 

 

Консультация для воспитателей  «Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: воспитатель МБДОУ № 32 «Тополёк» Буслаева Л. И.

 

 

 

г. Пятигорск, 2023г.

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Ребенка отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Основу этих взаимоотношений необходимо заложить еще в дошкольном возрасте, когда в ребенке начинает формироваться все человеческое.

Понятие доброты очень емкое и многозначное. Это и чуткость, отзывчивость, доброжелательность, внимательность и приветливость к людям, забота об их удобстве и покое, готовность быть полезным.

В основе доброты лежит способность к сопереживанию, сочувствию, умению мысленно поставить себя на место другого, понять, почувствовать, что переживает другой человек, облегчить страдание, оказать помощь. Доброта это и отказ от собственного удовольствия, радость человека «сотворившего» добро. Добро связано и с проявлением совести, чувства стыда перед людьми и перед самим собой.

Добрый ребенок или не очень -  зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь – не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Воспитывать в ребенке доброту и милосердие  нужно с большой  настойчивостью и последовательностью.

Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности с первых дней его жизни. И чем меньше ребенок, тем боле значимо это воздействие. Именно в семье нужно с детства учить детей искусству жить среди людей, любить их, проявлять внимание и доброе отношение. Здесь очень важен личный пример. Взрослые именно своим поведением воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание. Детей надо учить присматриваться к физическому и душевному состоянию родных, окружающих людей с помощью вопросов, проговаривания ситуаций. Наряду с личным примером необходимо упражнять ребенка в добрых поступках, помочь не только творить добро, но и мыслить по законам доброты. Немаловажно значение бесед о том, какого человека называют добрым, почему?  Перед детьми можно ставить вопросы – задачи. Например: «Как бы ты поступил?», «Что можно сделать что бы…?».  Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях людей, о характере их поступков, о совести, о животных, коротающих студеную зиму, о сложности различных ситуаций. В воспитании доброты важна оценка, которая утверждает ребёнка в правильности поступка, помогает увидеть в поступке хорошее.

Но, воспитывая добрые чувства, необходимо вызвать у ребёнка и негативное, нетерпимое отношение к плохим качествам: грубости, жестокости, жадности, вызвать к ним негодование, осуждение. Объяснять, что ради забавы нельзя мучить животных, насекомых, рвать и топтать растения и цветы – они не в состоянии защитить себя. Учить пресекать жестокое обращение среди сверстников. Задача взрослых – быть терпеливее и обязательно должно все получиться.

Ребёнку нужно не только рассказывать о том, что надо быть добрым, ему надо это еще и показать, и доказать, например, с помощью ухода за домашними животными и растениями. Например, пусть он поучаствует в выборе питомца, даст ему имя, а взрослые расскажут и научат, как правильно за ним ухаживать, чем кормить. Делать это нужно вместе с ребенком, чтобы он понял и почувствовал доброе и заботливое отношение к животному.

Используя в системе перечисленные методы, родители могут сформировать у детей умение поступать по законам добрых человеческих отношений, добиваться того, что бы доброта стала чертой характера ребенка, необходимой ему в дальнейшей жизни.

Вкладывая в юного человека понятия добра и зла, невозможно обойтись без художественной литературы. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Чувства ребёнка необходимо укреплять, развивать. Хорошо бы после прочтения обсудить с ним то, о чём прочитали, охарактеризовать персонажей, как следует поступать, а как нельзя.

И самое главное, помните – воспитать доброту можно только добром.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×