Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Духовно- нравственное воспитание детей 2-3 лет | Сазанович Анна Михайловна Канева Татьяна Константиновна . Работа №325615

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Поэтому духовно – нравственное воспитание детей в детском саду необходимо начинать с раннего возраста (2-3 лет).

Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Духовно- нравственное воспитание детей 2-3 лет

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Поэтому духовно – нравственное воспитание детей в детском саду необходимо начинать с раннего возраста (2-3 лет)

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок - это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию движений и действий, речи, восприятия, памяти и мышления. В этом возрасте ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается в «смягчении» активных проявлений малыша. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?

Для достижения этих целей я в своей работе выделила несколько направлений:

Духовно - образовательное направление: занятия, беседы.

Оздоровительно – воспитательное направление: праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.

Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.

Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной и трудовой деятельности детей.

Итак, занятия с детьми в яслях имеют свою специфику. Они, как правило, проводятся в игровой форме и должны учитывать степень адаптации ребенка к детскому саду. Занятия не должны быть чересчур затянутыми и некоторые тематические занятия имеет смысл делить на несколько частей и проводить их в разные дни. Так, например, тема духовно-нравственного направления по развитию речи «Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками» распределяется в течение всего года.

Именно она, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому и неприятие зла.

Очень часто такие занятия и развлечения проходят в виде мини-спектаклей, в которых непосредственное участие, помимо воспитателя, принимают и дети. Их непосредственность, доверчивость, вера в чудеса помогают воспитателю прикоснуться к их душам невидимыми струнами устного народного творчества, в котором как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. А также особой задачей духовно- нравственного воспитания при знакомстве с русской литературой является воспитание любви к русской речи.

Проанализировав программное содержание занятий по развитию речи, я хочу предложить вашему вниманию таблицу, в которой некоторые темы, не столь заслуживающие внимания, я заменила темами, которые, как мне, кажется, более важны в решении проблем духовно-нравственного воспитания.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжается развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие, речь, наглядно-действенное мышление. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять просьбы взрослых, появляются действия с предметами-заменителями. Во время таких занятий как «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела», «Домик для медвежонка», «Дружная семейка», «Оденем куклу на прогулку» в малышах развиваются позитивные эмоции и воспитываются гуманные чувства. Ведь забота об игрушках, как о носителях человеческих качеств учит детей быть добрыми, чуткими, вежливыми.

Поэтому, и на таких занятиях, и в играх педагогу обязательно нужно демонстрировать воспитанникам, как общаться с другими людьми, употреблять важные вежливые слова приветствия и благодарности. Хотя эти слова и не могут иметь в раннем возрасте большого значения при общении с другими детьми, позже они сыграют важную роль в общении со взрослыми, а со временем станут необходимы малышам для игр с другими детьми, чтобы попросить о чем-то или договориться об очередности в игре. Если вежливые слова являются привычными для взрослых, скоро и малыши научатся их употреблять, ведь дети легко обучаются хорошим манерам, если видят их дома и в детском саду.

Важнейшим фактором в духовно-нравственном воспитании детей является познание окружающей среды, знакомство с природой и животным миром, с которыми малыши знакомятся не только на занятиях, но и во время прогулок и игровой деятельности. Николай Иванович Пирогов писал: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания окружающего мира». Но чтобы нам прийти к конечному результату, необходимодать ребенку первые азы: показать малышу как прекрасен и интересен окружающий мир, научить его заботиться о нём.

Ведь развитые в детстве желания не обижать собак и кошек, бережно относиться к растениям, убирать за собой игрушки, заботиться о своих близких, уважать труд других людей смогут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Аналогичную тематическую таблицу я подготовила и к занятиям по ознакомлению детей с окружающим миром.

Любой ребенок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить, наклеивать и строить, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравится, чем он интересуется. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач духовно-нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ. Во время таких занятий как «Построим дорожки для зверей», « Домик для куклы», «Нарисуем цветок для мамочки», «Вот какие у нас цыплята», «Колобок покатился по лесной дорожке», «Праздничная ёлочка», «Вкусное угощение для бабушки» у детей проявляется и закрепляется определенное отношение к окружающей действительности.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности, открывают при этом свою душу, испытывая ту радость, которую доставляет им созидание.

А использование русских народных игр в работе педагога позволяет решать сразу несколько познавательных и духовно-нравственных задач: развивает память, внимание, смекалку, речь ребенка, заставляет его прикоснуться к народным истокам и ценностям. Именно в русских народных играх собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, растений, а также эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём её многообразии. Назову несколько из них: «Гуси-гуси», «Морозко», «Салки», «Прятки», «Бабушка Маланья». Ну и, конечно, всеми любимый - «Каравай». Русские народные игры не должны быть забыты, ведь они выполняют своё самое главное предназначение – дарят детям радость и веселье, учат играть вместе, а, значит, впоследствии, и дружить.

Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×