«Духовно – нравственное воспитание дошкольников в условиях ФОП» | Шурмакина Нина Ивановна. Работа №339549
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольное детство – важный этапв становлении морального облика человека.В этигоды у детей закладываются основы нравственности, формируютсяпервоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаютсяс вопросамик педагогам, родителям, стремятсябольше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своимнародом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связаннымс родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.
Чтобы воспитыватьв человеке чувство гордости за свою Родину, надос детстванаучить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детямна протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, чтоотказ от Православных ценностейпривел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнениюрусского педагога ХІХвекаК. Д. Ушинского …для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни..
То есть система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.
К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:
познание и прививание православной культуры и традиций;
раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
одухотворение жизненного пространства ребенка;
защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду: зимой — Новый год, Защитники Отечества, Масленица; весной— Наши любимые, Праздник птиц, Пасха, Никто не забыт и ничто не забыто. Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.
На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими видами росписи, как Золотая хохлома, Гжель, Урало-сибирская роспись, дети знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи. С приходом весны ребята учились изображать солнце в славянской мифологии, закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно подбирали материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа. Изготавливая из солёного теста пасхальные яйца, украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и культурой нашей страны.
Совместные работы детей с родителями – неотъемлемая составляющая, без которой невозможно духовное и нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Успех воспитания складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи.
Проведённая работа в данном направлении декоративно - прикладное творчество воспитывает у дошкольников чувство уважения к творчеству мастеров и культурному наследию предков.