Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Духовно -нравственное воспитание посредством чтения художественной литературы | Сприх Светлана Юрьевна. Работа №272785

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Сприх Светлана Юрьевна
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

 

 

 

 

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников

посредством чтения художественной литературы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со

старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных

произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

 

Актуальность

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

 Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель:

Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Приемы:

Словесные:

Беседы;

Игры-беседы;

Рассказ;

Чтение художественной литературы;

Использование игровых ситуаций;

Игры - беседы с персонажами сказок;

Сочинение историй;

Наглядные:

● Групповые выставки;

● Рассматривание иллюстраций;

Практические:

Игры – драматизации;

Игры – инсценировки;

Игры – забавы;

Подвижные игры;

Пальчиковые игры;

Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;

Моделирование и анализ заданных ситуаций;

Рисование;

Формы организации:

Занятие по художественной литературе;

Индивидуальная работа с ребенком;

Коллективные работы;

Тематические занятия;

Пальчиковая гимнастика;

Дидактические игры;

Физкультминутки;

Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой.

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3.Инсценирование.

4.Заучивание наизусть.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

Сотрудничество с родителями.

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

 

 

 

 

 

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

В течение года

 

 

создание предметно-развивающей среды по чтение художественной литературы окружающей ребенка.

В течение года.

О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Наличие книг по речевому развитию

Проведение консультации для родителей

В течение года

Анкета для родителей,

Консультации

1.Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».

2.Анкетирование: «Роль книги в воспитании ребёнка».

Консультация для родителей: «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!»

Консультация для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

Консультация для родителей: «Что читать детям»

 

Организация конкурса рисунков «Моя любимая книга»

Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».

Консультация для родителей: «Роль сказки в воспитании детей».

Консультация для родителей «Ребёнок и книга»

 

 

 

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Ноябрь 2020г.

Анкета

Консультация для педагогов «Роль книги в нравственном воспитании дошкольников»

 

Май 2021г.

Консультация

Презентация отчёт по теме самообразования.

 

Работа с детьми

Формы работы

Сроки

 

Занятия по чтению художественной литературы

В течение года

дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

В течение года

1.Чтение сказки «Теремок»

2.Чтение былины «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей»

3.Чтение сказки «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка»

4.Сказка «Царевна –лягушка»

5.Чтение сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

Рисование «Моя любимая сказка», Раскраски по сказкам.

Пальчиковая игра «Семья»

Игровая ситуация «Правила общения с книгой»

 

Сентябрь

1.Чтение русских народных сказок.

2. Былина « Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович»

3.Чтение сказки «Василиса Прекрасная»

Рисование по прочитанным сказкам

Игра «Подумай, что может пригодиться богатырю»

Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Беседа «Моя любимая сказка»

Октябрь

1.Чтение сказки «Три медведя»

2. Чтение сказки «Пёрышко ФинистаЯсна-Сокола

3.Чтение сказки «Гуси-лебеди»

4.Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Подвижные игры«Волк и гуси»

Лепка «Миски трёх медведей»

Чтение потешек

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

 

Ноябрь

1.Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

2.Чтение сказки «Петушок –золотой гребешок»

3.Чтение И.С. Шмелев «Рождество»

4.Чтение Е.Ивановская «Предание о первой рождественской ёлке»

Рисование по прочитанным сказкам и рассказам.

Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

Пальчиковая игра «Мищка»

Декабрь

 

1.Чтение сказки «Курочка Ряба»

2.Чтение произведения «Саночки», «Четыре желания»

3.Чтение произведения «Как покататься на лошадке»

4.Чтение произведения «Куликовская битва»

Лепка по прочитанным сказкам и произведениям

Хороводная игра «Кто пасётся на лугу»

Январь

 

1.Чтение произведения «Семейный праздник»

2.Чтение сказки «Сивка-Бурка»

3.Чтение сказки «Зимовье»

4.Чтение произведения «Каменный цветок»

Рисование по прочитанным сказкам и произведениям

Игра «Кто с нами?»

Февраль

1.Чтение произведений о женщинах, мамах

2.Чтение сказки «Морозко»

3. Чтение сказки «Крошечка-хаврошечка»

Игра «Узнайте сказку»

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Март

1. Чтение сказки «Репка»

2.Чтение произведения «Правдивая история о садовнике»

3.Чтение сказки «Белая уточка»

4.Чтение произведения «Благовещение»

Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.

 

Апрель

1.Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

2.Чтение произведения «Троица»

3. Сказка про берёзоньку

4. Чтение сказки «Пастушья дудочка»

Разгадывание загадок про сказки

Просмотр презентации про сказки

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

«Социально – коммуникативное развитие дошкольников». Младшая группа. Л.В. Абрамова, И.Ф.

Слепцова

, Издательство, Мозаика-Синтез, Москва, 2017г.

«Развитие речи в детском саду. Младшая группа »

В.В.Гербова

здательство

, Мозаика-Синтез, Москва, 2016г.

«Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа» Центр педагогического образования, Москва. 2008г.

«Конспекты занятий по развитию речи. Вторая младшая группа» Центр педагогического образования, Москва. 2008г.

«Конструирование»

З.В.Лиштван

, Издательство «Просвещение», 1981г.

«Утренняя гимнастика в детском саду» Т.Е.Харченко, Издательство «Мозаика- Синтез»,2016г.

«Рисование с детьми 3-4 лет»

Д.Н.Колдина

Мозаика – Синтез, 2017г.

«Лепка с детьми 3-4 лет»

Д.Н.Колдина

Мозаика – Синтез, 2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

Уважаемые родители!

Просим Вас поделиться точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка.

1) Как Вы считаете для чего нужны детям сказки? __________________________________________

______________________________________________________________________________________

2) Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг:

практически все свободное время;

ежедневно;

хотелось бы больше, но мало свободного времени;

ваш вариант ответа___________________________

3) Вы читаете ребенку книги…

по просьбе ребенка;

по собственной инициативе

4) Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги? _________________________________________

5) Какие книги предпочитает Ваш ребенок:

сказки;

стихи;

литературу о природе;

энциклопедии;

книги познавательного содержания;

нет определенных предпочтений;

ваш вариант ___________________________

6) Проявляет ли Ваш ребенок самостоятельно инициативу в рассматривании книг:

да

нет;

от случая к случаю;

ваш вариант ответа______________________

7) Назовите, пожалуйста, любимые произведения вашего ребенка _____________________________

______________________________________________________________________________________

8) Какие трудности возникают при выборе сказки? __________________________________________

______________________________________________________________________________________

9) В какой форме чаще всего вы излагаете сказки ребенку:

чтение;

рассказ;

рассказ выдуманной сказки;

театрализация;

ваш вариант ответа___________________________

10) Считаете ли Вы важным предложить ребенку пересказать / обсудить содержание прочитанного произведения? ______________________________________________________________________

11) Как именно вы обсуждаете с ребенком сюжет прочитанного произведения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12) Читаете ли Вы с ребенком произведения для длительного чтения? Какие последние произведения прочитали? _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

13) Есть ли у вас дома библиотека для взрослых и детей? Считаете ли Вы важным ее наличие? ______________________________________________________________________________________

14) Придумываете ли Вы сказки для вашего ребенка? _______________________________________

15) Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг:

красочные иллюстрации;

познавательная ценность книги;

яркий литературный язык;

доступная цена;

выбор, сделанный самим ребенком;

ваш вариант ответа_______________________________________________________________

16) Считаете ли Вы необходимым приобщать ребенка к посещению общественной библиотеки?

______________________________________________________________________________________

17) Используете ли Вы в практике воспитания Вашего ребенка примеры ситуаций или поведения литературных героев? __________________________________________________________________

18) Как вы считаете, какие способности можно развивать у ребенка с помощью сказок?

интеллект;

речь;

творческие способности;

воображение;

ваш вариант ответа____________________

19) В чем Вам видится воспитательная роль книги:

книга – источник жизненного опыта и отношений между людьми;

книга – источник познания окружающего мира;

книга – источник нравственной и эстетической культуры;

ваш вариант ответа________________________________________

20) Какое из афоризмов Вам ближе всего:

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)

Сказки следует воспринимать как развлечение, а не как справочник по реальной жизни. (Лиза

Клейпас

)

Не бойся сказок. Бойся лжи. А сказка? Сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет. (Валентин Берестов)

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. (Евгений Шварц)

 

Уважаемые Родители! Спасибо огромное за вашу работу над анкетой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×