Духовно-нравственное воспитание через творчество на уроках ИЗО | Мария Николаевна Шайдук. Работа №353761
Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.
«Духовно-нравственное воспитание через творчество на уроках ИЗО» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры отношений, выработанных поколениями.
Духовно-нравственное воспитание через творчество на уроках ИЗО
«Всякое искреннее наслаждение изящным есть само по себе источник нравственной красоты»
К.Д.Ушинский
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. На уроках изобразительного искусства дети учатся рисовать, лепить, писать красками, конструировать. Но не только. Еще есть умение видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие. Умение вглядываться в жизнь - самое главное умение!
Истина, Добро и Красота – неразделимые понятия. Присутствие красоты в жизни и умение видеть ее помогает ребенку глубже проникать в суть явлений, постигать смысл и радость бытия. Изобразительная деятельность дает ему возможность выразить свои впечатления в художественной форме через линии, цвет, композицию.
Цель учебного проекта «Духовно-нравственное воспитание через творчество на уроках ИЗО» в центре дополнительного образования — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры отношений, выработанных поколениями. Эти ценности, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей. Первые попытки приобщения к этому у обучающихся происходят на занятиях по изобразительному искусству, начиная с 1-го года обучения, программа помогает в изучении курса истории искусства. Она построена на тех принципах, что самая квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости, прагматизму и нравственному цинизму.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок год за годом, урок за уроком поднимается по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика, восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у учащегося способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.
Приоритетная цель духовно-нравственного развития - формирование качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Например, дети изучают великие, вечные темы искусства:
1.«Материнство». Дети рассматривают произведения изобразительного искусства: икону «Владимирская Богоматерь», «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, «Мать и дитя» Пикассо и т. п. Задание: нарисовать себя и маму. Главное не сходство, а чувства.
2. «Мудрость старости». Перед учащимися предстают автопортреты великих художников Леонардо да Винчи, Эль Греко, а нарисовать предлагается портрет близкого пожилого человека
3. «Сопереживание». Картины: «Старик и мальчик» Пикассо, «Возвращение блудного сына» Рембранта не оставляют равнодушными ни одного из ребят. И задание особое: найти и придумать сюжет о том, кто страдает рядом, услышать его боль и выразить в рисунке.
«Иллюстрации к Библии».
Самая высокая цель в искусстве - помочь людям понимать друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по- настоящему Человеком.
Через изображения библейских сюжетов можно выразить самые сложные человеческие чувства.
1. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, рассуждая о которой, необходимо остановить свое внимание на жертвенной любви Бога к человеку и на проблеме предательства;
2. «Возвращение блудного сына» Рембрандта говорит о прощении раскаивающегося грешника, рядом – тема любви и веры в добро, главной здесь стала идея родительской доброты и человечности.
3. «Медный змей» Федора Бруни, повествует о спасении людей Богом.
Задание: выполнить иллюстрацию к библейскому сюжету.
Культурную роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается представление о мире, о красоте человека.
1. «Сказочная птица. Изображение и фантазия». Зрительный ряд: Слайды реальных и фантастических птиц в русской деревянной и каменной резьбе. Зачитываются литературные отрывки: А.Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», П Ершова «Конек-Горбунок»
2. «Человек и его украшения». Слайды с произведениями художников Н.Рерих, Н.Аргунов «Портрет крестьянки», Д,Левицкий «Портрет дочери», иллюстрации детских книг И.Билибина, фотографии русской одежды, оружия, кружев.
Работают над заданием: украсить кокошник, украсить богатырские доспехи.
В начале года дети знакомятся с Богородской игрушкой, матрешкой, дымковской и филимоновской игрушками, хохломой, гжелью, павло-пасадским платком.
В 4-й класс знакомит с народным искусством и культурой нашей родины. «Истоки родного искусства», «Древние города нашей земли»
По теме «Красота человека» в 4-ом классе - у каждого народа свое понимание женской и мужской красоты. Образ мужчины неотделим от его труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. В нем соединены представления о силе и добре, умении ухаживать за своей землей и защищать ее. Так и говорят: «добрый молодец».
Работы А. Венецианова, В. Васнецова, А.Пластова.
А в женщине видели начало жизни, мать всей природы, всего мира. Ее понимали как заступницу, как хозяйку дома, ценили ее достоинство и душевную отзывчивость, теплоту.
У нас всегда большое значение придавали лицу как выражению души и характера. Заглянуть в лицо человека – значит заглянуть в душу.
В образе женской красоты выражались представления о празднике о счастье, о самом дорогом и светлом в жизни. Люди верили: красота – это добрая, оберегающая сила. Поэтому женщину стремились украшать, а красоте женского костюма уделялось столько внимания
Зрительный ряд: И.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Коровин «Северная идиллия», Б.Кустодиев «Праздники в деревне»
Задание: создать портрет русской красавицы или доброго молодца.
Раздел программы посвящен культуре и искусству нашей страны. 1-я четверть - «Древние корни народного искусства», а так же - «Связи времен в народном искусстве»
занятия по теме «Историческая картина», дети работают над проектами: «Картины о русской истории».
Тема Великой Отечественной войны – главная тема. Отношение к Великой Отечественной войне наполнено не только чувством победы, но и чувством утрат.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого миро отношения.
1. «Каждый народ – художник» - так звучит тема 3-ей четверти в 4-ом классе. Дети изучают жилище, быт, традиции и искусство разных народов.
2. В 7-ом классе «Жизнь разных народов похожа и непохожа на нашу» - дети изучают роль искусства в наших знаниях и представлениях о жизни разных народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Пейзаж – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии.
Пейзажист Ф.А Васильев безгранично верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия на общество, что мораль и художественность неразделимы, утверждал , что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье. Обогатить и возвысить его.
С 1-ого по 7-ой класс изучается жанр пейзажа.
И.Левитан. «Над вечным покоем».И Шишкин. «Полдень». В.Борисов- Мусатов «Куст орешника». И. Грабарь «Февральская лазурь». Ф Васильев «Мокрый луг» - это произведения которые дети должны знать обязательно.
«Человек с его духовным миром всегда является основным предметом искусства. Человек – это огромный мир, большой и сложный, и к наиболее глубокому, полному и яркому раскрытию его всегда стремились настоящие великие художники всех времен и народов». Н.В.Томский.
С 1-ого по 8 –ой класс ребята рисуют образ человека. Главная задача – это уметь находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.
Люди всех народов стремятся к счастью и верят, что в будущем жизнь будет лучше. В искусстве всех народов есть светлая тема радости жизни, красоты молодости, тема счастья.
Глаза мальчика с портрета замечательного русского художника В. Тропинина смотрят в наш мир пытливо. Он задает ему вопросы. И ему же отвечать на них. Когда вырастет.
Пусть сегодня он, мечтая, смотрит в голубое небо и верит в огромную силу добра.
Пусть сам он будет добр к миру природы и миру людей!
Для становления человека в годы отрочества искусство имеет исключительное значение. Познавая, подросток должен чувствовать себя счастливым человеком, переживать полноту творческих сил. Это возможно, если сфера познания включает в себя все прекрасное. Познание искусства — широкое, многогранное понятие. Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души — постижением прекрасного.
Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом, обнаруженном еще Кантом, а до него Святыми Отцами Церкви, и со своей совестью, являющейся личным судьей каждого человека.
«Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству»
Томас Манн.
Литература
1.Школа изобразительного искусства. В десяти томах. 1 том. Москва . «Изобразительное искусство». 1986.
2. Педагогика искусства. Б.М.Неменский. – м.: Просвещение, 2007.-255 с. –(Библиотека учителя)
3.Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 1 кл. Л.А.Неменская; под ред. Б.М.Неменского. – м.:Просвещение,2007.
4.Изобразительное искусство: искусство и ты: учебник для 2класса. Е.И.Коротеева; под ред. Б.М.Неменского.- м.: Просвещение. 2007.
5. Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса. Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского – М.: Просвещение, 2006.
6.Каждый народ - художник. Учебник для 4 класса. Л.А.Неменская. Просвещение, 2007.
7. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. Н.А.Горяева, О.В.Островская. Просещение,2007.
8. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. Л.А.Неменская. Просвещение, 2008.
9.Психология. В.С.Кузин. Москва. «Высшая школа». 1982.
10.Искуссто. Живопись. Скульптура. Графика. Книга для учителей. Москва. «Просвещение». 1989.