Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Духовно-нравственное воспитание детей 3-4 лет посредством чтения художественной литературы | Удотова Елена Александровна. Работа №350800

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья раскрывает значимость духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы. Рассматриваются подходы к выбору книг и методикам их обсуждения, направленным на развитие моральных ценностей, понимания добра и зла, эмпатии и уважения у детей. Описаны основные принципы воспитательной работы с текстом, способы вовлечения детей в процесс осмысления прочитанного и формирования у них устойчивых нравственных качеств. Статья предназначена для воспитателей, стремящихся через литературу прививать детям духовные и моральные ценности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, художественная литература, эмпатия, моральные ценности, воспитание детей, чтение книг.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Удотова Елена Александровна, воспитатель

Муниципальное дошкольное образование бюджетное учреждение детский сад №19 станицы Упорной муниципального образования Лабинский район

 

Аннотация. Статья раскрывает значимость духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы. Рассматриваются подходы к выбору книг и методикам их обсуждения, направленным на развитие моральных ценностей, понимания добра и зла, эмпатии и уважения у детей. Описаны основные принципы воспитательной работы с текстом, способы вовлечения детей в процесс осмысления прочитанного и формирования у них устойчивых нравственных качеств. Статья предназначена для воспитателей, стремящихся через литературу прививать детям духовные и моральные ценности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, художественная литература, эмпатия, моральные ценности, воспитание детей, чтение книг.

 

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей составляющей воспитательного процесса, направленного на формирование у детей моральных качеств, таких как доброта, справедливость, сострадание и уважение к окружающим. В возрасте 3-4 лет дети открыты для восприятия базовых понятий о добре и зле, а также для формирования первых представлений о правильном и неправильном. В этот период закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем будут определять их поведение и взаимодействие с окружающим миром. Чтение художественной литературы выступает как мощный инструмент для передачи моральных и духовных ценностей, так как через яркие образы и ситуации, в которых оказываются герои, дети начинают понимать смысл поступков и их последствия.

Чтение художественной литературы в процессе духовно-нравственного воспитания играет двойную роль: оно развивает у детей эмоциональную отзывчивость, а также прививает осознанное отношение к социальным нормам и правилам. Литературные произведения, адаптированные для детей младшего дошкольного возраста, часто включают образы животных, растений и антропоморфных персонажей, чьи поступки могут быть понятны и близки детям. Благодаря этим образам малыши учатся различать добро и зло, осознают значимость таких понятий, как дружба, помощь, ответственность, что служит базой для формирования у них нравственного мировоззрения.

Подход к выбору художественной литературы для детей 3-4 лет требует особого внимания, поскольку тексты должны быть не только простыми для восприятия, но и содержать нравственные элементы, доступные для понимания ребенка. Например, сказки и рассказы, где герои оказывают друг другу помощь, проявляют заботу, демонстрируют доброту и сострадание, являются хорошим выбором для духовно-нравственного воспитания. Произведения, в которых раскрываются понятия честности, смелости, справедливости, позволяют детям понять важность этих качеств и попробовать применить их в собственной жизни. Такие тексты создают условия для осмысления детьми поведения персонажей и помогают им увидеть, что такое поступки, достойные уважения.

Чтение литературы становится важным педагогическим средством воспитания, когда воспитатель направляет внимание детей на определенные моменты произведения и помогает им осознать смысл ситуаций, с которыми сталкиваются герои. Например, обсуждая, почему герой сказки решил помочь другу или почему определенный поступок является хорошим, воспитатель может подвести детей к осознанию, что добрые поступки делают мир лучше. Важно, чтобы дети могли выразить свои впечатления, задать вопросы и попробовать объяснить поступки персонажей, так как это способствует их эмоциональному и нравственному развитию. Открытый диалог помогает детям осознать свои чувства, проанализировать прочитанное и выразить собственное отношение к поведению героев.

Работа с художественным текстом позволяет ребенку включиться в процесс анализа моральных ценностей через игровые элементы и диалог с воспитателем. Например, можно предложить детям представить себя на месте героя и подумать, как бы они поступили в подобной ситуации. Такие обсуждения способствуют развитию у детей эмпатии — способности понимать и сопереживать другим, что является важной частью нравственного воспитания. Дети начинают видеть, что другие могут испытывать такие же чувства, как и они сами, и это побуждает их к уважению и сочувствию к окружающим.

Духовно-нравственное воспитание с использованием художественной литературы также связано с формированием у детей потребности к добрым поступкам и осознанию их значения. Воспитатель может помогать детям осознавать важность таких действий через поощрение их стремления быть хорошими, внимательными и заботливыми. На примерах литературных героев малыши видят, что добро всегда возвращается к тем, кто его делает, что подчеркивает значимость этих поступков в реальной жизни. Сказки и рассказы помогают детям создать связь между вымышленным миром и собственной жизнью, делая их стремление к добру осознанным и постоянным.

Работа с литературой позволяет воспитателю развивать у детей чувство ответственности и стремление помогать другим. Так, рассказы о том, как герои приходят на помощь слабым или защищают своих друзей, пробуждают у детей желание быть похожими на персонажей и формируют у них понятие ответственности за других. Такие уроки становятся для детей значимыми, так как они учат их видеть мир более целостно, понимать важность поддержки и взаимопомощи. У детей возникает осознание, что их поступки могут приносить пользу не только им самим, но и окружающим, что делает их более восприимчивыми к проявлениям доброты и заботы.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы является важным элементом воспитательного процесса, направленного на формирование у детей первых нравственных установок и представлений о мире. Литературные произведения помогают детям осознать значимость добрых поступков, научиться различать правильное и неправильное и увидеть примеры положительного поведения. Под руководством воспитателя дети погружаются в мир художественных образов, осознавая нравственные идеалы, к которым им предстоит стремиться, что закладывает фундамент для их дальнейшего морального и личностного роста.

 

Список литературы

 

1. Апанасова И. А. Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы) / И. А. Апанасова, Л. О. Кобзева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 69-71.

2. Грибова М. В. Современный опыт организации нравственного воспитания детей в ДОО / М. В. Грибова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 333-336.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×