Название статьи:
"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста" | Козенкова Евгения Леонидовна. Работа №347902
Дата публикации:
20.10.2024
Автор:
Козенкова Евгения Леонидовна
Описание:
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир. Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребёнок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.
"Духовно - нравственное воспитание детей
дошкольного возраста"
Воспитатель: Козенкова Евгения Леонидовна.
Значение духовно – нравственного воспитания дошкольников и его нормативно – правовые основы.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.
Так что же такое духовно-нравственное воспитание детей? Это прививание детям определённых нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребёнку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребёнок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребёнка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребёнок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Именно поэтому ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В рамках программы От рождения до школы, нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности.
Содержание программы направлено на воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, посёлку, Родине.
На основе данной программы составлен перспективный план работы в этом направлении на текущий учебный год, где в результате реализации запланированных мероприятий решаются задачи воспитания уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут.
2. Основные формы, методы и принципы работы с детьми по духовно – нравственному развитию.
Воспитательная система по духовно – нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все те формы работы с детьми и виды деятельности, которые мы каждый день в своей практике применяем.
В своей организационной деятельности педагоги используют следующие основные формы работы с детьми: Тематические занятия, проектная деятельность, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций ( в том числе иллюстрированных энциклопедий, имеющихся в большом количестве в арсенале личной
библиотеки), прослушивание аудиозаписей.
Для формирования нравственных качеств личности ребёнка, мы используем следующие методы:
Беседа. Беседуя с детьми, стараемся побуждать их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, даём ребятам высказаться. Это позволяет нам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.В средней — старшей группах проводятся этические беседы: Будь всегда вежливым, Что хорошо, что плохо и почему, Ваши добрые поступки, Чем можно порадовать маму, Что такое подвиг?, Наш помощник этикет и т. д.
2. Чтение и анализ художественных произведений, например, Л.Н.Толстой Два товарища, Дед и внук, К.Д. Ушинского Умей обождать, А. Барто Помощница. Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную образовательную деятельность, так и в дополнительную работу с детьми. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой ещё небогатый жизненный опыт. Поэтому, нужно ненавязчиво учить ребёнка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Работая с малышами, нужно воспитывать навыки самообслуживания, для этого можно почитать им стихи, сказки, такие как Маша-растеряша, Неумейка, обсуждаем сложившиеся ситуации. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности лучше включить детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой.
Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры занимают народные праздники и традиции. В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.
3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми используются все виды игр для развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Проводятся такие дидактические игры и упражнения: Поприветствуем друг друга; Подбери картинку к хорошо и плохо; Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день, Словарь вежливых слов, игра Как тебя зовут друзья? (дети в группе обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии).
Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота, например, о кукле, как о носителе человеческих качеств, учатся дети быть вежливыми.
Сюжетно – ролевые игры: Гость — хозяин; Ты в театре; Разговор по телефону; На дне рождения; Если другу плохо…, Больница. В ходе игр часто включаются элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть, Карлсон, который случайно заглянул в детский сад, чтобы поиграть с детьми; медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаются и вместе решаются проблемные ситуации такие, как: кто – то плачет, заболел или потерялся.
Широко применяется театрализованные игры из своей картотеки. Они формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
Особо хочется выделить использование в своей работе игр-драматизаций на основе прочитанных произведений. Литературное произведение сближает ребёнка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере своих действий. Поэтому, в группе организуется театральный уголок, оснащённый разнообразными видами театра: пальчиковый, настольный, театр картинок; и уголок ряженья, где имеются элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно- ролевых игр.
Скачать работу
дошкольного возраста"
Воспитатель: Козенкова Евгения Леонидовна.
Значение духовно – нравственного воспитания дошкольников и его нормативно – правовые основы.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.
Так что же такое духовно-нравственное воспитание детей? Это прививание детям определённых нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребёнку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребёнок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребёнка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребёнок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Именно поэтому ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В рамках программы От рождения до школы, нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности.
Содержание программы направлено на воспитание у ребёнка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, посёлку, Родине.
На основе данной программы составлен перспективный план работы в этом направлении на текущий учебный год, где в результате реализации запланированных мероприятий решаются задачи воспитания уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут.
2. Основные формы, методы и принципы работы с детьми по духовно – нравственному развитию.
Воспитательная система по духовно – нравственному развитию детей обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все те формы работы с детьми и виды деятельности, которые мы каждый день в своей практике применяем.
В своей организационной деятельности педагоги используют следующие основные формы работы с детьми: Тематические занятия, проектная деятельность, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций ( в том числе иллюстрированных энциклопедий, имеющихся в большом количестве в арсенале личной
библиотеки), прослушивание аудиозаписей.
Для формирования нравственных качеств личности ребёнка, мы используем следующие методы:
Беседа. Беседуя с детьми, стараемся побуждать их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, даём ребятам высказаться. Это позволяет нам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.В средней — старшей группах проводятся этические беседы: Будь всегда вежливым, Что хорошо, что плохо и почему, Ваши добрые поступки, Чем можно порадовать маму, Что такое подвиг?, Наш помощник этикет и т. д.
2. Чтение и анализ художественных произведений, например, Л.Н.Толстой Два товарища, Дед и внук, К.Д. Ушинского Умей обождать, А. Барто Помощница. Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную образовательную деятельность, так и в дополнительную работу с детьми. Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой ещё небогатый жизненный опыт. Поэтому, нужно ненавязчиво учить ребёнка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Работая с малышами, нужно воспитывать навыки самообслуживания, для этого можно почитать им стихи, сказки, такие как Маша-растеряша, Неумейка, обсуждаем сложившиеся ситуации. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности лучше включить детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой.
Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры занимают народные праздники и традиции. В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.
3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми используются все виды игр для развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Проводятся такие дидактические игры и упражнения: Поприветствуем друг друга; Подбери картинку к хорошо и плохо; Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день, Словарь вежливых слов, игра Как тебя зовут друзья? (дети в группе обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии).
Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота, например, о кукле, как о носителе человеческих качеств, учатся дети быть вежливыми.
Сюжетно – ролевые игры: Гость — хозяин; Ты в театре; Разговор по телефону; На дне рождения; Если другу плохо…, Больница. В ходе игр часто включаются элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это, может быть, Карлсон, который случайно заглянул в детский сад, чтобы поиграть с детьми; медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаются и вместе решаются проблемные ситуации такие, как: кто – то плачет, заболел или потерялся.
Широко применяется театрализованные игры из своей картотеки. Они формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.
Особо хочется выделить использование в своей работе игр-драматизаций на основе прочитанных произведений. Литературное произведение сближает ребёнка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Ребята с удовольствием участвуют в инсценировке сказок, подбирают элементы костюмов для персонажей, изготавливают атрибуты к сказкам, договариваются между собой о характере своих действий. Поэтому, в группе организуется театральный уголок, оснащённый разнообразными видами театра: пальчиковый, настольный, театр картинок; и уголок ряженья, где имеются элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно- ролевых игр.