Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста | Боженова Кристина Сергеевна. Работа №339123. Номер работы: №339123
Одним из главенствующих процессов в современном мире является процесс духовно-нравственного развития воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации федеральной программы дошкольного образования. От этого зависит настоящее и будущее нашего общества и государства в целом. Это определяет духовно-нравственное здоровье людей, воспитывая с малолетства бережное отношение к культурному наследию, историческим и культурным традициям, нормам общественной жизни, сохраняя национальное достояние всех народов России. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Кроме этого, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечается необходимость усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, которые приняты в обществе, и включающие моральные и нравственные ценности.
Дошкольный период детства обладает благоприятными возможностями для начала духовно-нравственного воспитания личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования
Одним из главенствующих процессов в современном мире является процесс духовно-нравственного развития воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации федеральной программы дошкольного образования. От этого зависит настоящее и будущее нашего общества и государства в целом. Это определяет духовно-нравственное здоровье людей, воспитывая с малолетства бережное отношение к культурному наследию, историческим и культурным традициям, нормам общественной жизни, сохраняя национальное достояние всех народов России. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Кроме этого, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отмечается необходимость усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, которые приняты в обществе, и включающие моральные и нравственные ценности.
Дошкольный период детства обладает благоприятными возможностями для начала духовно-нравственного воспитания личности ребенка. В этом возрасте у ребенка наблюдается пластичность нервной системы, способность к подражанию, что является механизмом саморазвития и основой зарождения способности к идентификации, эмпатии, эмоционально-окрашенного поведения, деятельного отношения ребенка к миру. Эти качества выступают как благоприятные предпосылки нравственного развития.
Формирование духовно-нравственных понятий – очень сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Эти чувства формируются постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастают из любви к своей семье, к детскому саду, городу, родному краю, героическим поступкам своих предков. Для достижения результатов необходимо использовать только эффективные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную и нравственную сферы. Такие методы не должны казаться детям скучными, не интересными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично формировали бы его мировоззрение. Положительного результата можно достичь только при создании для детей теплой, уютной атмосферы.
Всем известно, что современный мир обозначен также тенденциями стремительного развития информационных и коммуникационных технологий, проникающих в различные сферы образования, в том числе и дошкольное. Нарастающий интерес к использованию мультимедийных технологий в педагогическом процессе свидетельствует о важности и необходимости адаптации образовательных методик к потребностям подрастающего поколения. Интерактивные образовательные приложения и игры предоставляют детям возможность учиться через игру и развивать необходимые навыки в соответствии с образовательной целью. Посредством использования мультимедийных игр у педагога появляется уникальная возможность создавать виртуальные ситуации, где дети смогут принимать моральные решения, в увлекательной форме исследовать их последствия и учиться искать ответ на вечный вопрос «Что такое хорошо, а что такое плохо?». Мультимедийные книги обогащают текст визуальными и звуковыми элементами, делая чтение более интересным и увлекательным. Современные линейки УМК для дошкольников располагают дополнительными материалами виртуальной реальности. Однако и простые книги могут включать в себя сказки, подчеркивающие нравственные уроки и ценности, что способствует формированию этических убеждений. Мультфильмы и мультсериалы предоставляют детям возможность получения визуального опыта и учат жизненным урокам, маскируя важные ценности под увлекательный сюжет, доступный и понятный ребенку. Хорошо продуманные анимационные композиции могут не только развлекать, но и транслировать важные моральные и этические нормы, помогая дошкольникам осозновать их значение в контексте собственной жизни. Виртуальные экскурсии и обучающие программы могут расширить кругозор, позволяя знакомиться с различными культурами, традициями и ценностями. Эта форма обучения способствует развитию толерантности и уважения к различиям в каждой культуре, что является важным компонентом воспитания нравственной культуры и неотъемлемым элементом воспитания в России, многонациональном государстве.
Одной из ключевых областей, где мультимедийные технологии являются наиболее значимыми методически, стало воспитание духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста, где они уже находятся в стадии активного формирования своих нравственных убеждений и ценностей. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что педагоги и исследователи всё больше обращают внимание на то, каким образом современные технологии могут обогатить и улучшить процесс воспитания духовно-нравственной культуры в дошкольном возрасте.
Цель духовно-нравственного воспитания, этоформирование способности ребенка к духовному развитию, нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.
Задачи духовно-нравственного воспитания заключаются в следующем:
1. Это приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различию добра и зла, самоуправления поведением и деятельностью. Развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка: когнитивную, эмоциональную, волевую.
2. Это формировать у детей доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире.
3. Это содействовать развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.)
4. Это воспитывать у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, стремление к добротворчеству, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).
В заключение хотелось бы отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. У ребёнка закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Всё лучшее, начинает формироваться в детском саду, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни.
Педагогам следует постоянно помнить об ответственности, которая на них ложится, в процессе духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Также, хотелось бы еще подчеркнуть, что правильно организованный образовательный процесс, соблюдающий баланс между «цифрой и реальностью» способен создать условия для гармоничного нравственного развития детей, что является важным вкладом в формирование будущего толерантного, справедливого и уважающего общества. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым!
Список литературы:
1. Безносова О. А. Роль когнитивного компонента в развития нравственной сферы личности ребенка дошкольного возраста // Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик : Сборник трудов IV Междунар. студ. научно-практ. очной конф., Оренбург, 15 апреля 2021 года. Том Выпуск 4. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 82-85.
2. Васильева И. В. Формирование личности дошкольника через нравственно-патриотическое воспитание // Альманах мировой науки. – 2019. –№ 5(31). – С. 45-47.
3. Ротова Е.Ю., Харина М.А. Значение игры в нравственном воспитании дошкольников // Вестник научных конференций. – 2022. – № 8-1(84). – С. 11-14.
4. Фофонова Г. С. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников: практические аспекты // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2020. – № 1(14). – С. 19-22.
5. Шостак А. А. Сказкотерапия как средство нравственного воспитания дошкольников // Трибуна ученого. – 2022. – № 4. – С. 187-191.
7.Абдуллина Л.Б. Методы нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Б. Абдуллина, И.С. Героева, Г.А. Журавлева // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : сб. материалов ХII Всерос. науч.-практ. конф. (Стерлитамак, 05 апреля 2023 г). – Стерлитамак : Стерлитамакский филиал УУНиТ, 2023. – С.10-13. –