"Духовно-нравственное воспитание детей, имеющих трудности в обучении" | Авершина Надежда Сергеевна. Работа №336222
В предложенной нами статье рассматриваются наиболее часто встречающиеся трудности в обучении младших школьников. Актуальность проблемы трудностей в обучении у младших щкольников возрастает, поэтому в статье освещаются наиболее часто встречающиеся методы духовно-нравственного воспитания, которые будут способствовать формированию усидчивости и волевой регуляции детей, что поможет им преодолеть трудности в обучении. Наиболее частым методом, ипользуемым в духовно-нравственном воспитании является - этическая беседа, немаловажную роль играют различные формы деятельности: художественная, трудовая, спортивная.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ Авершина Надежда Сергеевна, студентка Михайлова Галина Валентиновна, преподаватель психолого-педагогических дисциплин ОБПОУ «Курский педагогический колледж, г. Курск
Аннотация: в статье рассматриваются трудности в обучении младших школьников. Актуальность проблемы возрастает, поэтому в статье освещаются наиболее часто встречающиеся методы духовно-нравственного воспитания, которые будут способствовать формированию усидчивости и волевой регуляции младших школьников, что поможет преодолеть трудности в обучении.
С каждым годом отмечается рост обучающихся с трудностями в обучении. «К категории таких учащихся относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы»[2].
Для того чтобы гарантировать результативное изучение школьной программы ученики должны обладать некоторой степенью развития познавательных процессов: внимание, мышление, память, речь. В случае, если эти процессы развиты недостаточно, то появившиеся трудности в учёбе снижают у обучающегося мотивацию учиться.
Выделяется ряд особенностей детей, которые испытывают затруднения в обучении:
–«низкий уровень школьной зрелости;
– трудности в учении и в освоении социальной роли ученика;
–имеют повышенный риск школьной дезадаптации»[3];
–соматически ослабленные дети;
–негрубые отклонения в функционировании центральной нервной системы.
Детям, переживающим трудности в обучении характерно: неумение включиться в учебную работу; самостоятельно выполнять задания с инструкцией и без; применять полученные знания в решении нестандартных ситуаций[5]. Такого вида школьники поздно начинают ориентироваться в понятиях морали и нравственности. Понятия касательно того, что хорошо, а что нет, носят поверхностный характер. У них отсутствуют причастное отношение к миру, подход и приспособление к обществу.
Преподавателю важно сосредоточить интерес на таких детях и вовремя оказать им психологическую и педагогическую помощь, которая в таком случае будет предпосылкой к воспитанию. Продуктивный подход помощи детям-интерес к их личности, дружелюбие и терпение, стремление понять причины и найти подход. Этот путь считается элементом духовно-нравственного воспитания.
Нравственное воспитание – это процесс систематического и целенаправленного формирования у человека моральных черт, нравственных чувств, навыков и привычек поведения в обществе. В 2022 году проблема духовно-нравственного воспитания остра в образовательных организациях. Чаще всего она наиболее видима в младшем школьном возрасте, когда ребенок попадает в коллектив. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.[1]. Воспитание должно обеспечить:
– стремление к духовному развитию, самосовершенствованию, осмыслению значения собственной жизни, нравственному поведению;
– развитие физических, умственных и творческих способностей;
– укрепление нравственности, основанной на традициях, внутренних установках личности;
– формирование культуры общения;
– формирование умения анализировать свою деятельность, отвечать за свои поступки, настойчивость в достижении результата;
– развитие умения противостоять действиям, угрожающим жизни как одного ребенка, так и всего общества;
– трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей, как средство самоутверждения;
– укрепление веры в свою страну, чувства личной ответственности за неё[1].
Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников связывается и с тем, что в обществе произошло и происходит резкое ухудшение моральной и нравственной ситуации. В настоящий период времени понимание ребенка касательно людских ценностей, духовные и нравственные вытесняются материальными. Первостепенной целью воспитания считается –не допустить разрушение личности.
Каждая нравственная ценность подразумевает присутствие определенных регуляторов, обращенных на ее поведение. Нравственные основы мотивируют человеческое поведение, инициирующее побуждение ребенка сделать что-либо-данным обуславливается мотивационная роль высоконравственной культуры.
Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – положительно или отрицательно, но и на том как последствия совершенного отразятся на других. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих. С данным сопряжена существенная отличительная черта нравственной оценки поступков ребенка: данная оценка обуславливается не только фактом е, того или иного действия и его результатами, но и мотивами действия, т.е тем, какие побуждения направили ребенка совершить то, что он совершил.
Недостаточная сформированность волевых процессов выражается в неустойчивости замысла, отвлекаемости, отступлении от запланированной цели. Это говорит о несовершенстве нравственно-волевых качеств ребенка: упорстве, целеустремленности, решительности, усидчивости.
Имеется совокупность различных форм, методов и средств, наглядных пособий, которые оказывают влияние на воспитание у детей наиболее значимых моральных качеств. Наиболее классический метод – этическая беседа. Именно она поможет сориентироваться в сложной ситуации и проблемах нравственности, каждому поспособствовать в осознании личного опыта и поведения.
К значимой группе форм деятельности относятся: художественная, трудовая, спортивная. Необходима деятельность, которая будет направлена на получения удовлетворения от процесса познания. По этой причине на дополнительных занятиях и внеурочных мероприятиях следует уделять значительное количество внимания способам формирования такой установки, в общедоступных ребятам формах, в первую очередь - чтению рассказов и сказок. Посредством фантастических образов дети приобретают навык понимать собственные трудности, их предпосылки, а также находить пути их преодоления. Условия, в которых оказываются герои сказок проецируются на школьные проблемы, существующие в настоящее время, ребенок приобретает возможность взглянуть на эти проблемы с другой стороны.
«Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра»[4]. В игре младший школьник более самостоятелен, у него есть возможность самому выбрать в какую именно игру он будет играть, согласно собственному замыслу. В креативном характере игры заключена её воспитательная значимость: понятия касательно добра, заботы, опеки, взаимопомощи, а также партнерства.
В формировании чувства гуманности у ребенка поможет природа. Её воздействие на детей многосторонне и развивает у них заботу об окружающем мире, охрану тех, кто нуждается в помощи.
В нравственном воспитании главная роль отводится семье. Любовь обоих родителей, их внимание и забота о ребенке находят отклик, из-за чего он начинает совершать нравственные поступки.
Патриотическое воспитание считается составляющей духовного воспитания. В этой направленности проводятся классные часы, конкурсы стихотворений, рисунков на военную тематику, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.
Существенную значимость в развитии нравственно-волевых качеств играет освоение ребенком трудовых навыков. Это без исключения формирует подходящую базу для воспитания таких качеств, как ответственность, решительность, целеустремленность, настойчивость, усидчивость. Подобным способом, у ребенка приобретаются умение продолжать начатое, прилагая дополнительные усилия. С течением времени сосредоточенность ребёнка будет увеличиваться, он постепенно научится собранности, организованности при выполнении заданий. В течении продолжительного периода у него будет формироваться навык усидчивости. Духовно-нравственное воспитание будет способствовать формированию мотивации, волевой регуляции, в том числе и усидчивости младших школьников, что поможет преодолеть трудности в обучении.
Список литературы:
1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 36 с.[Электронный ресурс]
2. Джос, Ю. С. Исследование нейропсихологических и социальных факторов у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении и расстройствами поведения / Ю. С. Джос, И. С. Депутат, Н. Н. Рысина // Экология человека. 2011. – №7. – С. 38-47. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-neyropsihologicheskih-i-sotsialnyh-faktorov-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-trudnostyami-obucheniya-i/viewer
3. Овчинникова, Т. С. Вопрос выделения категории детей с минимальными нарушениями развития / Т. С. Овчинникова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2011. – №3. – Текст: печатный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-vydeleniya-kategorii-detey-s-minimalnymi-narusheniyami-razvitiya/viewer
4. Рындина, М.М. Роль народных подвижных игр в формировании нравственных качеств дошкольников / М.М.Рындина, И. А. Пикульникова, М. А. Калинина[и др.].-Текст: непосредственный // Молодой учёный. – 2019.–№46(284). – С.296 299.— URL: https://moluch.ru/archive/284/63919/
5. Трудности в обучении (2-4 класс). – Текст: электронный // infourok.ru : [сайт] . – URL : https://infourok.ru/statya-po-metodike-na-temu-trudnosti-obucheniya-klass-2385085.html