Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы | Пономарева Олеся Владимировна. Работа №349550
Аннотация: В статье рассматривается роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Чтение художественных произведений позволяет детям сопереживать героям, учит доброте, уважению и развивает воображение. Автор подчеркивает значимость работы воспитателя в подборе литературы и организации процесса чтения для успешного формирования нравственных основ у детей. Приводятся примеры книг, которые способствуют формированию позитивных качеств личности дошкольников.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольное образование, художественная литература, нравственное развитие, воспитание детей, книги для дошкольников.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Пономарева Олеся Владимировна, воспитатель
МДОУ- Детский сад №3 город Котово Волгоградской области
Аннотация: В статье рассматривается роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Чтение художественных произведений позволяет детям сопереживать героям, учит доброте, уважению и развивает воображение. Автор подчеркивает значимость работы воспитателя в подборе литературы и организации процесса чтения для успешного формирования нравственных основ у детей. Приводятся примеры книг, которые способствуют формированию позитивных качеств личности дошкольников.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольное образование, художественная литература, нравственное развитие, воспитание детей, книги для дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста занимает одно из ключевых мест в воспитательном процессе. Формирование у детей базовых моральных качеств, таких как доброта, честность, взаимопомощь, уважение к окружающим, — это основа их дальнейшего социального и эмоционального развития. Одним из эффективных средств для достижения этих целей является чтение художественной литературы, которая открывает перед ребенком мир человеческих чувств, учит видеть разницу между добром и злом, понимать мотивы и поступки других людей. Воспитатель в данном процессе выполняет важнейшую роль: он подбирает литературу, близкую и понятную детям, организует процесс чтения и помогает детям осознать моральный смысл произведения.
Для детей дошкольного возраста чтение книг часто становится первым шагом к познанию мира и взаимодействию с ним. Литература формирует не только языковые навыки, но и развивает эмоциональную сферу ребенка, его способность к сопереживанию, пониманию поступков и чувств других людей. При чтении сказок и рассказов дети знакомятся с героями, переживают вместе с ними радость или горе, начинают осознавать последствия тех или иных поступков. Таким образом, книги становятся важным инструментом в воспитании моральных качеств и формировании мировоззрения.
В этом контексте воспитатель детского сада имеет возможность влиять на нравственное развитие детей, вводя их в мир книг и помогая интерпретировать прочитанное. Один из главных аспектов, на который следует обращать внимание, — это правильный подбор произведений. Сказки, рассказы и стихи, которые подбирает воспитатель, должны быть понятны для детей, содержать доступные и понятные нравственные идеи. Например, классические сказки о добре и зле («Колобок», «Теремок», «Репка») помогают ребенку понять разницу между правильным и неправильным поведением, познакомиться с понятиями дружбы и взаимовыручки.
Дошкольники, как правило, легко усваивают идеи, которые воплощены в образах животных, так как это помогает им лучше воспринимать и анализировать поведение героев. Так, произведения К. Чуковского и С. Маршака, в которых главными героями становятся животные, учат детей пониманию того, что дружба, честность и взаимопомощь — это основополагающие ценности. Через забавные и поучительные истории дети постигают основные нормы поведения, учатся сопереживать и понимать важность этих качеств.
Чтение художественной литературы важно сопровождать обсуждением произведения. Слушая сказку или рассказ, дети часто испытывают яркие эмоции, которые важно вовремя заметить и обсудить. Воспитатель может задавать вопросы, например: «Почему герой поступил так?» или «Что бы ты сделал на его месте?». Такой подход помогает детям осознанно относиться к прочитанному, обогащает их эмоциональный опыт и дает возможность задуматься о поступках. Например, в сказке «Гуси-лебеди» можно обсудить с детьми, как важно слушаться старших, а сказка «Кот, лиса и петух» учит быть внимательными к незнакомцам.
Для поддержания интереса детей воспитатель может использовать различные методы и формы подачи материала. Например, при чтении сказки полезно сделать акцент на интонации, чтобы передать эмоции героев, или сопроводить рассказ вопросами, направляющими внимание ребенка на ключевые моменты сюжета. Инсценировка произведений, в которой дети могут разыграть роли любимых героев, также помогает укрепить понимание нравственного посыла произведения. В ходе такой игры ребенок лучше понимает мотивы и переживания героев, что способствует более глубокому осмыслению происходящего и помогает эмоционально включиться в сюжет.
Важной частью воспитательного процесса является организация чтения как ритуала, который создает атмосферу ожидания и радости, связанную с познанием чего-то нового и важного. Постепенно у детей формируется привычка слушать рассказы и сказки, а в дальнейшем — читать самостоятельно. Это особенно важно для развития духовной и нравственной сферы ребенка, ведь такие привычки закладывают основу для дальнейшего интереса к чтению и познанию. Кроме того, чтение как часть повседневной рутины учит ребенка дисциплине, умению концентрироваться и выслушивать других.
Литература также открывает детям возможность для обсуждения сложных, но необходимых понятий, таких как справедливость, ответственность, забота о близких. Например, сказка «Снегурочка» учит детей важности семейных отношений и доброты. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина помогает ребенку осознать важность верности и справедливости. Чтение подобных произведений дает ребенку возможность задуматься о роли каждого человека в обществе и его взаимодействии с окружающими.
Таким образом, художественная литература — это не просто средство для проведения досуга, а мощный инструмент воспитания. Она служит не только для обогащения словарного запаса и развития речи, но и для формирования нравственных качеств. Произведения, подобранные воспитателем, помогают детям осознать такие ценности, как дружба, доброта, справедливость и ответственность. В этом смысле работа воспитателя не ограничивается только чтением: он должен направлять и помогать детям в осмыслении прочитанного, разъясняя сложные моменты и делая акцент на нравственных аспектах произведения.
В заключение можно сказать, что вовлечение детей в мир книг — это важный и необходимый шаг в духовно-нравственном развитии дошкольников. Через чтение воспитатель не только знакомит детей с культурными традициями, но и прививает им базовые моральные ценности, которые становятся основой для их дальнейшего личностного роста.
Список литературы
Изотова Э. И. Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста // Символ науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-hudozhestvennoy-literatury-vo-vsestoronnem-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 31.10.2024).
Ханова
Т
.
Г
.
,
Гузь
А
.
А
.
Роль художественной литературы в реализации задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-hudozhestvennoy-literatury-v-realizatsii-zadach-nravstvennogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 31.10.2024).
Шабалина, В. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы / В. И. Шабалина, Н. М. Василенко, Е. А.
Стативко
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 245-248. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56406/ (дата обращения: 31.10.2024).