Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста | Голубцова Людмила Владимировна. Работа №338336

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, подчеркивая его важность в формировании личности и ценностных ориентаций. Автор детально рассматривает основные принципы духовно-нравственного воспитания, включая развитие эмпатии, обучение этикету, формирование самоконтроля, а также принципы гармоничного развития, целостности, индивидуализации и образцовости.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольный возраст, эмпатия, этика, самоконтроль, гармоничное развитие.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

 

Голубцова Людмила Владимировна, воспитатель

ГБУ ДОО «Константиновский ДС 2 «Радуга», г.о. Мелитополь

 

Аннотация. Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, подчеркивая его важность в формировании личности и ценностных ориентаций. Автор детально рассматривает основные принципы духовно-нравственного воспитания, включая развитие эмпатии, обучение этикету, формирование самоконтроля, а также принципы гармоничного развития, целостности, индивидуализации и образцовости.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольный возраст, эмпатия, этика, самоконтроль, гармоничное развитие.

 

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в их развитии и формировании личности. В этом возрасте дети активно интересуются миром, задают много вопросов и пытаются понять правила и нормы поведения. Основные принципы духовно-нравственного воспитания включают формирование ценностного отношения к добру, справедливости, толерантности и другим основным моральным категориям.

Одним из основных принципов духовно-нравственного воспитания является развитие эмпатии. Детям старшего дошкольного возраста необходимо научиться понимать чувства и эмоции других людей, проявлять сострадание и помогать тем, кто в нужде. Эмпатия является важной моральной ценностью, которую следует развивать с помощью игр, рассказов и обсуждений с детьми.

Еще одним принципом духовно-нравственного воспитания является обучение этикету и поведению в обществе. Детям старшего дошкольного возраста необходимо учить правилам вежливости, таким как поздороваться и прощаться, благодарить, извиняться, устанавливать контакт с другими людьми. Это помогает детям осознать свое место в обществе и учит их уважению к окружающим.

Формирование самоконтроля и самодисциплины также является важным принципом духовно-нравственного воспитания. Детей необходимо учить управлять своими эмоциями и желаниями, развивать стойкость и умение откладывать удовлетворение своих потребностей в пользу долгосрочных целей. Они должны научиться сдерживать свои негативные эмоции и принимать трудные решения.

Первым принципом духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является принцип гармонического развития. Это означает, что воспитатели должны обеспечивать развитие всех сторон личности ребенка: его интеллектуального, эмоционального, физического и духовного. Воспитание должно способствовать формированию гармоничной личности, способной к самореализации и адаптации в обществе.

Вторым принципом является принцип целостности и системности воспитательного процесса. Это означает, что воспитание детей должно быть систематическим и охватывать все аспекты их развития. Воспитатели должны учитывать влияние всех сфер жизни ребенка на его духовно-нравственное формирование и создавать единое пространство для воспитания, где дети могут применять и развивать свои ценности.

Третий принцип – индивидуализации и дифференциации образовательного воздействия. Воспитание детей старшего дошкольного возраста должно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Воспитатели должны создавать условия, которые позволяют каждому ребенку проявить свои способности и таланты, развивать свою индивидуальность и формировать личностные ценности.

Четвертый принцип – образцовости и доверия воспитательного взаимодействия. Воспитатели должны быть образцом для детей в своем поведении, отношении к другим людям и к миру в целом. Воспитатели должны быть полными доверия к детям и создавать доброжелательную атмосферу в группе. Воспитание должно основываться на взаимоуважении, поддержке и помощи ребенку в его развитии.

Пятым принципом является принцип вовлеченности и партнерства между воспитателями, родителями и сообществом. Воспитание детей старшего дошкольного возраста должно осуществляться в тесном сотрудничестве с родителями и обществом. Все участники должны иметь возможность вносить свой вклад в воспитательный процесс и оказывать поддержку ребенку.

Существует несколько принципов, которые помогают родителям успешно осуществлять духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Во-первых, это принцип примера. Родители должны быть образцом для своих детей, следуя нормам этики и морали в своей жизни. Ребенок наблюдает и повторяет все, что видит у своих родителей, поэтому важно, чтобы родители были осознанными и последовательными в своих поступках.

Во-вторых, родители должны создать благоприятную семейную атмосферу, в которой ценятся доброта, уважение, честность и забота друг о друге. Это позволит ребенку ощутить значимость этих ценностей и принять их как свои. Родители должны учить ребенка, что его поступки влияют на окружающих, и помогать ему осознать последствия своих действий.

Одним из основных принципов является и принцип коммуникации. Родители должны уметь слушать своих детей, проявлять интерес к их мыслям и чувствам. Важно учить ребенка культуре общения, включая умение выражать свое мнение, слушать других, уважать их право на собственное мнение. Благодаря коммуникативным навыкам, ребенок сможет строить отношения на основе взаимного уважения и понимания.

Кроме того, родители должны научить ребенка различать добро и зло, правильное и неправильное. Это можно сделать через чтение сказок о моральных ценностях, обсуждение событий, происходящих в мире, и объяснение, что является неприемлемым или неправильным.

Важно также воспитывать у ребенка эмпатию и сострадание. Родители могут обратить внимание на проявления доброты и сострадания у своего ребенка и поощрять их развитие. Это поможет формированию у ребенка понимания и уважения к чувствам и нуждам других людей.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста играет огромную роль в формировании личности и будущих ценностных ориентаций. В этом периоде развития ребенка, когда он уже обладает определенными психологическими и социальными навыками, необходимо активно заниматься его духовно-нравственной сферой. Основные принципы такого воспитания должны быть грамотно структурированы и учитывать особенности этого возраста.

 

Список литературы

1. Бартаева, П. П. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста / П. П. Бартаева, К. М. Игумнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 145-147.

2. Герина, Н. С. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры / Н. С. Герина, Л. Б. Пыпкина, Л. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 12-14.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×