Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы | Амосова Людмила Ивановна. Работа №352859. Номер работы: №352859

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста является важнейшей составляющей общего процесса воспитания и развития личности. Этот период характеризуется активным формированием моральных и духовных ценностей, осознанием детьми понятий добра и зла, справедливости и честности. Статья посвящена основным принципам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, роли воспитателя в этом процессе, а также методам и подходам, которые помогают эффективно формировать нравственные ориентиры у детей в условиях дошкольного учреждения.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дети старшего дошкольного возраста, нравственные ценности, воспитание, воспитатель, моральное развитие, принципы воспитания.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

 

Амосова Людмила Ивановна, воспитатель

МДОБУ ДСКВ №10, г. Всеволожск

 

Аннотация. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста является важнейшей составляющей общего процесса воспитания и развития личности. Этот период характеризуется активным формированием моральных и духовных ценностей, осознанием детьми понятий добра и зла, справедливости и честности. Статья посвящена основным принципам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, роли воспитателя в этом процессе, а также методам и подходам, которые помогают эффективно формировать нравственные ориентиры у детей в условиях дошкольного учреждения.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дети старшего дошкольного возраста, нравственные ценности, воспитание, воспитатель, моральное развитие, принципы воспитания.

 

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста занимает ключевое место в развитии личности ребенка. Это время, когда дети начинают активно осознавать не только личные чувства и переживания, но и начинают выстраивать первые отношения с окружающими на основе моральных норм и ценностей. В этот период важную роль в воспитании играют не только взрослые, но и сама социальная среда, в которой дети растут.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя формирование у детей представлений о добре и зле, справедливости и честности, о том, что такое ответственность, уважение, любовь и дружба. Воспитатель, используя различные методы и подходы, направляет процесс освоения этих ценностей, создавая у детей основы нравственного сознания. В статье рассматриваются основные принципы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также значимость этого процесса для формирования полноценной личности.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста строится на нескольких основных принципах, которые помогают формировать нравственные ориентиры, влияют на развитие личных качеств и способствуют гармоничному становлению личности ребенка.

Гуманизм — это ключевой принцип воспитания, который предполагает уважение к индивидуальности ребенка, его внутреннему миру, чувствам и переживаниям. Воспитатель должен относиться к каждому ребенку с уважением, учитывать его личные особенности, интересы и потребности. Важно создать такую атмосферу, в которой ребенок чувствует свою значимость, уверенность и безопасность. Этот принцип позволяет детям развивать эмоциональный интеллект, способность к эмпатии и уважению к окружающим.

Воспитатель является основным примером для детей, и его личное поведение оказывает глубокое влияние на формирование нравственных качеств у детей. Положительные черты характера, такие как честность, доброта, отзывчивость, ответственность, должны быть не только воспитанными, но и примером для подражания. Важно, чтобы действия воспитателя соответствовали тем нравственным идеалам, которые он пропагандирует. Дети старшего дошкольного возраста активно воспринимают и перенимают поведение взрослых, что делает личный пример воспитателя неоценимым инструментом духовно-нравственного воспитания.

В процессе воспитания важно объединить нравственные ценности с образовательными задачами. Важно, чтобы дети не только осваивали знание о мире, но и на практике учились делать правильный выбор, понимать последствия своих поступков. Принцип единства воспитания и обучения включает в себя использование различных видов деятельности (игры, беседы, чтение, трудовые процессы), которые могут быть направлены не только на развитие интеллектуальных способностей, но и на формирование моральных ориентиров. Например, при организации игровой деятельности воспитатель может предложить детям ролевые игры, в которых они смогут отработать навыки общения, взаимопомощи, уважения и честности.

Важно, чтобы воспитание духовных ценностей у детей происходило в контексте традиций и культурных норм общества. Это способствует формированию у детей представлений о культуре, традициях, семейных ценностях, а также о том, как они могут внести свой вклад в общественные отношения. Важно учитывать, что воспитание нравственных ориентиров не может быть отделено от культурного контекста, в котором живет ребенок. Ознакомление детей с произведениями искусства, литературой, народными традициями и праздниками способствует расширению их представлений о духовных ценностях.

Духовно-нравственное воспитание должно быть направлено на активность ребенка, на его желание и способность принимать решения, делать выбор и нести ответственность за свои поступки. Важно развивать у детей умение самостоятельно решать проблемы, искать компромиссы, а также осознавать свою ответственность перед окружающими. Это можно достичь через организацию различных ситуаций, в которых ребенок будет вынужден принимать участие в принятии решений, например, в выборе сюжетов для игр, распределении обязанностей в коллективной деятельности, обсуждении прочитанных сказок.

Для успешного духовно-нравственного воспитания необходимо использование разнообразных методов, которые учитывают возрастные особенности детей и позволяют эффективно воздействовать на развитие нравственного сознания. Среди них можно выделить следующие:

Сказки и рассказы — это мощный инструмент для формирования нравственных представлений. В них дети могут увидеть столкновение добра и зла, понять важность честности, помощи, дружбы и уважения. Важно не только читать сказки, но и обсуждать их с детьми, предлагать им интерпретировать поступки героев, рассуждать о последствиях тех или иных решений.

Беседы на морально-этические темы помогают детям осознавать ценности, развивать способности к самовыражению и анализу своих поступков. Важно, чтобы такие беседы были направлены на обсуждение конкретных жизненных ситуаций, в которых дети могут применить свои знания о добре и зле.

Театрализованные игры и ролевые игры позволяют детям в безопасной обстановке пережить различные социальные ситуации, научиться проявлять эмпатию, уважение, честность и ответственность. В таких играх дети могут примерить на себя роли различных персонажей, что способствует осознанию и усвоению моральных норм.

Игры, направленные на развитие у детей нравственных качеств, также играют важную роль в процессе воспитания. Например, игры на тему "Как помочь другу", "Как поступить правильно", "Что такое честность" позволяют детям учить на практике, как правильно взаимодействовать с окружающими, действовать в соответствии с моральными принципами.

В заключение можно отметить, что духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста является важным этапом в формировании личности ребенка, его моральных ориентиров и ценностей. Это процесс, в который вовлечены все участники образовательного процесса: воспитатели, родители, культура и социальная среда. Основные принципы духовно-нравственного воспитания — гуманизм, личный пример воспитателя, единство воспитания и обучения, ориентация на культурные ценности и активность ребенка — служат основой для формирования у детей представлений о добре, справедливости и нравственных нормах. Воспитатели, используя разнообразные методы, такие как сказки, игры и беседы, помогают детям научиться делать правильный выбор и осознавать свою ответственность перед окружающими.

 

Список литературы

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7лет. —

М.:Мозаика

— Синтез, 201

9

. — 80 с

Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 2020. 264 с.

Фомина, Т. П. Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения / Т. П. Фомина. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 184-186.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×