Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы | Дорофеева Светлана Леонидовна. Работа №346140. Номер работы: №346140

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы духовно-нравственного воспитания, его значимость для развития моральных качеств детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется практическим аспектам воспитания в условиях детского сада, а также влиянию окружающей среды и семьи на духовное развитие ребенка. Приводятся примеры воспитательных приемов, которые способствуют формированию нравственных ценностей у детей через игры, беседы и творческие занятия.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольники, старшая группа, моральные ценности, воспитательные приемы, личностное развитие.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы

 

Дорофеева Светлана Леонидовна, воспитатель

Детский сад «Green Gate»

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы духовно-нравственного воспитания, его значимость для развития моральных качеств детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется практическим аспектам воспитания в условиях детского сада, а также влиянию окружающей среды и семьи на духовное развитие ребенка. Приводятся примеры воспитательных приемов, которые способствуют формированию нравственных ценностей у детей через игры, беседы и творческие занятия.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольники, старшая группа, моральные ценности, воспитательные приемы, личностное развитие.

 

Современное дошкольное образование направлено не только на интеллектуальное и физическое развитие детей, но и на воспитание их духовных и нравственных качеств. Это связано с тем, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, формируются первичные представления о добре, зле, справедливости, дружбе и уважении. Духовно-нравственное воспитание помогает ребенку понять важность моральных ценностей, развивает у него чувство ответственности за свои поступки и действия.

Один из ключевых принципов духовно-нравственного воспитания — это создание условий, в которых ребенок может проявлять свою индивидуальность и одновременно учиться понимать и уважать других. Важным аспектом является осознание ребенком своей уникальности и ценности, а также способности сотрудничать с окружающими, принимать различия и разнообразие мнений. Например, в ходе занятий и игровых ситуаций воспитатель может организовать обсуждение моральных дилемм, таких как «Что такое добро?» или «Как поступить в ситуации, когда кто-то обижает друга?». Подобные беседы помогают детям не только осознавать нравственные категории, но и применить их в повседневной жизни.

Особое внимание в духовно-нравственном воспитании должно уделяться формированию таких качеств, как доброта, честность, трудолюбие, уважение к старшим и готовность прийти на помощь. Эти нравственные категории закладываются не только через прямое обучение, но и через личный пример взрослых — воспитателей и родителей. Ребенок, наблюдая за поведением взрослого, перенимает его ценности и поведенческие нормы. Например, если воспитатель проявляет терпение и уважение к каждому ребенку, это становится образцом для подражания.

Игровая деятельность также играет ключевую роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Игры, в которых дети учатся сотрудничеству, поддержке и уважению к другим, помогают формировать у них позитивные модели поведения. Примером может быть игра «Добрые дела», где каждый ребенок рассказывает о хорошем поступке, который он совершил, или о том, как помог другу. Такая игра способствует осознанию детьми важности моральных поступков, побуждает их задуматься о значении доброты в их жизни и поощряет к совершению новых добрых дел.

Еще одним важным принципом является развитие у детей чувства ответственности и самостоятельности. В старшей группе детям предоставляется возможность участвовать в различных творческих и познавательных проектах, где они могут самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за определенные задания. Такие проекты могут быть связаны с организацией праздников или мероприятий, где дети учатся работать в команде, договариваться, учитывать интересы других участников. Например, подготовка к празднику осени, где дети вместе с воспитателем придумывают сценарий, готовят костюмы и украшают зал, позволяет им осознать, как важно принимать на себя ответственность за общий результат.

Творческие задания также способствуют духовно-нравственному воспитанию, помогая детям выражать свои мысли и чувства через рисование, лепку, конструирование. Во время таких занятий воспитатель может организовать обсуждение моральных тем: «Какой герой твой любимый и почему?» или «Что делает героя добрым?». Творческие задания помогают детям лучше понять нравственные категории и развивают их воображение, что также важно для формирования духовного мира ребенка.

Важнейшую роль в духовно-нравственном воспитании играют сказки, рассказы и притчи. Чтение детям историй, где герои совершают добрые поступки, помогают друзьям и проявляют уважение к окружающим, позволяет им в игровой форме усваивать важные нравственные уроки. Например, классические сказки, такие как «Колобок», «Три поросенка» или «Золушка», содержат примеры морали и учат детей справедливости, трудолюбию и дружбе. После прочтения воспитатель может организовать обсуждение: что сделали герои правильно, как они помогали друг другу, почему их поступки были важны для развития сюжета. Это позволяет детям не только воспринимать историю, но и осознавать ее нравственные уроки.

Еще один важный аспект духовно-нравственного воспитания — это уважение к традициям и культурному наследию. Воспитатель может организовать занятия, где дети знакомятся с традициями своей страны, учатся уважать культурное многообразие и понимать важность традиций и обычаев. Например, проведение праздников, связанных с народными традициями, помогает детям осознавать связь между прошлым и настоящим, а также формировать у них чувство уважения к своим корням.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста включает в себя целый комплекс методов и подходов, направленных на формирование у ребенка моральных ценностей и нравственных качеств. Важным принципом является создание условий, где дети могут осознавать свои поступки, принимать решения и учиться взаимодействию с окружающими. Игры, беседы, творческие задания, а также личный пример воспитателя и семьи играют важную роль в этом процессе. Воспитание нравственности и духовности у детей дошкольного возраста — это залог их успешного личностного и социального развития в будущем.

 

 

Список литературы

Банникова Н. А. Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников / Н. А. Банникова, В. В. Сташкова, В. П. Мурашкина, И. Б. Климова. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 230-233. — URL:

https://moluch.ru/archive/450/99205/

(дата обращения: 03.10.2024).

Веремейчук

Л.Н.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Вестник науки и образования. 2016. №10 (22). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-1

(дата обращения: 03.10.2024).

Матюхина Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Инновационная наука. 2020. №5. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-2

(дата обращения: 03.10.2024).

Наимова

З. К. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста / З. К.

Наимова

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 362-364. — URL:

https://moluch.ru/archive/288/65339/

(дата обращения: 03.10.2024).

Токарева Л.О. Ценностная основа нравственного воспитания детей // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnaya-osnova-nravstvennogo-vospitaniya-detey

(дата обращения: 03.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×