Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ | Попова Анастасия Викторовна. Работа №241089
Автор: Попова Анастасия Викторовна
Духовно- нравственное воспитаниие детей в ДОУ по средствам традиционных праздников
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДО должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе.
Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются народные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.
Народные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников. Но, к сожалению, в рамках программы ДОУ невозможно уделить внимание всем праздникам. И позабытыми остаются такие народные праздники как Троица, Страстная неделя, Яблочный и медовый спас, Святки, Крещенский сочельник, День Петра И Февронии, Ильин ДЕнь, Коляда, Покров, Иван Купала, Красная горка и другие. Переплетение языческих и православных традиций привело к разнообразию народных праздников.
В работу по ознакомлению детей с народными традициями я включаю различные виды детской деятельности: познавательную, исследовательскую, художественно-продуктивную, досуговую, игровую. Она осуществляется в интегративной форме: на занятиях познавательного цикла, музыкальных и занятиях по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности.
Используются разнообразные формы деятельности: занятия, наблюдения, подготовленные детьми совместно с родителями рассказы о своей семье, беседы, трудовая деятельность.
Так, например, были проведены такие занятия, как "По дорогам русских сказок", "Откуда пришел каравай?", "Встречаем весну", "Русский народный костюм", "Жаворонки прилетели" и др.
Проведена исследовательская деятельность "Мой род". Дети совместно с родителями изучали историю своей семьи, вспоминали своих родственников, составляли родовое древо, рассказывали про семейные традиции и семейные случаи, показывали семейные фотографии.
Также с детьми изучались народные традиции, приметы, особенности народных праздников. Большое внимание я уделяла таким литературным жанрам как пеструшки, потешки, загадки, так как считаю, что на сегодняшний день эти маленькие произведения незаслуженно забыты. Не смотря на то, что потешки и пеструшки - это произведение для детей раннего возраста, они были интересны ребятам подготовительной группы.
Новое поколение детей, к сожалению, не умеют разгадывать загадки. И этому их необходимо учить, так как загадка несет в себе не только описание какого-то предмета или явления, но и культуру и быт русского народа. Также загадка помогает развитию логики, образного мышления, речи. Мною были проведены такие мероприятия как "Час загадок", на котором мы с дошкольниками учились слушать и отгадывать загадки, и "Аукцион загадок", на котором дети составляли свои загадки и загадывали их друг другу.
Особое внимание по данной теме отводится работе с родителями. Для родителей готовятся информационные листы "Календарь праздников", "Откуда пришел каравай?", "Как на Руси отмечали Новый год?", "Поделись загадкой" и другое. Постоянно проводятся беседы по теме. Также Я стараюсь привлечь внимание родителей к мероприятиям, проводимым в группе и в саду.
Но не смотря на все выше сказанное, именно народный праздник имеет особое значение в формировании личности дошкольника. Роль народного праздника в приобщении детей к русским народным традициям можно рассмотреть в нескольких аспектах:
- народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма,
- народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;
- методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Праздники, которые отмечаются в нашем детском саду,(КАКИЕ ИМЕННО) создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.
При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию.
Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции. У каждого праздника есть свои атрибуты, песни, заклички, игры, хороводы. Народные праздники всегда связаны с игрой. Ни один праздник не обходится, конечно же, без игры на музыкальных инструментах. Музыкальные игры позволяют сделать пение, игру на музыкальных инструментах более интересной и доступной для детей.
Так же неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знают своё прошлое, и культуру своего народа.
Так с детьми подготовительной группы были разучены и проведены:
- подвижные игры "Гори ясно", "Ворон", "Сова" , "Солнце", "У медведя во бору" и другие.
- ролевые игры "Теремок", "Репка".
- настольные игры - пазлы по русским народным сказкам
Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.
Приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера.
следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях, это — пестушки, потешки, прибаутки, небылицы, колыбельные, а так же считалки, приговорки, скороговорки, дразнилки, заклички и т.д Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. А также играет немаловажную роль в забавах и развлечениях.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами, стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.