Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы | Халиуллина Динара Закарьевна. Работа №351015. Номер работы: №351015
Аннотация. Духовно-нравственное воспитание является важнейшим аспектом развития дошкольников. Одним из эффективных средств формирования духовных и нравственных ценностей у детей является чтение художественной литературы. В статье рассматриваются основные принципы духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте, роль художественного чтения в формировании нравственных качеств детей, а также рекомендации для воспитателей старших групп по организации работы с детьми через литературу. Уделено внимание выбору литературы, подходам к чтению и обсуждению прочитанного с детьми.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольники, художественная литература, воспитатель, нравственные ценности, книги для детей, дети, воспитание через книгу.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Халиуллина Динара Закарьевна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития воспитанников" Тополек", Оренбургская обл. село им. 9 Января
Аннотация. Духовно-нравственное воспитание является важнейшим аспектом развития дошкольников. Одним из эффективных средств формирования духовных и нравственных ценностей у детей является чтение художественной литературы. В статье рассматриваются основные принципы духовно-нравственного воспитания в дошкольном возрасте, роль художественного чтения в формировании нравственных качеств детей, а также рекомендации для воспитателей старших групп по организации работы с детьми через литературу. Уделено внимание выбору литературы, подходам к чтению и обсуждению прочитанного с детьми.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольники, художественная литература, воспитатель, нравственные ценности, книги для детей, дети, воспитание через книгу.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это процесс формирования у детей моральных и этических представлений, чувства сострадания, уважения, любви к родным и окружающим, а также понимания понятий добра и зла. Важно, чтобы нравственные ценности становились основой для формирования гармоничной личности ребенка. Один из самых мощных инструментов для этого в дошкольном возрасте — это художественная литература, которая способна донести до детей важные истины и уроки жизни через образы, сюжеты и персонажей.
1. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей
Чтение книг оказывает значительное влияние на развитие духовных и нравственных качеств у дошкольников. Книга помогает детям разобраться в сложных жизненных ситуациях, понять, как действовать в тех или иных обстоятельствах, научиться отличать добро от зла. В отличие от абстрактных понятий, конкретные примеры из жизни героев литературных произведений делают эти уроки более яркими и понятными для маленьких читателей.
Литература дает возможность ребенку пережить эмоции вместе с героями, что способствует развитию эмпатии, чувства сопереживания. Через знакомство с книгами о дружбе, честности, ответственности, совести, дети учат важнейшие моральные принципы, которые затем могут перенести в свою повседневную жизнь.
Прочитанные произведения становятся тем «зеркалом», через которое дети начинают видеть мир. Персонажи книг могут быть для них ориентиром в принятии правильных решений. В процессе чтения и обсуждения произведений у детей развивается способность анализировать поведение героев, делать выводы о том, что правильно, а что нет, осознавать последствия своих поступков.
2. Принципы выбора литературы для духовно-нравственного воспитания
Для того чтобы книга действительно стала средством формирования нравственных ценностей, важно правильно подходить к выбору произведений. Важно учитывать возрастные особенности детей, их уровень развития, интересы и потребности.
В старших группах дошкольного возраста дети уже способны воспринимать более сложные и глубокие произведения. Однако, несмотря на это, произведения должны оставаться доступными для понимания и восприятия. Важно выбирать книги с яркими и запоминающимися персонажами, четкими моральными установками и понятными сюжетами.
Хорошими примерами для старших дошкольников являются произведения А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, С.Я. Маршака. Их произведения не только привлекают детей яркими образами и увлекательными сюжетами, но и содержат глубокие нравственные уроки. Например, «Кошкин дом» С.Я. Маршака учит детей дружбе и помощи, «Лев Толстой для детей» включает в себя произведения, развивающие такие качества, как честность, заботу о других.
Не менее важным является подбор книг, раскрывающих темы дружбы, честности, смелости, помощи ближним и защиты природы. Книги, в которых дети могут увидеть примеры добрых поступков, поддержат в них стремление быть лучшими, добрыми, отзывчивыми.
3. Подходы к организации чтения в дошкольных учреждениях
Для того чтобы чтение стало эффективным инструментом духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать несколько важных принципов в организации работы с детьми:
1. Чтение вслух. Этот метод помогает детям сосредоточиться на восприятии текста и переживании его вместе с воспитателем. Важно, чтобы воспитатель читал выразительно, с интонацией, передавая чувства и эмоции героев, это помогает детям проникнуться настроением произведения.
2. Обсуждение прочитанного. После чтения важно проводить беседу с детьми, чтобы они могли осмыслить содержание книги. Вопросы должны быть направлены на то, чтобы дети могли выразить свое мнение о действиях героев, обсудить, что им понравилось, а что они бы сделали по-другому.
3. Вовлечение детей в деятельность. После обсуждения книги можно предложить детям творческие задания, связанные с произведением: рисование, составление сценок, создание поделок по мотивам книги. Это помогает закрепить прочитанное, а также способствует развитию воображения и творчества.
4. Использование ролевых игр. Инсценировки прочитанных произведений позволяют детям не только пережить события книги, но и лучше понять моральные ценности, вложенные в текст. Ролевые игры с героями произведений помогают детям развивать чувство ответственности, учат принимать решения и проявлять заботу о других.
4. Роль воспитателя в процессе духовно-нравственного воспитания через чтение
Роль воспитателя в духовно-нравственном воспитании через чтение невозможно переоценить. Воспитатель должен стать проводником в мир литературы, помогать детям находить важные нравственные уроки в книгах и обсуждениях. Важно, чтобы воспитатель сам был примером для детей, демонстрируя в своей жизни те ценности, которые он пропагандирует через книги.
Также воспитателю стоит обращать внимание на эмоциональную атмосферу в группе. Важно создать пространство, в котором дети смогут открыто выражать свои чувства, обсуждать прочитанное и делиться своими мыслями. Это поможет развить у детей не только нравственные качества, но и уверенность в себе, умение общаться и понимать окружающих.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников — важная задача, в решении которой литература играет ключевую роль. Прочитанные книги помогают детям усваивать основные нравственные ценности, развивают эмпатию, осознание добра и зла, учат важности честности, дружбы, заботы о других. Важно, чтобы воспитатель умел грамотно выбирать книги, организовывать процесс чтения и обсуждения, создавая тем самым условия для развития духовного мира детей.
Список литературы
Бондаренко К. В. Духовно-нравственное развитие дошкольников через детскую литературу // Вестник науки. 2024. №2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-razvitie-doshkolnikov-cherez-detskuyu-literaturu
Муратова Анжелика Артуровна Особенности приобщения ребенка дошкольного возраста к чтению художественной литературы в современных условиях // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-priobscheniya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-k-chteniyu-hudozhestvennoy-literatury-v-sovremennyh-usloviyah
Ханова Татьяна Геннадьевна, Гузь Анна Александровна Роль художественной литературы в реализации задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-hudozhestvennoy-literatury-v-realizatsii-zadach-nravstvennogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta