Духовно-нравственное воспитание дошкольников в дополнительном образовании | Семкина Диана Дмитриевна. Работа №363716
Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм – не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить работу с детьми таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям образовательных стандартов – через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в дополнительном образовании на примере проектно-исследовательской деятельности творческого объединения «Норильчонок»
Диана Дмитриевна Семкина
МБУ ДО «СОЦ»
педагог дополнительного образования
8 (913) 503-53-29
В условиях развития современного общества особое внимание необходимо уделять патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Данная тематика являлась актуальной во все времена, но в настоящем времени сознание детей подвержены всестороннему влиянию, в том числе и из-за наличия разнообразных гаджетов и свободного доступа в сеть Интернет. А также, из-за наличия многих внешних факторов, например, влияния общества, или отрицательной компании, у них может формироваться ошибочное суждение о патриотизме. Именно поэтому нам педагогам, необходимо качественно выстраивать работу по данному направлению.
Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм – не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить работу с детьми таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям образовательных стандартов – через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности.
В своей работе я особое внимание уделяю истории не только нашей страны, но и края, и конечно же, нашего города. И город Норильск, и Красноярский край богаты историей, каждый из нас является примером выдержки и силы воли, вся территория нашего маленького города – настоящее доказательство того, насколько мужественны и бесстрашны покорители севера, и наши дети должны знать историю своей Родины.
По тематике патриотического воспитания мною был разработан комплекс мероприятий, результатами реализации которых я хотела бы поделиться с коллегами.
Я являюсь руководителем творческого объединения «Норильчонок», где ежегодно обучаются 39 детей. Мы специализируемся на подготовке детей к обучению в школе. Здесь мы не только учим буквы и цифры, писать и считать, но и занимаемся творчеством. А особое внимание уделяем воспитательной работе. Срок реализации нашей образовательной программы – 1 год, и в течение всего этого времени я внедряю разные мероприятия.
В связи с особенностями современности, в своей работе я интегрирую традиционные и современные педагогические технологии с целью достижения наивысших результатов. Как показывает практика наиболее результативным и эффективным является проектно-исследовательская деятельность, где учащийся принимает непосредственное участие:
Сентябрь
– знакомство с образовательным учреждением
.
Как правило,
в период адаптации,
ведущий вид деятельности – игра.
Именно в этом формате мы проводим экскурсию по нашему центру.
Дошкольники принимают участие в квесте «Будущий первоклассник»
, г
де знакомятся с правилами и нормами, которые будут необходимы им для обучения в Центре.
Игра проходит по разным станциям, где предлагается выполнять разные задания, например, «Картинки из кусочков», «Собери рюкзак», «Найди отличия», «Ищем предмет и др
.
Квес
т-
игра – интересный современный формат
, о
н помогает
не только сплочению
ученическо
го
коллектив
а
,
но и помогает
формировать
навыки логического мышления
и тренирует
внимательность
.
Октябрь
–
в процессе подготовки к празднованию дня народного единства,
учащиеся знакомятся с народными костюмами и промыслом.
Данные мероприятия особенно нравятся детям
,
когда у них есть возможность примерить кокошник или папаху, а также потрогать деревянные расписные игрушки или предметы кухонной утвари.
По итогам данных занятий, дети создают индивидуальные творческие работы
, и
н
а базе Центра оформляются две выставки: «Ярмарка народной посуды» и «Народные костюмы».
Ноябрь
–
творческий
проект «Мой город».
Цель данного проекта – развитие мелкой моторики детей посредств
о
м изготовления макета городской среды.
На протяжении нескольких занятий дошкольники совместно с педагогом в урочное время изготавливают модели
домов (Приложение 1)
главной улицы города Норильска.
Далее все модели размещаются на основе макета,
дополняются элементами декора (газоны
,
деревья,
дорожные знаки,
транспорт и т
.д.)
.
Традиционные формы творческой работы (вырезание и склеивание) мы
совмещаем с просмотром видео
роликов про город с использованием ИКТ.
Таким образом,
продолжаем формировать первоначальные навыки ориентирования в пространстве.
Январь
– виртуальная экскурсия «Моя Родина – Норильск».
Данное воспитательное мероприятие проходит в формате виртуальной экскурсии по значимым местам и памятникам нашего города
.
На данном занятии педагог
подводит
промежуточные результаты
за 1полугодие
.
Каждому ребенку раздается карта с пустыми
«
окошками
» (Приложение
2)
,
г
де они
размещают изображения мест
,
котор
ы
е увидели на экране.
Каждое
памятное место
сопровождается
пояснением и историческими фактами.
Данный формат интересен детям еще и тем, что они могут примерить на себя роль туриста.
Такой формат проведения мероприятия позволяет, не выходя из классного кабинета, визуально осмотреть часть памятных мест и запомнить примерное их расположение в городе. Плюс данного мероприятия не только в расширении кругозора, но и в тренировке памяти, а также первоначальных навыков ориентирования по карте, что в дальнейшем способствует развитию топографических навыков.
Февраль
–
блок уроков по окружающему миру по теме «
Флора и
фауна
Таймыра
».
Полуостров Таймыр является уникальным местом
,
здесь сосредоточены несколько заповедных территорий, он богат яркими представителями краснокнижных животных и растений.
Именно здесь обитают эндемики многих представителей
фауны,
и наши дети обязательно должны с ними познакомиться
.
Изучение данной темы проходит с использованием мультимедийной презентации и тематических игр для проверки уровня усвоения материала, например, «Угадай животное по описанию», «Чьи следы?», «Разрезные картинки», «Кто чем питается», «Заштрихуй», «Нарисуй тропинку», «Кого не хватает?» и др.
Также, один из современных приемов, который используется для закрепления знаний по данной теме, является наглядный материал в виде лепбука – небольшое пособие, в котором учащиеся могут увидеть лоскутки с образцами меха северных животных. Такой формат способствует максимальному приближению детей к природе, буквально позволяет к ней прикоснуться.
Март
–
краткосрочный проект «Моя семья». На первом этапе учащиеся совместно
с педагогом
изучают уровень родственных отношений в семье с использованием учебных
распечаток и
по
средств
о
м
деловой игры,
в которой учащимся
предлагается
роль и
определенная
проблема,
решить которую
они
должны
с точки
з
рения
предложенной им
роли (мама,
папа,
р
ебенок и т.д.
)
.
На втором этапе учащиеся совместно с родителями готовят проект генеалогическое древо своей семьи, что способствует закреплению знаний об отношениях в семье, тренирует память и развивает навык выступления перед аудиторией.
Апрель
–
фотоквест «Мой любимый город».
Учащимся и их родителям выдается маршрутный лист,
по которому они в выходной день совершают
путешествие.
На уроке
по
окружающе
му
мир
у
ученик представляет результа
ты своей работы с родителями по
средств
о
м демонстрации фотографии на фоне памятного места и небольшой информаци
ей
о нем, таким образом
,
отрабатывается навык публичных выступлений и расширяется кругозор в области краеведения, а также,
способствует совместной работе с родителями.
Май
– участие во Всероссийской акции «Окна Победы»
и изготовление поделок для поздравления Ветеранов Великой Отечественной войны
.
Подвиг нашего народа – то,
что должно оставаться в памяти всегда.
Сов
местно
с учащимися
мы ежегодно оформляем окна учебного кабинета для участия в акции, основная цель которой – отдать да
н
ь великому подвигу наше
й
страны.
К сожалению, возраст не щадит никого и с каждым годом героев ВОВ остается все меньше, но учащиеся творческого объединения «Норильчонок» с огромным трепетом подготавливают поделки, и педагог лично вручает их каждому герою в День Победы.
Подводя итоги работы с дошкольниками по направлению патриотического воспитания в течение учебного года, стоит отметить уровень знаний о городе, крае и стране в целом. Это можно проследить посредством опроса детей на заключительных занятиях, а также наблюдать в процессе выполнения проверочных практических заданий по данным темам. Также интеграция традиционных и современных методов повлияла на активность родителей при подготовке домашних заданий. Вышеизложенный формат работы помогает не только расширению кругозора детей в области краеведения, формированию начальных понятий «патриот», «Родина» и др., но и помогает установить связь между образовательным учреждением и семьей ребенка, что является важной частью воспитания.
Реализованная в данном направлении проектно-исследовательская деятельность в творческом объединении «Норильчонок», помогает развивать память, внимание и усидчивость. Сплочает коллектив, учит добывать необходимую информацию в ее потоке. Дает навык публичных выступлений и расширяет кругозор. Мы воспитываем не просто добрых и честных людей, мы учим их важным и актуальным в современности вещам, а формы и методы, которые мы применяем в процессе обучения и воспитания, являются эффективными и полезными.
Использованная литература:
• Лизинский В.М. ―Практическое воспитание в школе‖, М, Центр
―Педагогический поиск‖, 2002.
• Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в
школе. М. Центр ―Педагогический поиск‖, 2002.
• Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. ―Школьная пресса‖,
2002.
• ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. ―Школьная
пресса‖, 2002.
• Кульневич СВ. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ
―Учитель‖, 2001.
• Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М.
―Педагогический поиск‖, 2000.
Приложение 1. Шаблоны для вырезания.
Приложение 2. Карта города Норильска для работы на воспитательном мероприятии.