Духовно-нравственное воспитание в образовательном учреждении | Пастухова Марина Владимировна. Работа №305265
Анализируя современное состояние духовного, нравственного мира детей, мы сознавали, что на тот момент существовало противоречие между объективной потребностью общества в высоком духовно-нравственном развитии обучающихся и отсутствием соответствующей системы воспитания в современной общеобразовательной школе, что организация духовнонравственного воспитания в школе требует соответствия сути Российской традиционной культуры и современных условий жизни школы. В связи с этим учителя нашей школы постоянно в поиске новых средств обучения новых технологий, форм и методов урочной и внеурочной деятельности.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
С.Г.Медвецкая, А. А. Травина, М.В.Пастухова,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 им. А.С. Сергеева»
г. Курска
Каждому педагогу, отличительной особенностью которого является глубокая и разносторонняя компетентность, высокое профессиональное мастерство, творческий подход к учительскому труду, системность и основательность в работе, характерны постоянное совершенствование и разработка собственных педагогических методик, культура общения, требовательность к себе и окружающим, доброта и благородство, глубокая порядочность в отношениях с обучающимися, коллегами по работе, глубокие и обширные теоретические знания по предмету.
Особенно важно прозорливое умение видеть проблемы современного образовательного процесса, предвидеть необходимые направления преподавательской деятельности, определять цели обучения школьников с учетом потребности их духовного, нравственного развития, становления их патриотических и гражданских начал. Именно поэтому педагогическим коллективом нашей школы более 10 лет назад были определены цели собственной педагогической деятельности, которые только сейчас признаны государством, педагогическим сообществом как качественно новые, наиболее прогрессивные, определена тема инновационного педагогического опыта: «Духовнонравственное становление патриота и гражданина Отечества».
Анализируя современное состояние духовного, нравственного мира детей, мы сознавали, что на тот момент существовало противоречие между объективной потребностью общества в высоком духовно-нравственном развитии обучающихся и отсутствием соответствующей системы воспитания в современной общеобразовательной школе, что организация духовнонравственного воспитания в школе требует соответствия сути Российской традиционной культуры и современных условий жизни школы. В связи с этим учителя нашей школы постоянно в поиске новых средств обучения новых технологий, форм и методов урочной и внеурочной деятельности. Идея- и изменений, внедренных и внедряемых педагогами в образовательной деятельности стало: создание новой системы содержания духовно-нравственного воспитания, составляющей которой будут необходимость возврата в школьную среду духовно-нравственных ценностей; формирование духовно-нравственной, самостоятельной и инициативной позиции обучающихся в образовании, в социуме; развитие, в первую очередь, исследовательских, рефлексивных, самооценочных умений; формирование нравственных компетенций, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности; реализация принципов связи обучения с жизнью; направленность учебного и воспитательного процесса на личностную ориентацию и деятельностный характер воспитания школьников, развитие духовно-нравственных качеств.
Условиями реализации изменений, внедряемых в образовательный процесс, стали;
развивающая среда школы, направленная на максимальное развитие каждо
го ученика;
связь школы, социума и церкви, позволяющая реализовать многие проекты во внешкольной деятельности;
учет возрастных особенностей и интересов учеников;
личностно-профессиональные качества учителя.
Образовательный процесс в нашей школе планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Чтобы вся система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Образование и воспитание полноценно и всесторонне развитого в культурной, нравственной, интеллектуальной и духовной областях человека невозможно без знания отечественной духовной культуры, хранящейся в вековых религиозных традициях. Практически 100% учеников в 8-11 классах обучаются основам православной культуры на факультативных занятиях или в кружках. Это процесс объективный, он отражает заинтересованность в таком образовании, как детей, так и их родителей. Опыт духовно-нравственного воспитания стал повседневной, обычной практикой, при которой дети и их родители свободно и осознанно делают свой выбор и в полном объеме, на высокой эмоциональной и творческой ноте, получают знания о родной православной культуре.
Вся дидактическая, развивающая, воспитывающая работа строится на личностно-ориентированном подходе в преподавании. Именно поэтому учителями школы были разработаны авторские программы: программа внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов начальной школы «Духовное краеведение» (авторы: Медвецкая С. Г., учитель основ православной культуры, Травина А.А., учитель начальных классов); программа курса дополнительного образования «Свет Миру» (кружок основ православной культур для обучающихся 1-х классов - беседы по библейским притчам по книге А.Меня «Свет Миру»), автор: Медвецкая С. Г., учитель основ православной культуры; внутришкольная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18 имени А.С.Сергеева» города Курска на 2009-2013 годы» (автор: Медвецкая С. Г., директор школы, учитель основ православной культуры).
Поиск новых подходов к работе по духовно-нравственному воспитанию школьников привело педагогический коллектив школы к постоянному сотрудничеству со священнослужителями, военным отделом Курской Епархии. Разработаны и активно реализуется договоры школы с Отделом религиозного образования и катехизации Курской епархии Русской Православной Церкви и с Православным приходом Михайловского храма г. Курска с целью сотрудничества в сфере образования, культурно-просветительской и социальной деятельности среди детей и их родителей.
Особая гордость школы - военно-морские кадетские классы. Особенно важной педагоги считают работу, в ходе которой нацеливают обучающихся на усвоение важнейшей обязанности каждого человека - защищать Родину. Разработана авторская программа внеурочных занятий по основам православной культуры «Уроки Мужества «Жизнь отдать за друга своя». Эти уроки способствуют не только расширению кругозора ребят, но, прежде всего, эмоциональному восприятию идей, мыслей о самой высшей чести для человека - «жизнь отдать за друга своя», за Отечество, за веру православную. В Уроках принимают участие священники, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей моряков, погибших на АПРК «Курск». Готовясь к Уроку, кадеты подбирают необходимый материал, разучивают стихи, песни по теме. Практически накануне каждого Урока ребята изъявляют желание посетить Михайловский (морской) храм. Также разработано календарнотематическое планирование факультативного курса «Основы православной культуры» для 8 военно-морского кадетского класса «Патриотическое служение Христолюбивого воинства Руси».
Высокие результаты внеурочной деятельности в ходе занятий факультатива, Уроков Мужества влияют как на расширение исторического кругозора, воспитание эстетического, эмоционального восприятия духовных, нравственных ценностей, так и, прежде всего, на стремление кадет к высоким нравственным ориентирам, осознанное решение по окончании школы поступать в военно-морские ВУЗы страны.
Есть в школе ещё один особенный класс - Мариинский девичий, где учатся только девочки. С целью помочь обучающимся в ходе внеурочной деятельности осознать особую, ответственную роль женщины в семье, на работе, в Российском обществе разработана авторская программа курса дополнительного образования с этнокультурным, православным компонентом «Знаменитые россиянки - подвижницы стяжания Святаго Духа и служения Отечеству». Практически все девочки посещают занятия кружка - он проходит в традициях литературно-художественных гостиных. Замечательные образцы великих женщин, отдавших всю жизнь Отечеству, духовному, нравственному служению, ощутимо влияют на внутренний мир девочек. Особенно интересны встречи с известными женщинами города Курска и Курской области.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. В. А.Сухомлинский писал:
«Есть только один способ положить конец злу - делать добро». В целях формирования у обучающихся духовно-нравственных ценностей, воспитания доброты, милосердия, заботливого отношения к детям, инвалидам, одиноким н престарелым людям в школе проводятся акции: «Рождественский свет в каждый дом», «Весенние надежды», «Тёплые носочки.
Для обучающихся школы 1 ступени образования реализуется проект «Дерево добрых дел». Каждая веточка дерева - класс. На листочках - запись коллективного доброго дела: «Подготовка и проведение праздника открытия Субботней школы развития будущих первоклассников», поздравление ветеранов флота с Днём рождения военно-морского флота, проведение благотворительной ярмарки в фонд памяти моряков-курян.
Исходным теоретическим и педагогическим принципом учителей, обеспечивающих динамическое развитие учебных и личностных достижений школьников, является перевод учащихся из позиции исполнителя в ситуацию автора, творца своей образовательной деятельности.
Особенно ярко реализуются способности ребят в период их подготовки и участия в научно-исследовательских конференциях - конкурсах исследовательских работ обучающихся духовно-нравственной направленности «Ушаковские чтения» и «Куряне - подвижники Святаго Духа», проводимых в школе ежегодно более 6 лет и в настоящее время имеющих статус открытых региональных. Вот тематика некоторых исследовательских работ духовнонравственной, патриотической направленности обучающихся 8-11 классов, изучающих курс ОПК: «Православные святыни художественной культур Курской области», «Русская иконопись и её особенности», «Особенности архитектуры Курских храмов», «Святой праведный воин Феодор Ушаков - мифы и реальность об упокоении», «Народный святой» воин Евгений Родионов», «Куряне - насельники Дивеевского монастыря», «Одигитрия Русского Зарубежья», «Куряне - подвижники Святаго Духа», «Наш земляк митрополит Филарет (Вознесенский)», «Эскадра адмирала Ф.Ф.Ушакова», «Адмирал Ф.Ф.Ушаков - святой праведный воин земли Русской (Канонизация адмирала)», «Адмирал Ф.Ф.Ушаков - святой праведный воин земли Русской (Служение Отечеству)», «Современники» (Адмирал Федор Ушаков и морской министр Николай Мордвинов)», «Слава и доблесть Русского флота - Ф.Ф.Ушаков», «Кому память, кому слава, кому темная вода...» (Военно- морские награды России 18 века)», «Святой благоверный князь Александр Невский», «Молитвенница и праведница земли курской - матушка Мисаи-
Лучшие творческие работы, материалы научно-исследовательских конференций обучающихся печатаются в издаваемых школой сборниках «Парус» («Отечество земное, Отечество духовное»), «Ступеньки сентября», в школьной газете, в сборниках «Ушаковские чтения», «Сергеевские чтения», «Куряне - подвижники Святаго Духа», в газете «Городские известия», сборнике научно - исследовательских работ учащихся, посвященных 170-летию со Дня рождения родоначальника русской исторической живописи В.Г.Шварца.
В целях воспитания любви и уважения к родному краю, развитие познавательной активности обучающихся в 2011 году коллектив учителей школы I ступени образования начал работу над информационно- исследовательским проектом «Семь чудес Курского края».
Нашу эпоху называют информационной. 21 век погружает ребенка в стремительно развивающиеся ситуации. Интернет выступает здесь как своего рода уникальный синхрофазотрон, ускоряющий любые процессы. Школа во все времена должна была готовить человека к выполнению стандартного, определенного государством, набора задач. Сегодня главная задача новой школы - замедлить или совсем устранить разрушающие факторы медиапространства, противопоставив им не схоластические, а наполненные индивидуальным подходом, вниманием не только к умственным, но и к душевным потребностям детей, используя как традиционные, так и современные, в том числе информационные образовательные технологии. Материалы работы над проектом: исследования, фотографии, разработки уроков были размещены на одноимённом сайте «Семь чудес Курского края», презентация которого состоялась в марте 2011 года.
Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Наша школа ведет работу по духовно-нравственному воспитанию через урочную деятельность, внеурочную деятельность, внешкольную деятельность, работу с родителями, изучение культурологических основ православной культуры.
На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности.
Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, мировой художественной культуры, интегрированных уроков. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.
Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр, научно- исследовательских конференций — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.
Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные ярмарки, акции, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Ежегодно в школе проходят тематические родительские собрания, психолого-педагогические консилиумы, заседание родительского патриотического клуба «Гнездышко».
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.
Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национальнокультурными, экологическими и др., а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития гражданина России.
Главное в работе - любовь к детям, искренняя забота об их душевном состоянии; действенная любовь к России, понимание её особого места в мире; духовное восприятие православия как философии жизни русского человека, как источника любви, которой может питаться душа. И тогда эта любовь нам поможет. И если мы, педагоги, будем искренне, с любовью и трепетом в душе открывать детям красоту христианского нравственного идеала, воспитывать в них жертвенность, доброту, правдивость, смирение и мужественность, то все трудности в нашей работе, как шелуха, отвалятся и исчезнуть «якоже и быше», и нам сообща удастся построить «Ноев ковчег» спасения детских душ, а значит, и спасения нашей любимой, многострадальной Родины.