Духовно-нравственное воспитание в современной России | Белевцева Юлия Анатольевна. Работа №274696
Автор: Белевцева Юлия Анатольевна
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений общества является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Но воспитательные функции системы образования сведены к минимуму. Родители тоже не так много времени уделяют своим детям. Подрастающее поколение иногда находится в социуме, где такие слова как: духовность, вера, совесть, толерантность и другие воспринимаются совсем не так, как хотелось бы. Актуальность данной проблемы диктуется теми противоречиями, трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе. Причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Белевцева Юлия Анатольевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П. Романова,
преподаватель права
Духовно-нравственное воспитание подростков и молодёжи
в современной России.
Нравственный облик личности
зависит, в конечном счете, от того,
из каких источников черпал человек
свои радости в годы детства
(В.А. Сухомлинский)
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений общества является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Но воспитательные функции системы образования сведены к минимуму. Родители тоже не так много времени уделяют своим детям. Подрастающее поколение иногда находится в социуме, где такие слова как: духовность, вера, совесть, толерантность и другие воспринимаются совсем не так, как хотелось бы. Актуальность данной проблемы диктуется теми противоречиями, трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе. Причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Нравственное воспитание имеет отличительную особенность от других видов воспитания, его методы и способы формируют не только нравственные качества личности, но и ее моральный облик. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Духовность и нравственность — базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении. В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Нравственность человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиций складывалась на протяжении многих столетий. Основными показателями того, что в человеке развит высокий уровень нравственности, является его поведение, убеждения, моральные принципы, жизненно важные ценности, а также действия в отношении к знакомым и незнакомым людям. Формирование нравственности включает в себя как педагогическое воздействие, так и социальное. Огромный вклад в данный процесс вносит образовательное учреждение, семья и педагоги. При взаимодействии с родителями ребенок также осваивает общественные нормы и образцы нравственного поведения. Педагогам, а также другим лицам, осуществляющим нравственное воспитание, необходимо пробудить в детях стремление к изменению себя и своего внутреннего мира, ориентируясь на нравственный образец и следуя моральным правилам.
Воспитание любви к природе, братьям нашим меньшим, формирование дружелюбности к другим людям, уважение к старшему поколению – это и есть духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Если родители в начале становления ребенка как личности, не привьют эти качества, то потом очень сложно будет что-то требовать от подростка. В современном мире родители очень мало времени уделяют на воспитание детей. Необходимо заниматься своевременной и эффективной работой, влияя не только на семью, но и организуя досуг молодежи, объединяя подростков и детей для совершения добрых дел, поступков и укрепления толерантности.
Под словом «толерантность» понимается отношение к другому человеку как к достойной личности. Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако, его основы закладываются в процессе первичной социализации. Толерантными не рождаются, толерантные качества развиваются и формируются. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности. Воспитание и развитие у подростков и молодежи нравственности и высокой культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности.
Преподаватели должны стремиться к формированию у подростков и молодежи следующих качеств:
- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей: потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т. п. Направляя подростков к нравственному самовоспитанию, следует учитывать, что лучше всего в этом возрасте будет усваиваться та информация, которую можно использовать для развития в себе конкретных нравственных качеств. Работая с учащимися юношеского возраста, следует использовать и теоретическую и практическую информацию о нравственности, высокий уровень самосознания в данном возрасте позволяет ее усваивать в полном объеме. Рекомендуется также использовать половое воспитание, для того чтобы развить у учащихся этическое отношение к противоположному полу, к семейным ценностям, воспитать стремление иметь прочную, здоровую и дружную семью, отвечающую современным требованиям общества.
Содержание духовно-нравственного воспитания является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере природы, представленным в содержании образования. Помимо знаний и способов деятельности, оно включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения.
Приобщение молодого поколения к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
К числу эффективных методов формирования духовно-нравственного воспитания, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у подрастающего поколения в ходе обучения важных качеств – любви к родной земле, народам других национальностей, близким, а также воспитание доброты, миролюбия, отзывчивости.
Список использованной литературы:
1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. - 318 c.
2. Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
3. Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2017. - 176 c
4. Чекина, Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е.В. Чекина// — Гродно: ГрГУ, 2008.-118 с.