Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Духовно-нравственного развития и воспитания через предмет химия | Коваленко Марина Витальевна. Работа №280754

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Коваленко Марина Витальевна
Воспитание из всех святых дел самое святое.  Феофан Затворник.

 

В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе преподавания предметов естественно- математического цикла»

Статья -тезис на тему: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся через предмет химия»

 

Подготовила: учитель химии

муниципального общеобразовательного

учреждения «Никольская средняя

общеобразовательная школа»

Солнцевского

района Курской области

Коваленко Марина Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание из всех святых дел самое святое.
 Феофан Затворник.

 

В  числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Формирование нравственных качеств личности, утверждение духовных ценностей как доминанты в целеполагании и содержании образования можно начинать через гуманизацию знаний, создание целостной гармоничной картины мира с отображением в ней культуры и красоты человека.

Именно поэтому особенно важно изменить схему обучения основам естественных наук, нацеленную в основном на решение задач, технику измерений, проведение эксперимента, владение компьютером, умение работать с тестами. Это означает смещение акцента с технократического подхода на знакомство со способами получения научных знаний, расширение представлений об этических проблемах научного познания (проблема ответственности ученого за последствия сделанных открытий, проблема выбора средств достижения поставленной научной цели и т.д.).

Духовно-нравственный потенциал дисциплины «химия» заключается в нравственности и гражданственности ученых, которые служили и служат данной науке, для которых уважение к природе является фундаментальной ценностью, главным принципом взаимоотношения человека и природы.

Русские химики всегда опирались и опираются на основное правило православной этики русского народа, которое гласит о том, что от чистоты внутреннего мира человека зависит состояние окружающего нас мира и всей Земли. Человек на Земле не хозяин, а домоуправитель, которому окружающий мир дан для заботы и созидания.

При изучении различных тем по химии необходимо включение примеров из биографии химиков об их нелегком и самоотверженном труде, о профессиональной научной этике и моральных принципах, благодаря которым, ради безопасности будущих поколений, ученые отказывались от продолжения исследований, иногда с угрозой для собственной жизни. Ведь с ходом времени личность ученого исчезает, ее достоинства и недостатки не поддаются анализу, от внимания ускользает значение пройденного человеком жизненного пути. Для усиления воспитательного воздействия «героем» курса истории химии должна стать научная мысль, ее победы и поражения, взлеты и падения, ее трагедии. Только в этом случае возможно доказать, что научные открытия являются уникальными достижениями ученых, имеющими значение для человечества в целом, а не для отдельного химического процесса или области применения.

Выдающиеся люди жили, любили, страдали и радовались, как и все остальные люди. У одних жизнь складывалась благополучно уже с детства, другие часто испытывали невзгоды, но не падали духом, преодолевали, казалось бы невозможное. Одни из них сохраняли чистую совесть и доброе имя до конца своих дней, другие поддавались корысти, зависти, суетному тщеславию, оказывались "придворными подхалимами" из-за орденов и званий, страха перед сильными мира сего, а иногда - и авантюристами.

Например, за чтение "фарадеевской" лекции Менделеев получил гонорар в небольшом шелковом кошельке, вышитом русскими национальными цветами. Деньги /соверены/ он высыпал на стол, заявив при этом, что ничто не побудит его принять деньги от Общества, которое оказало ему высочайшую почесть, пригласив его почтить память Фарадея в месте, освященном его работами.

Великий учёный всей своей жизнью доказал, что научные усилия и драгоценные секунды жизни он посвятил не минутной славе, служению науке, истине. Интересно, что человек, безусловно, заслуживавший Нобелевской премии по химии, – Дмитрий Иванович Менделеев – так и не получил ее. В 1906 году он был номинирован на премию, однако Нобелевский комитет решил, что от Менделеева-то премия никуда не денется, а пока нужно поощрить молодого и отчаянного Анри Муассана, которому и дали премию «за получение элемента фтора и введение в лабораторную и промышленную практику электрической печи».

В формировании духовной целостности обучающихся значительную роль играют такие присущие ученым качества, как широкая эрудиция и кругозор. Например, чрезвычайно обширна и многогранна научная деятельность Д.И. Менделеева. Среди его печатных трудов (более 500) — фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономики, народного просвещения и многим др. Многие открытия Менделеева стали возможны именно благодаря системному межпредметному взгляду на многие химические вопросы.

Одним из важнейших путей раскрытия человеческого смысла любой науки является обращение к ее истории. Сведения по истории науки в школьных учебниках или вообще отсутствуют, или представлены датами, именами и кратким описанием основных достижений. Поэтому они не выполняют воспитательной функции. Необходимо показывать обучающимся каким образом, какой ценой было достигнуто новое в науке, часто остается «за кадром».

История науки химии помогает раскрыть многие духовные и нравственные вопросы.

Науку химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия, как порой трудно и мучительно познается истина.

Рассматривая вопрос любого научного открытия учитель химии должен помочь обучающимся задуматься над вопросом, что представляет собой научное открытие? Пытаясь найти ответ на этот вопрос учитель с учениками раскрывают истину, которая стоит за научным открытием: случайность, поиск, трудолюбие или гениальная догадка. Обучающиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых.

На уроках химии можно увидеть за сухими, скучными химическими реакциями их «человеческое лицо». Совсем не сложно вывести соответствие между уравнением реакции, пониманием ее сути, значения и историей появлении. Ведь за многими химическими реакциями стоит долгий и кропотливый путь научного поиска. Обучающиеся должны знать, что к любому знаку в уравнении химической реакции надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда.

Рассказывая о химических открытиях, можно задаться вопросом: «Почему человек стремится совершить научное открытие?» Раскрывая историю химического открытия на уроках химии, во главу угла ставятся мотивы, которые движут познавательной активностью учёных. Ведь многие химики несут высокую нравственную ответственность за химическое открытие.

Действенным   средством пробуждения интереса к химии является проведение диспута на тему: «Есть ли выбор?». Обучающимся предлагается представить себя химиком, работающим над величайшим открытием химического вещества, способного в миллионные прибыли, но и способного ввергнуть мир в химическую катастрофу. Стоит ли проводить исследования, если их результаты могут привести к эпидемиям или массовым убийствам людей в том случае, если они попадут в руки аморальных людей? Правильно ли ради сиюминутных огромных прибылей, вносить в почву экологически вредные вещества, либо, в недопустимых по нормам количеств стимуляторов? Несет ли ученый ответственность за неправильное использование его открытий? Достойно ли принимать помощь от преступников, даже если это единственный способ спасти жизнь детей? Эти и другие вопросы следует вынести на обсуждение. Поиск истины требует от дискутирующих поливалентных знаний и развивает системное мышление.

После рассмотрения этих нравственных вопросов обучающиеся попытаются проанализировать поступки и мотивы других людей, оценивать действие этих поступков. Какой подход к научному исследованию ближе нашим ученикам? Волнует ли их нравственно-этическая проблема? Не станет ли их дальнейшая деятельность во взрослом мире основой для трагедий в жизни других людей? Эти вопросы должны стать первостепенными для нас, педагогов. «Человечество будет извлекать из новых открытий больше блага, чем зла», если мы объясним своим ученикам - будущим жителям XXI века, что такое добро и что – зло, научим тонкому искусству отличать одно от другого.

В развитии духовно-нравственного потенциала обучающихся значительную роль играет так же эстетический компонент предмета «Химия».

Эстетика - наука о красоте и гармонии мира. Использование эстетических сведений на занятиях по химии позволяет обогатить эмоциональную сферу личности и сформировать у обучающихся устойчивую позицию гармоничного социоприродного развития. Необходимо раскрыть роль химии в красоте, разноцветье и многообразии окружающего нас мира. Насколько уныло и убого было бы наше существование, не будь многообразия красок природы, произведений декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, архитектуры и т.д.. Использование на уроках историко-художественного материла, отрывков из литературных произведений, цветных слайдов и репродукций картин, связанных с читаемой по химии темой, делает ее более яркой и запоминающейся, создает положительный эмоциональный фон и психологическую разрядку. Методические подходы в данном случае разнообразны. Красоту природы лучше всего подчеркнет экскурсия в лес или в горы, в зависимости от региона, где можно рассказать о химическом составе минералов и драгоценных камней, растений и растительных пигментов, провести дискуссию на тему: «Почему небо голубое, а земля черная, серая, бурая и т.д.?». Подчеркивая красоту и силу природы в «разумных руках» человека, но в то же время показывать хрупкость и беззащитность ее перед агрессивным антропологическим фактором. Для настоящего химика признание экологического интереса является приоритетным перед политическим, экономическим и военным, отвечает общечеловеческим ценностям и интересам, то есть высшим ценностям жизни и культуры. Так экология органически связывается с нравственностью, защита окружающей среды с гуманностью, а коэволюционное развитие с патриотизмом.

И в заключении хотелось бы отметить, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×