Духовность зарождается с детства ☼
Автор: Кем Оксана Владимировна
Во дворе, забыв про стыд, слово скверное лежит –
Не на пне, не на скамейке, не в скворечнике, не в лейке,
Не на травке, не в песке, а во рту, на языке.
Ходит – бродит мальчик Вова, всюду сеет это слово,
А за грех его большой ангел плачет за спиной.
Актуальность темы
Уважаемые участники методической мастерской! Попробуйте ответить на вопрос: ”Что духовно-нравственное воспитание?” (Ответы.)
Спасибо, коллеги!
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы.
Интерактивная игра «Виртуальный диалог с великими людьми» Участникам методической мастерской предлагаю порассуждать на данную тему в интерактивной игре «Виртуальный диалог с великими людьми».
На ваших столах лежат карточки красного цвета с афоризмами. Внимательно изучите содержание карточек, в течение полминуты подготовьте ответы на вопросы.
- Как Вы понимаете эти высказывания? На что открывает глаза такое мнение великих людей?
Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».
И. Кант «Моральное воспитание человека должно начинаться не с исправления нравов, а с преобразования образа мыслей и с утверждения характера».
В. Г. Белинский «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам».
Ф.Бэкон «Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки».
В духовно-нравственном воспитании первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.
Давайте заслушаем мнение участников методической мастерской (обсуждение афоризмов).
Спасибо за ваше мнение, коллеги!
Стержнем, основой духовной культуры является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания нравственной культуры. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. И эту проблему мы поместим с вами в центр нашего разговора.
(Проблема «Воспитание нравственной культуры» фиксируется в «серединке» модели будущего цветка.)
Тема методической мастерской
Итак, я предлагаю вам, коллеги, порассуждать: что же является основным источником нравственного опыта?
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.
Кластер ключевых слов по теме «Нравственное развитие на занятиях»
- Уважаемые творческие группы! Попробуйте назвать ключевые слова по теме «Нравственное развитие на занятиях». Постарайтесь подобрать существительные. Давайте составим кластер.
«развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность» и «творчество».
(Выстраивается модель «Цветочек» из лепестков.)
Но такой цветок не появляется ни откуда, но мы можем его вырастить.
Игра «Ассоциации»
Формирование представлений о духовно- нравственных ценностях – это наши семена.
(На доске «семена»)
Какие же особенности духовно – нравственного воспитания на занятии позволяют посеять ценные семена?
Это приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви, сострадания, сочувствия, соучастия. На занятиях по духовно-нравственному воспитанию развивают представления детей об окружающем мире, расширяют представления об основных духовно - нравственных понятиях: добро, стыд, дружба, согласие, терпение. Предлагаю вам представить свои ассоциации со словом «добро». Слова должны начинаться с очередной буквы имеющимся в слове «добро».
(заполнение листов «Добро»)
А чтобы наши семена дали дружные всходы, им необходима постоянная подпитка, особая атмосфера, климат.
(На доске «Лейка» - «Духовная культура среды обитания»)
Какие, на ваш взгляд пути и средства на уроке будут способствовать духовно - нравственному развитию ребенка?
- продуктивная деятельность;
- взаимодействие с родителями;
- праздники и развлечения;
- игровая деятельность;
- индивидуальная работа;
- экскурсии.
Только на таких занятиях «появляются ростки»:
(На доске ростки цветка.)
Итоги мастер – класса. (3 минуты)
Так что же такое нравственно - духовное воспитание на занятии?
Предлагаю составить синквейн на тему «Духовно-нравственное воспитание на занятиях» от имени учеников и от имени учителей. (Правила составления синквейна лежат на столах.)
Подведение итогов
Давайте подведем итог нашей работы
Положите свою ладонь на заготовленный макет. Прочувствуйте ситуацию. Каждый палец – это какая-то ваша позиция, ваше мнение о нашей встрече в методической мастерской. В течение полминуты допишите фразы:
Большой палец – сегодня для меня было важно и интересно…
Указательный - я получил рекомендации…
Средний - мне было трудно…
Безымянный – моя оценка мастер-класса…
Мизинец - для меня было недостаточно…
Я считаю, что каждый ребенок в праве выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.