ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА С РАС | Павлова Олеся Станиславна. Работа №350868
Статья посвящена развитию двигательной активности, стимуляции физического и моторного развития детей с расстройствами аутистичекого спектра на занятиях по адаптивной физической культуре.
Осознанное участие ребенка в выполнении движений является не только целью обучения, но и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.
Статья: «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
ДЛЯ РЕБЕНКА С РАС».
Аутизм – заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития.
Одной из конечных целей программы физического воспитания детей с РАС является обучение ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.
Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра.
Адаптированная физическая культура (АФК) является не только средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и помощником в социализации личности.
Главная цель инструктора АФК — вовлечь ребенка в индивидуальную или совместную деятельность. Реализуется через следующие задачи:
- развитие имитационных способностей (умения подражать);
- стимулирование к выполнению инструкций;
- формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
- воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
Осознанное участие ребенка в выполнении движений является не только целью обучения, но и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.
Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, я стараюсь на индивидуальных занятиях вместе с ребенком: медленно и четко выполнять движения, комментируя их; описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений; проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их; начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.); одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их; сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом; помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.
Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность.
Обучение детей с РАС выполнению движений во внешнем пространстве начинаю с упражнений на перемещение, а затем переходим к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий.
Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле: начинают обучение с коротких перемещений по прямой; постепенно переходя к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.; облегчаю выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии "старт" и "финиш", а также "зону отдыха".
Формулируют задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например, "Проползи рядом со мной", "Пробеги по линии"; показываю и называю незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию; сопровождаю выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку; работаю над формированием у ребенка указательного жеста и указательного взгляда; стараюсь не переутомлять ребенка, чередую выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве; дозирую нагрузку.
Двигаясь вместе с ребенком, рядом с ним; поощряют даже малейшие успехи.
Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, переходим к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле:
- упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле;
- упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.
В процессе обучения детей с РАС соблюдают правила:
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5.Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
7.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию.
8. Избегать переутомления ребенка.
На занятиях по АФК широко используются ортопедические коврики (дорожки); массажные коврики; балансировочную доску; мягкие модули; батут.
Дети с расстройством аутистического спектра могут успешно заниматься различными видами адаптивного спорта.