"Двигательное развитие" для детей с ТМНР | Олеся Александровна Сатина. Работа №278848
Автор: Олеся Александровна Сатина
Коррекционный курс "Двигательное развитие" представлен с расчетом 0,5 часа в неделю 17 часов в год. Двигательное развитие занимает важное место не только среди учебных предметов, но и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития. Двигательное развитие обеспечивает овладение одной из основных видов деятельности - игровой. В примерной рабочей программе представлен рабочий материал, который скорректирован с учетом его особенностей. В ходе занятий тело ребенка фиксируется в таких позах, которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве, возможность реализации движений и обучение переходу из одной позы в другую.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» учащихся с ТМНР
I. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.03.2016 г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Постановление Главного Государственного Санитарного Врача РФ от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Бачатская оши»;
- Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Индивидуальный учебный план МКОУ «Бачатская оши» на 2020-2021 учебный год;
- Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под. ред. канд. псих. наук, проф. И.М. Бгажноковой.
Адаптированная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Целью занятий коррекционного курса «Двигательное развитие» является формирование мотивации к двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона произвольных движений.
Задачи обучения:
- мотивация двигательной активности;
- поддержка и развитие имеющихся движений;
- расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
- освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
II. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
III. Общая характеристика учебного предмета
Двигательное развитие занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития. Двигательное развитие обеспечивает овладение одной из основных видов деятельности - игровой. В примерной рабочей программе представлен учебный материал, который скорректирован с учетом его особенностей.
В ходе занятий тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве, возможность реализации движений и обучение переходу из одной позы в другую. Придание правильной позы и ее фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, способствует развитию познавательных процессов.
IV. Место предмета в учебном плане
В учебном плане обучающихся с ТМНР коррекционный курс «Двигательное развитие» представлен с расчетом 0,5 часа в неделю 17 часов в год.
V. Содержание учебного предмета
Программно-методический материал коррекционного курса «Двигательное развитие» включает в себя следующее содержание:
Удержание головы в положении лежа на спине/животе, на правом/левом боку. Выполнение движений головой: наклоны вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе; повороты вправо, влево в положении лежа на спине/животе.
Выполнение движений руками: вперед, вверх, вниз, в стороны. Выполнение движений пальцами рук: сгибание/разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак/разгибание.
Опора на предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками. Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину.
Учебно - тематический план
Раздел
п/п
Изучаемый раздел
Кол-во
часов
1.
Выполнение движений головой, удержание головы.
5
2.
Выполнение движений руками и пальцами рук.
7
3.
Изменение позы.
5
Итого:
17
VI. Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Тема занятия
Планируемые результаты
Дата
Примечание
предметные
личностные
1.
Удержание головы лежа на спине и на животе.
Поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений головой.
Мотивация двигательной активности.
2.
Удержание головы на правом/левом боку.
Поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений головой.
Мотивация двигательной активности.
3.
Наклоны головой вправо/влево лежа на спине и животе.
Поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений головой.
Мотивация двигательной активности.
4.
Наклоны головой вперед лежа на спине/животе.
Поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений головой.
Мотивация двигательной активности.
5.
Повороты головой вправо/влево лежа на спине и животе
Поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений головой.
Мотивация двигательной активности.
6.
Движения руками вверх/вниз и в стороны.
Развитие общей моторики и выполнение ритмических движений.
Развитие доброжелательности и отзывчивости на движения педагога.
«Потягушки»
7.
Одновременное и поочередное сгибание фаланг пальцев.
Расширение диапазона движений руками, кистью, пальцами.
Развитие подвижности мышц и сухожилий пальцев.
«Пальчик»
8.
Одновременное и поочередное разгибание фаланг пальцев.
Расширение диапазона движений руками, кистью, пальцами.
Развитие подвижности мышц и сухожилий пальцев.
«Сорока-белобока»
9.
Сгибание пальцев в кулак и разгибание.
Расширение диапазона движений руками, кистью, пальцами.
Развитие подвижности мышц и сухожилий пальцев.
«Кулачок»
10.
Круговые движения кистями.
Развитие общей моторики и выполнение ритмических движений.
Выполнение простых подражательных движений.
11.
Потирание ладоней друг о друга.
Развитие общей моторики и выполнение ритмических движений.
Выполнение простых подражательных движений.
«Замочек»
12.
Хлопки в ладоши.
Развитие общей моторики и выполнение ритмических движений.
Выполнение простых подражательных движений.
«Ладушки»
13.
Опора на предплечья и кисти рук.
Поддержание и развитие способности к движению.
Мотивация двигательной активности.
14.
Переворот со спины на живот и наоборот.
Поддержание и развитие способности к движению.
Мотивация двигательной активности.
15.
Изменение позы в положении лежа
Поддержание и развитие способности к движению.
Мотивация двигательной активности.
16.
Бросание мяча двумя руками.
Формирование произвольных действий с мячом.
Мотивация двигательной активности.
17.
Ловля мяча двумя руками.
Формирование произвольных действий с мячом.
Мотивация двигательной активности.
VII. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса «Двигательное развитие»:
- двигать пальцами рук: сгибать/разгибать фаланги пальцев/кулак;
- выполнять движение руками: вперед, вверх, в стороны;
- удерживать голову в положении лежа на спине, животе, правом и левом боку;
- выполнять наклоны головой: вправо, влево, вперед (в положении лежа на спине, животе и сидя);
- изменять позы в положении лежа: повороты со спины на живот, поворот с живота на спину;
- эмоционально участвовать в процессе общения и совместной деятельности;
- развивать доброжелательность и отзывчивость.
VIII. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение:
- мягкие формы и приспособления для придания положения лежа (подушка обычная, мячи гимнастические);
- средства для фиксации ног (гимнастические мячи, ходунки надувные);
- технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки).