Двигательные дефекты игрового аппарата начинающего пианиста и их способы их устранения. | Тимушева Анжелика Викторовна. Работа №362967
Двигательные дефекты игрового аппарата начинающего пианиста и их способы их устранения.
Несмотря на тщательное проведение начального периода обучения, у многих обучающихся через некоторое время появляются различные двигательные дефекты.
Как же следует поступать если такое случилось? Прежде всего, нужно ориентироваться на качество звучания, попутно исправляя и движения.
Можно предложить ученику пройти в небыстром темпе несколько совсем для него нетрудных этюдов или упражнений (существенно сократив время на долгое изучение нотного текста) где можно значительную часть внимания посвятить качеству звука и игровым двигательным навыкам. При работе над таким этюдом педагог может непосредственно управлять движениями рук ученика.
Если вышеуказанные меры окажутся недостаточными, то необходимо прибегнуть к специальным упражнениям, которые рассмотрим в связи с кратким обзором типичных двигательных дефектов.
1. Непрерывная приподнятость плечевого пояса
1.В этом случае полезно играть несложные пятипальцевые упражнения, одновременно 2мя руками то приподнимая, то опуская плечевой пояс, тем самым осознано контролируя состояние напряжения и расслабления.
2. Использовать упражнения на весовые движения то есть игра аккордов, добиваясь хорошей опоры, играя буквально от спины. Полезно помочь ученику, положив ему свои руки на плечи, ТЕМ СЫМ ПЕРЕДАВАЯ ЕМУ НЕОБХОДИМЫЕ ОЩУЩЕНИЯ.
3.Поднятые плечи — это следствие отсутствия опоры в пальцах, а значит необходимо развивать пальцевую активность, их самостоятельность.
2. Инертное (пассивно висящее или скованное) плечо
Прежде всего, нужно посадить ученика несколько дальше от инструмента, нежели он привык. Это приведёт к повышению активности плеча,
кроме того, нужно играть упражнения на далекие скачки и переносы. Попутно можно заметить, что «далекое» расстояние от клавиатуры (приблизительно у спинки стула) и высоко поднятая голова создают впечатление звучания «из зала» и слышания себя «со стороны». Что тоже очень полезно.
3. Тряска руки (неустойчивое запястье) при игре legato.
При этом, весьма стойком дефекте, нужно испробовать следующие способы:
а) вернуться к начальным упражнениям для выработки legato: это легато 2х 3х и более зв, короткие дорожки на одном движении; или арпеджио из 3-4х звуков, главное объединяющее движение запястьем.
б) проработать несколько старинных упражнений с выдержанными клавишами, например: 1 и 4-й пальцы удерживают клавиши, а 2-й, 3-й и 5-й играют какую-нибудь фигуру.
в) на время отказаться (в упражнениях, в этюдах) от «опорной» игры и исполнять быстрые линии не глубоким, а легким legato («леджиеро)
4. Скованность кисти, чрезмерно высокое или чрезмерно низкое положение запястья
Здесь следует воспользоваться упражнения на вертикальные и вращательные движения запястья ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ ЕГО.
- играть не быструю трель, поднимая, опуская запястье.
-Полезно также играть короткие мотивы из двух нот, освобождая запястье после каждого интервала, и опираясь рукой на верхний звук интервала, а нижний звук снимая(и наоборот)
-Так же полезно играть двойные ноты на коротких лигах, распределяя вес руки и сохраняя интонацию традиционной короткой лиги.
- Полезно играть короткие и ломанные арпеджио, с погружением в первый звук и выходом из последнего.
- играть упражнения и этюды с переносом «через руку» для гибкости запястья.
- работать над кистевым staccato терциями, секстами. Внимательно следя за работой запястья.
- Медленная игра репетиционных последовательностей, так же помогает раскрепощению запястья.
5. Недоразвитость супинационно – пронационных движений
Эти движения представляют собой вращение предплечья вокруг его собственной продольной оси (без его перемещения). Напомню, что Пронация - вращение внутрь, супинация – вращение кнаружи.
При игре на рояле пронация предплечья приближает к клавиатуре 1-й палец и удаляет 5-й, а супинация удаляет 1-й и приближает 5-й. Недоразвитость этих движений мешает ловкому исполнению быстрых зигзагообразных фигур, тремоло и, конечно же альбертиевых басов. Эти движения играют также немалую роль в кантилене. Поэтому многим ученикам полезно:
- проделывать быстрые пронационно – супинационные движения вне клавиатуры (движения, имитирующие ввинчивание и вывинчивание лампочки, супинация и пронация свободно опущенных рук хорошо освобождают руки от напряжения и утомления.
- Необходимо применять эти движения при игре ломаных арпеджио.
- Очень хорошо помогает ощутить необходимые нам движения «Колесико»: опорно поставить руку на 3п, сохраняя купол в руке, 3и5 п легко играют квинту, постепенно ускоряясь и возможно приближаясь к тремоло.
6. Напряженность незанятого большого пальца.
Иногда большой палец, будучи некоторое время свободным от игры, переходит в напряженное состояние (подводится без надобности под ладонь или, наоборот, напряженно отводится).
- В этом случае полезно играть связанные фигуры 2, 3, 4 и 5-м пальцами, свободно опуская (свешивая) 1п. Такие упражнения вообще полезны для развития силы, пальцев, для развития ощущения веса руки, регулируемого запястьем.
- Полезно следующее упражнение: поставить руку на интервал от квинты до октавы, затем удерживая 5палец, играть 1п «Дорожку» приближаясь, и удаляясь от 1п. Или это могут быть интервальные скачки 1п
.
7. Неустойчивость 2, 3, 4 и 5-го пальцев в пястно – фаланговых суставах
Это ТАК НАЗЫВАЕМОЕ «продавливанием косточек». ИЛИ отсутствие купола в руке.
Для исправления дефекта необходимо:
- играть несложное пятипальцевое упражнение и при этом, педагог или сам ученик поддерживает ладонь (снизу) указательным пальцем другой руки.
- полезно также играть штрихом портаменто одним пальцем, преувеличенно кругло ставя палец
- очень помогает устранению этого дефекта игра последовательностей из секунд, терций и кварт «круто» поставленными пальцами.
8. Неустойчивость 2, 3, 4 и 5-го пальцев в концевых сустава.
Этот дефект, называют «проламыванием кончиков пальцев». Здесь нужно применить упражнение на скольжение: два пальца ставятся на интервал секунды, терции или кварты, а затем производятся скольжения «от себя» (т.е. вперед) и к себе (т.е. назад) при сохранении неизменной формы пальцев. Для укрепления концевых фаланг пальцев полезно применить упражнение на «царапание», «выковыривание» сильным пальцем звука внутрь «под ладонь». Кроме того, необходимо требовать от учащегося концентрации внимания на кончиках пальцев, тогда не будет ни лишних движений 2-го сустава, ни ломания 3-го.
Александр Борисович Гольденвейзер (пианист и композитор) считал приобретенное «проламывание» концов пальцев и вообще других фаланг результатом перенапряжения, слишком большой нагрузки на слабые пальцы ребенка. «Совершенно неправильно стараться, чтобы у играющего сразу был полный звук, это – величайшая ошибка. Особенно опасно это по отношению к детям, которым свойственно играть слабым звуком, так же, как говорить детским голосом. Если ребенка приучать слишком рано добиваться полного звука у него от этого может появиться перенапряжение и пальцы начнут «гнуться».
Надо учить ученика извлекать не «сильный» звук, а глубокий и певучий.
9. Напряженность незанятого 5-го пальца.
Бывает, что 5-ый палец, будучи в данный момент не занят, напряженно приподнимается, или скрючивается («гувернантский мизинец»). Такое состояние 5-го пальца отрицательно сказывается на работе ближайших к нему пальцев. Для исправления данного дефекта нужно:
- играть связные фигуры 3, 4 и 5-м пальцами (такие упражнения очень полезны, их настойчиво рекомендовал Л.В. Николаев).
- медленно играть связанные фигуры 1, 2, 3 и 4-м пальцами, стараясь держать 5-й палец у самой клавиши или легко поставить его на клавишу.
- или другой вариант, когда 4 и 5п «склеиваются» и играют вместе.
12. Запоздалое приподнятие пальцев при игре легато.
В этом случае говорят, что у ученика «пальцы склеиваются». Причиной данного дефекта часто бывает чрезмерное давление на клавиатуру или отсутствие в сознании ученика четкого артикуляционного расчленения звучащей ткани. Для устранения обоих дефектов можно рекомендовать следующее:
- играть разными парами пальцев трель в посильно быстром темпе (кстати К. Черни считал трель одним из основных технических упражнений, освоение которой влияет на все формы пальцевой техники.
- в качестве специального гимнастического упражнения являющегося одновременно и упражнением на слуховое внимание, полезно поучить этюдный материал точным, полным звуком, в ровном медленном движении, с активным подъемом пальцев.
- предложить ученику поработать над этюдами с терцовыми ходами в мелодии
В заключении следует сказать, что все вышеперечисленные способы исправления различных дефектов двигательного аппарата могут быть эффективны лишь при настойчивой и систематической работе учащегося и педагога над устранением данного недостатка.
При работе над данным рефератом была использована книга О.Л. Щапова «Фортепианная педагогика» и личные наблюдения в педагогической работе.
Двигательные дефекты игрового аппарата начинающего пианиста и их способы их устранения.
Несмотря на тщательное проведение начального периода обучения, у многих обучающихся черезнекоторое время появляются различные двигательные дефекты.
Как же следует поступать если такое случилось? Прежде всего, нужно ориентироваться на качество звучания, попутно исправляя и движения.
Можно предложить ученику пройти в небыстром темпе несколько совсем для него нетрудных этюдов или упражнений (существенно сократив время на долгое изучение нотного текста) где можно значительную часть внимания посвятить качеству звука и игровым двигательным навыкам. При работе над таким этюдом педагог может непосредственно управлять движениями рук ученика.
Если вышеуказанные меры окажутся недостаточными, то необходимо прибегнуть к специальным упражнениям, которые рассмотрим в связи с кратким обзором типичных двигательных дефектов.
1. Непрерывная приподнятость плечевого пояса
1.В этом случае полезно играть несложные пятипальцевые упражнения, одновременно 2мя руками то приподнимая, то опуская плечевойпояс, тем самым осознано контролируя состояние напряжения и расслабления.
2. Использовать упражнения на весовые движения то есть игра аккордов, добиваясь хорошей опоры, играя буквально от спины. Полезно помочь ученику, положив ему свои руки на плечи,ТЕМ СЫМ ПЕРЕДАВАЯ ЕМУ НЕОБХОДИМЫЕ ОЩУЩЕНИЯ.
3.Поднятые плечи — это следствие отсутствия опоры в пальцах, а значит необходимо развивать пальцевую активность, их самостоятельность.
2. Инертное (пассивно висящее или скованное) плечо
Прежде всего, нужно посадить ученика несколько дальше от инструмента, нежели он привык. Это приведёт к повышению активности плеча,
кроме того, нужноиграть упражнения на далекие скачки и переносы. Попутно можно заметить, что «далекое» расстояние от клавиатуры (приблизительно у спинки стула) и высоко поднятая голова создают впечатление звучания «из зала» и слышания себя «со стороны». Что тоже очень полезно.
3. Тряска руки (неустойчивое запястье) при игре legato.
При этом, весьма стойком дефекте, нужно испробовать следующие способы:
а) вернуться к начальным упражнениям для выработки legato: это легато 2х 3х и более зв, короткие дорожки на одном движении; или арпеджио из 3-4х звуков, главное объединяющее движение запястьем.
б) проработать несколько старинных упражнений с выдержанными клавишами, например: 1 и 4-й пальцы удерживают клавиши, а 2-й, 3-й и 5-й играют какую-нибудь фигуру.
в) на время отказаться (в упражнениях, в этюдах) от «опорной» игры и исполнять быстрые линии не глубоким, а легким legato («леджиеро)
4. Скованность кисти, чрезмерно высокое или чрезмерно низкое положение запястья
Здесь следует воспользоваться упражнения на вертикальные ивращательные движения запястьяЧТОБЫОСВОБОДИТЬ ЕГО.
- играть не быструю трель, поднимая, опуская запястье.
-Полезно также играть короткие мотивы из двух нот, освобождая запястье после каждого интервала, и опираясь рукой на верхний звук интервала, а нижнийзвук снимая(и наоборот)
-Так же полезно играть двойные ноты на коротких лигах, распределяя вес руки и сохраняя интонацию традиционной короткой лиги.
- Полезно играть короткие и ломанные арпеджио, с погружением в первый звук и выходом из последнего.
- играть упражнения и этюды с переносом «через руку» для гибкости запястья.
- работать над кистевым staccato терциями, секстами. Внимательно следя за работой запястья.
- Медленная игра репетиционных последовательностей, так же помогает раскрепощению запястья.
5. Недоразвитость супинационно – пронационных движений
Эти движения представляют собой вращение предплечья вокруг его собственной продольной оси (без его перемещения). Напомню, что Пронация - вращение внутрь, супинация – вращение кнаружи.
При игре на рояле пронация предплечья приближает к клавиатуре 1-й палец и удаляет 5-й, а супинация удаляет 1-й и приближает 5-й.Недоразвитость этихдвижений мешает ловкому исполнению быстрых зигзагообразныхфигур, тремоло и, конечно же альбертиевых басов. Эти движения играют также немалую роль в кантилене. Поэтому многим ученикам полезно:
- проделывать быстрые пронационно – супинационные движения вне клавиатуры (движения, имитирующие ввинчивание и вывинчивание лампочки, супинация и пронация свободно опущенных рук хорошоосвобождают руки от напряжения и утомления.
- Необходимо применять эти движения при игре ломаных арпеджио.
-Очень хорошо помогает ощутить необходимые нам движения «Колесико»: опорно поставить руку на 3п, сохраняя купол в руке, 3и5 п легко играют квинту,постепенно ускоряясь и возможно приближаясь к тремоло.
6. Напряженность незанятого большого пальца.
Иногда большой палец, будучи некоторое время свободным от игры, переходит в напряженное состояние (подводится без надобности под ладонь или, наоборот, напряженно отводится).
- В этом случае полезно играть связанные фигуры 2, 3, 4 и 5-м пальцами, свободно опуская (свешивая) 1п. Такие упражнения вообще полезны для развития силы, пальцев, для развития ощущения веса руки, регулируемого запястьем.
- Полезно следующее упражнение: поставить руку на интервал от квинты до октавы, затем удерживая 5палец, играть 1п «Дорожку» приближаясь, и удаляясь от 1п. Или это могут быть интервальные скачки 1п
.
7. Неустойчивость 2, 3, 4 и 5-го пальцев в пястно – фаланговых суставах
Это ТАК НАЗЫВАЕМОЕ «продавливанием косточек». ИЛИ отсутствие купола в руке.
Для исправления дефекта необходимо:
- играть несложное пятипальцевое упражнение и при этом, педагог или сам ученик поддерживает ладонь (снизу) указательным пальцем другой руки.
- полезно также играть штрихом портаменто одним пальцем, преувеличенно кругло ставя палец
- очень помогает устранению этого дефекта игра последовательностей из секунд, терций и кварт «круто» поставленными пальцами.
8. Неустойчивость 2, 3, 4 и 5-гопальцев в концевых сустава.
Этот дефект, называют «проламыванием кончиков пальцев». Здесь нужно применить упражнение на скольжение: два пальца ставятся на интервал секунды, терции или кварты, а затем производятся скольжения «от себя» (т.е. вперед) и к себе (т.е. назад) при сохранении неизменной формы пальцев. Для укрепления концевых фаланг пальцев полезно применить упражнение на «царапание», «выковыривание» сильным пальцем звука внутрь «под ладонь». Кроме того, необходимо требовать от учащегося концентрации внимания на кончиках пальцев, тогда не будет ни лишних движений 2-го сустава, ни ломания 3-го.
Александр Борисович Гольденвейзер (пианист и композитор)считал приобретенное «проламывание» концов пальцев и вообще других фаланг результатом перенапряжения, слишком большой нагрузки на слабые пальцы ребенка. «Совершенно неправильно стараться, чтобы у играющего сразу был полный звук, это – величайшая ошибка. Особенно опасно это по отношению к детям, которым свойственно играть слабым звуком, так же, как говорить детским голосом. Если ребенка приучать слишком рано добиваться полного звука у него от этого может появиться перенапряжение и пальцы начнут «гнуться».
Надо учить ученика извлекать не «сильный» звук, а глубокий и певучий.
9.Напряженность незанятого5-го пальца.
Бывает, что 5-ый палец, будучи в данный момент не занят, напряженно приподнимается, или скрючивается («гувернантский мизинец»). Такое состояние 5-го пальца отрицательно сказывается на работе ближайших к нему пальцев. Для исправления данного дефекта нужно:
- играть связные фигуры 3, 4 и 5-м пальцами (такие упражнения очень полезны, их настойчиво рекомендовал Л.В. Николаев).
- медленно играть связанные фигуры 1, 2, 3 и 4-м пальцами, стараясь держать 5-й палец у самой клавиши или легко поставитьего на клавишу.
-или другой вариант, когда 4 и 5п «склеиваются» и играют вместе.
12. Запоздалое приподнятие пальцев при игре легато.
В этом случае говорят, что у ученика «пальцы склеиваются». Причиной данного дефекта часто бывает чрезмерное давление наклавиатуру илиотсутствие в сознании ученика четкого артикуляционного расчленения звучащей ткани. Для устранения обоих дефектов можно рекомендовать следующее:
- играть разными парами пальцев трель в посильно быстром темпе (кстати К. Черни считал трель одним из основных технических упражнений, освоение которой влияет на все формы пальцевой техники.
- в качестве специального гимнастического упражнения являющегося одновременно и упражнением на слуховое внимание, полезно поучить этюдный материал точным, полнымзвуком, в ровном медленном движении, с активным подъемом пальцев.
- предложить ученику поработать над этюдами с терцовыми ходами в мелодии
В заключении следует сказать, что все вышеперечисленные способы исправления различных дефектов двигательного аппарата могут быть эффективны лишь при настойчивой и систематической работе учащегося и педагога над устранением данного недостатка.
При работе над данным рефератом была использована книга О.Л. Щапова «Фортепианная педагогика» и личные наблюдения в педагогической работе.