«Единая рамка компетенций по финансовой грамотности»: | Еловикова Людмила Анатольевна. Работа №328364
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе "Путешествие в страну Финансов".
Раскрыть сущность и значение первоночального экономичесного воспитания детей дошкольного возраста.
НОД по финансовой грамотности «Школа юных финансистов»
Группа: подготовительная 6-7 лет.
Тема: "Путешествие в страну Финансов"
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами;
• Формировать умения выражать свои мысли и анализировать;
• Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом;
• Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
• Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание;
• Развивать познавательную активность;
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания.
Воспитательные:
• Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
Форма проведения: игровая, групповая.
Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов «Азбука тетушки Совы» Умение Экономить, сказок.
Оборудование: Настольная игра по тематике НОД (картинки с профессиями и атрибутами (инструментами) профессии, игрушечные российские деньги, монеты для сюжетно-ролевой игры, мультимедийное оборудование, денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, копилка.
Ход образовательной деятельности
I Вводная часть
Воспитатель:
Доброе Утро! – Крикну я солнцу!
Доброе утро! - кричат облака!
Доброе утро! – нам мир улыбнется!
Доброе утро! Мои все друзья!
Воспитатель:
Ребята, Сегодня на дверях нашего детского сада я увидела вот такое объявление. Школа финансов объявляет набор дошкольников по программе : «Юный финансист». Как вы думаете, что изучают в этой школе? Вам интересно было бы об этом узнать? Представим себя на занятии в этой школе. Вы будущие школьники и совсем скоро вы будете ходить в школу, или ездить в школу на автобусе. Родители каждому из вас будут давать деньги на проезд, завтраки и другие расходы. И вам обязательно надо будет уметь их считать.
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у меня в руках?
- А для Чего нужна копилка?
Давайте поиграем с копилкой. Мы будем передавать копилку и отвечать на вопрос для чего нужны деньги.
-для покупки продуктов питания;
-для покупки средств гигиены;
-для оплаты жилья;
-для оплаты проезда на транспорте;
-для оплаты бытовых услуг;
-для оплаты развлечений
-для оплаты услуг (парикмахера, врача, таксиста и других);
-для покупки подарков;
Загадка:
И врачу, и акробату
Выдают за труд. (зарплату)
Воспитатель: Как появляются деньги в вашей семье? (ответы)
- А вы знаете, кем работают Ваши родители? Дети рассказывают о профессиях мам и пап.
Скажите, пожалуйста, важно ли учиться и получать знания? И для чего это необходимо? (получить профессию)
Люди разных профессий работают и производят определённый продукт. Они используют определённые инструменты для этого. У каждой профессии есть свои инструменты. Сейчас вам, ребята, нужно правильно соотнести картинки «Профессии - инструменты». Предлагаю пройти к столу игра: «Профессии». Молодцы все справились!
Ребята, а можем, мы сейчас ответить на вопрос. Были ли деньги у древнего человека?
У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.
Сначала на Руси пользовались заграничными монетами, а потом стали чеканить свои – гривны. Гривну можно было разрубить на части. От слова «рубить» появилось настоящее название денег «рубли».
- Но долгое время основной единицей расчета была копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – копейка (иллюстрация).
-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда придумали бумажные деньги.
- В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. Называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. Мы называем их рублями.
Давайте подойдем к копилке и рассмотрим какие бывают деньги.
-Из чего сделаны монеты? (металлические)
-Какой они формы? (круглой)
-Из чего сделаны купюры? (из бумаги)
-Какой они формы? (прямоугольной)
-Можем ли мы сами нарисовать деньги?
-Деньги изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Поэтому деньги - это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Если купюра испортилась, её могут не принять в магазине. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно.
Дидактическая игра "Найди российские деньги»
(дети раскладывают деньги в 2 коробочки "российские деньги" и " деньги других стран»".)
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни».
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
• Монета круглая, а банкнота …
• Банкнота бумажная, а монета …
• Монета звенит, а банкнота …
• Монета металлическая, а банкнота…
ФИЗМИНУТКА
«Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой
ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,
выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)
Воспитатель:
А где хранят люди деньги?
Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают "безналичные деньги". Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).
Воспитатель: Ребята, а когда мы зарабатываем деньги, это как называется? А когда тратим?
• Доход - это деньги полученные в результате работы.
• Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
• Бюджет - это подсчет доходов и расходов.
Воспитатель: а теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Верю ребята, что сейчас вы пополнили свои знания и обязательно будете бережно относиться к деньгам.
Есть такие пословицы:
Копейка рубль бережет.
Не деньги богатство, а бережливость да разум.
Денег наживешь без нужды проживешь.
Без нужды живет, кто деньги бережет.
Воспитатель:
А в школе финансистов есть девиз с которым я хочу Вас познакомить.
Пусть наполниться казна, наших знаний дополна
Ум, смекалку и сноровку тоже сложим мы туда.
Наш девиз: приумножать, думать, верить, мыслить, знать!
III. Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы! Вы очень старались и справились со всеми заданиями.
Ребята, сегодня мы провели занятие в школе юных финансистов, Вам понравилось?
О чем мы говорили? Что Вы узнали? (ответы детей).
И я по праву хочу вручить вам сертификаты об обучении в школе и уверенно могу сказать. что вы в школе будете отличниками!