Единство требований школы и семьи в речевом развитии ребёнка. | Брайко Светлана Михайловна. Работа №327342
Статья описывает требования, предъявляемые к педагогам и родителям детей-логопатов для достижения поставленных целей в речевом развитии ребёнка. Эта статья будет очень полезна как начинающему логопеду, учителю начальных классов, так и молодым родителям, стремящимся к чистому, достаточно совершенному речевому развитию своего ребёнка. Давно доказано, что учитель-логопед, не имея поддержки со стороны родителей или опекунов, их заменяющих, не может в полной мере помочь тому или иному ребёнку научиться правильно говорить.
Единство требований школы и семьи в речевом развитии ребёнка.
Часто дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Не всегда правильное произношение наблюдается так же у ребёнка, который по каким-либо причинам имеет много пропусков занятий по развитию речи. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой. Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве, на занятиях и в повседневном общении. Пропаганда знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляется педагогами прежде всего в беседах и на консультациях. Эффективны и другие формы работы- наглядная агитация, например, организация стендов, где даются сведения о формировании звукопроизношения каждого ребенка, вывешиваются таблицы с указанием правильного ударения в словах, в произнесении которых дети часто допускают ошибки, небольшие заметки, статьи по развитию речи детей в уголке для родителей, чтение лекций на родительских собраниях.
В помощь родителям в формировании речи ребёнка в семье учитель-логопед может рекомендовать для заучивания детьми дома некоторый практический материал- загадки, пословицы, потешки, считалки, стихи, с целью упражнения ребёнка в чётком произнесении звуков и слов- чистоговорки, скороговорки, а так же посоветовать, какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста, к беседе организовать выставку новых книг, которые было бы полезно прочитать ребёнку дома.
В процессе работы с семьёй логопед указывает, чем и как следует заниматься с ребёнком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребёнок в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.
На одном из собраний родителей педагог специально заостряет их внимание на задачах развития речи, стоящих перед школой, на том, какую помощь в овладении ребёнком звуковой стороной речи может оказать семья, рекомендует способы устранения некоторых недостатков в произношении звуков.
Учитывая то, что овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идёт равномерно, родители часто интересуются, не отстаёт ли их ребёнок в речевом развитии. Логопед может провести беседу о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребёнка.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушения в строении артикуляционного аппарата. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
Чтобы научиться чётко и правильно произносить звуки, слова, ребёнок должен прежде всего услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Поэтому важно обращать внимание родителей на роль слуха в развитии речи ребёнка. Родителям следует беречь ещё неокрепший голосовой аппарат ребёнка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Логопед, проводя с родителями беседы, консультации, акцентирует внимание на том, что чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать ребёнка сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, читать художественные произведения, не соответствующие возрасту.
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном.
Нельзя уклоняться от вопросов, задаваемых ребёнком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит, поест, уберёт в комнате и т.д. Взрослый же за это время может подготовиться к рассказу.
Родители должны понимать, что овладение ребёнком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием.
В воспитании и образовании детей большое значение имеют тесные контакты школы и семьи. При этом наиболее полно используются педагогические возможности, обеспечивающие становление личности ребёнка, создаются условия, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.