Эдвард Григ «Поэтическая картинка» ор.3 № 5 F-dur.Методические рекомендации. Из опыта работы. | Ефимова Татьяна Геннадьевна. Работа №220978
Автор: Ефимова Татьяна Геннадьевна
Эдвард Григ «Поэтическая картинка» ор.3 № 5 F-dur. Из опыта работы.
Ефимова Татьяна Геннадьевна.
МБУДО г. Казани «ДМШ № 4»
Эдвард Григ «Поэтическая картинка» ор.3 № 5 F-dur.
«Полна величия северная природа. Прекрасен далёкий край скал и фьордов, бездонных озёр и горных вершин. В зимних метелях и вьюгах, в рокоте сурового моря, в мерцании белых ночей рождала свои песни Норвегия. Эта страна взрастила сильный и деятельный народ, который строил жизнь в борьбе с суровой природой. Она дала миру своё самобытное искусство и своего певца – Грига».
В 1863 году Э. Григ создал фортепианный цикл «Поэтические картинки», изданный спустя год под op.3. Это раннее произведение великого норвежского композитора, но и сегодня оно вызывает живой интерес у исполнителей и слушателей. Заголовок, который композитор предпослал op.3 – «Поэтические картинки». В музыке картинной, живописной на первый план выступает задача описания. Содержание пьес такого рода многогранно. В них запечатлены образы природы, народного быта, сказки, причем изображение связано с более глубокой художественной задачей – показать мир глазами поэта-художника.
Мы знаем, что у каждого композитора есть одна тема, которая сквозной нитью проходит через все его творчество. Была ли такая тема у Грига? Сам композитор писал: «Мечта моей жизни – суметь передать в звуках природу Севера!» Я думаю, что различные по образному строю «Поэтические картинки» – лирика, пейзаж, народный быт и фантастика – подчинены любимой теме композитора – Норвегии. Кажется, будто сам Э. Григ танцевал на празднике, рассказал сказку, любовался красотой гор на закате дня, «подсмотрел» на лесной поляне загадочно-шутливую возню гномов.
Рассмотрим «Поэтическую картинку № 5». Ранее ученики моего класса уже исполняли пьесы Э. Грига, например «Халлинг», «Птичка», «В пещере горного короля». Содержание этих пьес было обозначено в их названии. Но как понять термин «поэтический» в музыкальном искусстве? Как передать слушателям «поэтическое настроение»? «Поэтическое» определяет все высокое и прекрасное. «Лирика истинная всегда поэзия, но «поэзия» - не только лирика» (В. Брюсов). Поэтическое начало у Грига Б. Асафьев определяет как «любовное «вчувствование» в окружающий мир, выявление соков земли». Почувствовать это настроение нам помог концерт «Норвежские фантазии», посвященный творчеству Э. Грига, который прошёл в нашей школе в этом году.
Основная тема «Поэтической картинки № 5» песенная. Ее развитие строится на вариантном повторе начальной 4х-тактной темы. Тема многослойна: это и мелодия, и линия баса, и многочисленные подголоски. Для каждого слоя, для каждой части пьесы необходимо найти свой тембр, звуковую динамику, связанную с общим замыслом пьесы, свой способ звукоизвлечения. «Поэтическую картинку № 5» мы представили как показ смен времён года. Сначала недолгая, нежная весна (1 период allegro moderato) и яркое лето (2 период allegro moderato). Затем осень кружит опавшей листвой (vivo). Вот уже снежинки закружились в танце (molto crescendo) и зима торжествует (fuoco, piu forte). Но недолгим было её торжество, природа пробуждается и снова приходит нежная весна (a tempo). Мир и покой, нежность и счастье вернутся, несмотря на все невзгоды.
Тема любви к Норвегии, ее природе и людям пронизывает все фортепианное наследие композитора. Сам Григ бесконечно любил свою родину, её природу. Вот что он говорил об этом: «Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня - нечто самое высокое. Никакой великий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!..» Она была для Грига неиссякаемым родником вдохновения. Общехудожественную идею «Поэтических картинок» можно обозначить широко: как красив и многообразен окружающий мир!