Эффективное использование ассистивных технологий в школьном процессе | Бегалиева Равана Арзуман кызы. Работа №352245
Аннотация. Статья посвящена вопросам применения ассистивных технологий в образовательной практике учителя начальных классов коррекционной школы. Раскрывается значение таких технологий для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Описываются ключевые направления использования ассистивных средств, их влияние на учебный процесс и социальную адаптацию обучающихся. Обосновывается необходимость интеграции технологий в повседневную школьную практику как средства повышения доступности и качества образования.
Ключевые слова: ассистивные технологии, коррекционная школа, начальные классы, инклюзия, доступное образование, дети с ОВЗ, цифровые ресурсы, адаптивное обучение.
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССИСТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Бегалиева Равана Арзуман кызы, учитель начальных классов
Муниципальная бюджетная общеобразовательная «Средняя школа №10 с углубленным изучением физики и технических дисциплин»
г. Ноябрьск
Аннотация. Статья посвящена вопросам применения ассистивных технологий в образовательной практике учителя начальных классов коррекционной школы. Раскрывается значение таких технологий для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Описываются ключевые направления использования ассистивных средств, их влияние на учебный процесс и социальную адаптацию обучающихся. Обосновывается необходимость интеграции технологий в повседневную школьную практику как средства повышения доступности и качества образования.
Ключевые слова: ассистивные технологии, коррекционная школа, начальные классы, инклюзия, доступное образование, дети с ОВЗ, цифровые ресурсы, адаптивное обучение.
Современное образование направлено на создание инклюзивной среды, обеспечивающей доступность обучения для всех категорий детей, включая обучающихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). В условиях коррекционной школы это требование приобретает особое значение. Ассистивные технологии становятся незаменимым инструментом, который позволяет преодолевать барьеры, связанные с различными видами нарушений, и обеспечивает активное включение ребёнка в образовательный процесс.
Ассистивные технологии представляют собой широкий спектр средств и решений, направленных на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья. Они включают в себя технические устройства, программное обеспечение и методики, которые способствуют развитию учебных навыков, коммуникации и социальной интеграции. Использование таких технологий в начальной школе не только облегчает освоение учебного материала, но и способствует формированию у детей уверенности в своих способностях, что является важным фактором их личностного развития.
Одной из основных задач коррекционной школы является создание условий, при которых каждый ребёнок может раскрыть свой потенциал, несмотря на имеющиеся ограничения. Ассистивные технологии позволяют решать эту задачу посредством индивидуализации образовательного процесса. Например, специализированные программы и приложения могут адаптироваться под уровень подготовки ребёнка, предлагать задания, соответствующие его возможностям, и поддерживать обратную связь, необходимую для коррекции ошибок.
Для детей с нарушениями зрения широкое применение находят устройства с голосовым сопровождением, рельефно-точечные дисплеи и программное обеспечение для преобразования текста в речь. Эти технологии помогают детям воспринимать текстовую информацию, развивать навык чтения и письма, а также активно участвовать в учебной деятельности наравне с другими обучающимися.
В работе с детьми с нарушениями слуха используются визуальные ассистивные технологии, такие как системы субтитров, интерактивные доски и приложения для перевода речи в текст. Они облегчают восприятие учебного материала и позволяют ребёнку быть вовлечённым в процесс взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата важным направлением является использование технологий управления устройствами с помощью голосовых команд, сенсорных экранов и адаптированных клавиатур. Такие средства помогают преодолеть физические ограничения и развивать навыки, необходимые для освоения учебных предметов.
Особое внимание следует уделить детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Для них ассистивные технологии предоставляют возможности для развития коммуникативных навыков, управления эмоциями и освоения социального поведения. Например, приложения с визуальным расписанием или социальными историями помогают ребёнку организовывать своё время, предсказывать последовательность событий и адаптироваться к изменениям в окружающей среде.
Ассистивные технологии также способствуют созданию более гибкой образовательной среды, что особенно важно для детей с ОВЗ. Использование цифровых ресурсов, таких как электронные учебники, интерактивные задания и обучающие платформы, делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим. Кроме того, такие технологии позволяют учителю отслеживать прогресс каждого ребёнка и своевременно вносить коррективы в образовательный маршрут.
Не менее значимой является роль ассистивных технологий в социальной адаптации обучающихся. Они способствуют интеграции детей с ОВЗ в школьный коллектив, предоставляют возможности для взаимодействия со сверстниками и учителями. Например, устройства для альтернативной и дополнительной коммуникации (AAC) позволяют детям, имеющим трудности с речью, выражать свои мысли и участвовать в обсуждениях. Это формирует у ребёнка чувство принадлежности к сообществу и укрепляет его уверенность в себе.
Успешное использование ассистивных технологий в школьном процессе требует активного вовлечения всех участников образовательной среды. Учитель играет ключевую роль в выборе и интеграции технологий, адаптации учебного материала и организации работы с детьми. Кроме того, важно обеспечить взаимодействие с родителями, которые могут продолжать использование ассистивных средств в домашних условиях.
Для повышения эффективности работы с ассистивными технологиями педагогу необходимо регулярно повышать квалификацию, знакомиться с новыми разработками и обмениваться опытом с коллегами. Это позволяет расширять арсенал используемых средств и находить индивидуальные подходы к каждому ребёнку.
Таким образом, ассистивные технологии являются важным инструментом в образовательной практике учителя начальных классов коррекционной школы. Они не только повышают доступность и качество обучения, но и способствуют формированию у детей уверенности в своих силах, помогают преодолевать барьеры и создают условия для успешной социальной адаптации. Включение таких технологий в повседневную практику обеспечивает гармоничное развитие каждого ребёнка и способствует реализации принципов инклюзии.
Список литературы
1. Исаева С. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития : учебное пособие / С. Н. Исаева, В. М. Мелехова, И. В. Смолярчук. — Тамбов : ТГУ им. Г.Р.Державина, 2022. — 182 с. — ISBN 978-5-00078-693-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/416081
2. Неретина Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методическое пособие / Т. Г. Неретина. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 376 с. — ISBN 978-5-9765-0127-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119532 (дата обращения: 26.11.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.