Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эффективное взаимодействие тренера-преподавателя и родителей | Шопина Светлана Александровна. Работа №338072. Номер работы: №338072

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Современный ребенок стремится к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Задача педагогов и родителей заключается в поддержке его на этом пути, в оказании ему помощи в этом становлении. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешна только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью.

В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, по существу, являются задачами поиска оптимальных решений. В таких случаях требуется определить тот путь, выбор которого связан с определением результата педагогического воздействия, с его исходом. Эффективность педагогической деятельности может быть выявлена, если получено знание о механизме данной деятельности, о её преобразовании, ведущей к заданной цели, к её результатам.

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Спортивная школа олимпийского резерва «Юность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Эффективное взаимодействие тренера-преподавателя и родителей»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила тренер-преподаватель:

Шопина Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск

2023 год

ВВЕДЕНИЕ

Современный школьник стремится к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Задача педагогов и родителей заключается в поддержке его на этом пути, в оказании ему помощи в этом становлении. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешна только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью.

В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, по существу, являются задачами поиска оптимальных решений. В таких случаях требуется определить тот путь, выбор которого связан с определением результата педагогического воздействия, с его исходом. Эффективность педагогической деятельности может быть выявлена, если получено знание о механизме данной деятельности, о её преобразовании, ведущей к заданной цели, к её результатам.

Актуальность

Закономерными становятся вопросы: каковы признаки эффективного и неэффективного взаимодействия учителя и родителей? Каковы причины (факторы) неэффективного взаимодействия учителя и родителей? При каких психолого-педагогических условиях возможно эффективное взаимодействие учителя и родителей? Эти вопросы составляют проблемное поле исследования, основная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы сущность, структура, специфика, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе?

Цель проекта – создание условий для эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Раскрыть сущность, структуру, специфику, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.

2. Выявить интересы, потребности участников взаимодействия и определить необходимые условия для организации успешной совместной деятельности.

3. Разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы.

4. Оценить результативность реализации программы эффективного взаимодействия учителе и родителей в начальной школе

Гипотеза

Если включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:

гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;

систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);

умение конструктивно подходить к разрешению конфликтов, то эффективная реализация указанных психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей в начальной школе будет состоять в:

- повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников;

- формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.

Критерии эффективности проекта:

1.Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество;

2.Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.

Ожидаемые результаты:

1. Повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников.

2. Формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.

Проект долгосрочный.

Сроки реализации проекта 4 года (2023-2027г.г.)

 

Планирование работы

Таблица 1

п\п

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

1

2

3

4

1

Организационно -подготовительный

Раскрыть сущность, структуру, специфику, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.

Август

2

Организационно – практический

Выявить интересы, потребности участников взаимодействия и определить необходимые условия для организации успешной совместной деятельности.

Разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы.

Сентябрь

 

 

Сентябрь (2023г.) - май (2027г.)

3

Обобщающе-аналитический

Проанализировать результативность реализации программы эффективного взаимодействия учителе и родителей в начальной школе

Май (2027г.)

 

 

Сущность, структура, специфика, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе

Взаимодействие учителя и родителей может быть эффективным и неэффективным. Эффективное взаимодействие учителя и родителей в начальной школе — устойчивый, действенный, результативный процесс общения, отношений, связи между субъектами воспитательного процесса.

Эффективное взаимодействие учителя с родителями обладает следующими признаками. 

Общение: знание учителем законов и структуры педагогического общения; знания об особенностях педагогического общения в деятельности учителя начальных классов; знание способов и приемов педагогического общения; наличие сформированных коммуникативных умений; постоянный двусторонний обмен информацией между учителем и родителями; конструктивное разрешение конфликтов.

Отношение: признание ценности семьи как педагогической системы; опора на положительный опыт родителей; повышение авторитета семьи и семейных традиций; демократический стиль взаимодействия; гуманизация межличностных отношений.

Связь: постоянный двусторонний контакт; умение анализировать (рефлексировать) педагогическое взаимодействие с семьей.

Специфика процессуальной стороны взаимодействия учителя и родителей в начальных классах состоит в отборе содержания, методов, форм взаимодействия, способов и характера осуществляемых воздействий.

Психолого-педагогическими условиями эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе являются:

- осознание учителем необходимости формирования эффективного взаимодействия с родителями младших школьников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса;

- реализация личностно-деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов к взаимодействию с родителями;

- высокий уровень коммуникативных умений учителя;

- способность учителя к эмпатии и рефлексии.

Структурно-содержательная модель эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе включает в себя взаимозависимые и взаимосвязанные элементы: общение, отношение, связь.

3. Организация взаимодействия учителя и родителей

Взаимодействие учителя начальных классов и родителей в школе осуществляется по следующим направлениям:

• Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;

• Педагогическое просвещение родителей;

• Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;

• Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;

• Индивидуальная работа с родителями;

• Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

 

Методы изучения семей.

Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Наблюдение.

Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, соц. педагога).

Индивидуальные беседы.

Тестирование.

Анкетирование

Диагностика.

Деловые игры.

Анализ детских рассказов и рисунков.

Механизмы реализации взаимодействия учителя и родителей

Отбор содержания, методов, форм взаимодействия, способов и характера осуществляемых воздействий

Формы взаимодействия педагога и родителей:

тематические родительские собрания;

праздники семьи и класса, семейные гостиные;

Читай-город

дни открытых дверей в ОУ;

выставки семейного творчества;

фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Один день моей мамы";

индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;

тематические беседы;

лектории для родителей;

проектная деятельность;

родительская конференция.

Технология формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе включает в себя содержательный, процессуальный и диагностический компоненты.

Содержательный компонент технологии предполагает описание целей и содержания взаимодействия.

Процессуальный компонент технологии представлен через конструирование методов, форм, принципов взаимодействия.

Диагностический компонент технологии понимается как обязательная подструктура целостного процесса формирования взаимодействия учителя и родителей, представляющая собой способ и процесс получения стратегической и оперативно-тактической информации о том, каковы результаты взаимодействия учителя и родителей.

4. Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия учителя и родителей в школе.

Обоснование программы эффективного взаимодействия учителя и родителей

В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей. Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.

Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и стремлений работать в одном направлении школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Задачи: в сфере общения - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;

в сфере отношения - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

в сфере связи - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, делиться своими наблюдениями, проводить рефлексию деятельности.

Основной принцип программы – это диалогичность, который рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между учителем и родителями. При этом принцип предполагает активность всех участников взаимодействия, и эта активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.

Условия:

родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;

осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;

систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;

установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,

обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

 

 

Таблица 2

Структура программы эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы

Компоненты взаимодействия

Содержание компонента взаимодействия

Адекватные методы и формы взаимодействия

Механизм реализации программы

1

2

3

4

Общение

Педагогическое просвещение родителей;

Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;

Проектная деятельность.

Тематические родительские собрания;

Праздники семьи и класса, семейные гостиные;

«Читай город»;

Проектная деятельность;

Родительская конференция.

Технология формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе:

1. Описание целей и содержания взаимодействия.

2.Конструирование методов, форм, принципов.

3. Получение информации о том, каковы результаты взаимодействия учителя и родителей.

Отношение

Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
Индивидуальная работа с родителями.

Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;

Тематические беседы.

 

1

2

3

4

Связь

Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Наблюдение. Индивидуальные беседы. Тестирование. Анкетирование.

Диагностика.

Деловые игры.

Анализ детских рассказов и рисунков.

 

 

 

Разработанная программа эффективного взаимодействия семьи и школы (Приложение) реализовывалась на базе МОУ гимназия №41 с 2018 - 2021 учебного года и была рассчитана на период обучения в школе.

В начале каждого учебного года необходимо было проводить исследование семей с целью выявления проблем, которые определяли содержание взаимодействия учителя и родителей класса. Совместно с родителями мы пытались использовать наиболее эффективные способы решения проблем, определить содержание и формы педагогического просвещения, составлять план взаимодействия на год.

В 2023 – 2027 учебном году основным направлением для анализа и исследования являлась адаптация учащихся 1 класса их психологическая и физиологическая готовность к школе, поэтому взаимодействие учителя и родителей основывалось на способах сопровождения учеников в процессе обучения и воспитания. Целью такого взаимодействия было: просвещение родителей в сфере психологических особенностей детей данного возраста и специфики адаптации их в начальной школе; подробный анализ особенностей адаптации каждого ученика и класса в целом; проблемы в адаптации, причины и способы решения.

В процессе анализа результатов адаптации первоклассников выявили основную проблему: 2% учащихся класса имели повышенный уровень тревожности. Способом решения этой проблемы стало систематическое взаимодействие ребенок – родитель – учитель посредствам индивидуальных занятий, игр, специальных упражнений дома и в школе в трех направлениях:

повышение самооценки учащихся через поощрение похвалу, беседы с классным коллективом;

обучение умению снимать мышечное напряжение посредством игры;

отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях через игры.

В результате анализа выявили понижение уровня тревожности у учащихся. Что позволило нам сделать вывод о результативности взаимодействия между участниками процесса обучения и воспитания.

На втором году обучения ученикам и родителям нашего класса впервые предлагается участвовать в проектной деятельности, что в свою очередь определило для нас ряд задач: создать условия для получения практического опыта участия в проектной деятельности всех участников процесса обучения и воспитания; просвещения родителей и учащихся в специфике данной работы.

Адекватным решением поставленных задач стало участие в совместном проекте учеников и родителей 2В класса по разработке и проведению экскурсии по памятным местам города Люберцы (Приложение), работа над которым планировалась на период с сентября по апрель 2020-2021 учебного года. Определены были группы: организаторы, экскурсоводы, корреспонденты, в состав которых входили и ученики, и их родители. Работа велась по составленному плану проектной деятельности с четкими временными рамками, и требовала взаимодействия всех участников проекта. Продуктом этой деятельности стала экскурсия, которую мы провели в апреле. Анализируя результаты, пришли выводу, что опыт в проектной деятельности не только позволил понять специфику разработки и реализации проекта, но доставил участникам удовлетворение результатами и процессом взаимодействия.

В третьем классе поток информации, с которым сталкиваются учащиеся достаточно внушительный, и залог качества успеваемости ребенка состоит в умении эту информацию накапливать обрабатывать, систематизировать. Иными словами создавать «копилку знаний», которая всегда была бы «под рукой». Мы еще в первом классе имели опыт в создании опорных таблиц и схем для представления информации, и родителям это было большой поддержкой, поскольку знание фонетики не у многих осталось на уровне необходимом, при изучении успешности ребенка в процессе его обучения. Поэтому этот опыт мы решили продолжить в рамках содержания взаимодействия, целью которого было изучение способов работы с информацией.

Формы работы были определены по различным направлениям: проектная деятельность «Моя родословная», индивидуальное взаимодействие при создании «копилок знаний», просвещение родителей о способах систематизации информации, презентация домашних библиотек и др.

В рамках поставленных целей мы начали с формирования умения обобщать и представлять свою жизненную историю в виде фото отчетов: «Как я провел каникулы», «Осень года, осень жизни» - рассказ о дедушках и бабушках, «Какими мы были». Продолжением этого взаимодействия должна быть рефлексия всего этапа обучения в начальной школе: «Каким я был, и каким я стал» глазами самого ребенка и «Мой ребенок растет и меняется» глазами родителя; «Выпускник четвертого класса – каким он должен быть» совместный анализ ребенка – родителя – учителя.

5. Оценка результативности реализации программы эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе

Критерии оценки эффективности проекта позволяют оценить результативность реализации программы взаимодействия семьи и школы по двум аспектам:

1)Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество изучалась посредствам анкетирования

2) Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе изучалась на основе анкетирования.

Подробный анализ диагностик представлен в таблицах (Приложение)

Анализируя полученные результаты, мы определяли удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе в его качественном выражении используя шкалу 1, при совпадении с ключом ставили 1 балл, средний балл по шкале – 3, если показатель ребенка ниже, значит у него есть проблемы в данной области. Соответственно уровень – низкий.

При анкетировании родителей использовали 7 критериев, одни оценивали удовлетворенность родителей, а другие готовность к сотрудничеству, анализировали каждый критерий исходя из результата положительно, отрицательно, средне, что позволило дать не только общую оценку, но и увидеть динамику по каждому критерию в отдельности.

Данные, полученные при выявлении актуального уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (первичная диагностика) и данные полученных при оценке уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (контрольная диагностика) помогут проанализировать динамику.

Динамика уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного диагностического обследования), n= 21 чел.

 

 

Уровни удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество

Уровни удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе

 

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

 

Первичная

диагностика

3%

27%

70%

9%

37%

54%

 

Контрольная диагностика

3%

13%

84%

5%

29%

67%

Динамика развития уровня удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью в школе отражена в диаграммах (Приложение).

При анализе результатов видим положительную динамику уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе, что позволяет нам сделать вывод: программа эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе результативна, и способствует эффективному взаимодействию участников процессе обучения и воспитания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.  

Таким образом, результат взаимодействия учителя и родителей в начальной школе будет состоять в:

- повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников;

- формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бедерханова В.В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых //целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Материалы методологического семинара памяти профессора B.С. Ильина. – выпуск № 5. – Волгоград, 2001.– с. 95-100.

2. Данилъчук в.и. гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. – Ростов н/д, 1998.

3. Мостовая С.В. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов isserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-vzaimodeistviya-uchitelya-i-roditelei-v-nac#ixzz2E09ZfOIj

4. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977

5. Сухомлинский В.А Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. М., 1981 г.т.3

6. Фридман И.Ребенок между семьей и обществом//Семья и школа.-2002.-№11-12.-С.2-4.

7. Фридман Л.М. Школа и родители//Классный руководитель.-1998.-№5.-С.39-44.

8. Хорошая школа: желаемая и реальная: Аналитический отчет по материалам опроса родителей//Директор школы: Экспресс-опыт.-2000.-№8.-С.38-46.

9. Школа и родители //Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№3.

10. Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М. «Школьная пресса», 2002.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×