Эффективное взаимодействие тренера-преподавателя и родителей | Шопина Светлана Александровна. Работа №338072. Номер работы: №338072
Современный ребенок стремится к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Задача педагогов и родителей заключается в поддержке его на этом пути, в оказании ему помощи в этом становлении. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешна только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью.
В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, по существу, являются задачами поиска оптимальных решений. В таких случаях требуется определить тот путь, выбор которого связан с определением результата педагогического воздействия, с его исходом. Эффективность педагогической деятельности может быть выявлена, если получено знание о механизме данной деятельности, о её преобразовании, ведущей к заданной цели, к её результатам.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Спортивная школа олимпийского резерва «Юность»
Доклад на тему:
«Эффективное взаимодействие тренера-преподавателя и родителей»
Подготовила тренер-преподаватель:
Шопина Светлана Александровна
Ульяновск
2023 год
ВВЕДЕНИЕ
Современный школьник стремится к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Задача педагогов и родителей заключается в поддержке его на этом пути, в оказании ему помощи в этом становлении. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешна только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью.
В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, по существу, являются задачами поиска оптимальных решений. В таких случаях требуется определить тот путь, выбор которого связан с определением результата педагогического воздействия, с его исходом. Эффективность педагогической деятельности может быть выявлена, если получено знание о механизме данной деятельности, о её преобразовании, ведущей к заданной цели, к её результатам.
Актуальность
Закономерными становятся вопросы: каковы признаки эффективного и неэффективного взаимодействия учителя и родителей? Каковы причины (факторы) неэффективного взаимодействия учителя и родителей? При каких психолого-педагогических условиях возможно эффективное взаимодействие учителя и родителей? Эти вопросы составляют проблемное поле исследования, основная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы сущность, структура, специфика, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе?
Цель проекта – создание условий для эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность, структуру, специфику, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.
2. Выявить интересы, потребности участников взаимодействия и определить необходимые условия для организации успешной совместной деятельности.
3. Разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы.
4. Оценить результативность реализации программы эффективного взаимодействия учителе и родителей в начальной школе
Гипотеза
Если включение семьи в деятельность воспитательной системы школы основано на:
гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;
систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);
умение конструктивно подходить к разрешению конфликтов, то эффективная реализация указанных психолого-педагогических условий взаимодействия учителя и родителей в начальной школе будет состоять в:
- повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников;
- формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.
Критерии эффективности проекта:
1.Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество;
2.Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.
Ожидаемые результаты:
1. Повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников.
2. Формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.
Проект долгосрочный.
Сроки реализации проекта 4 года (2023-2027г.г.)
Планирование работы
Таблица 1
№ п\п
Этапы работы
Содержание работы
Сроки
1
2
3
4
1
Организационно -подготовительный
Раскрыть сущность, структуру, специфику, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.
Август
2
Организационно – практический
Выявить интересы, потребности участников взаимодействия и определить необходимые условия для организации успешной совместной деятельности.
Разработать и реализовать программу взаимодействия семьи и школы.
Сентябрь
Сентябрь (2023г.) - май (2027г.)
3
Обобщающе-аналитический
Проанализировать результативность реализации программы эффективного взаимодействия учителе и родителей в начальной школе
Май (2027г.)
Сущность, структура, специфика, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе
Взаимодействие учителя и родителей может быть эффективным и неэффективным. Эффективное взаимодействие учителя и родителей в начальной школе — устойчивый, действенный, результативный процесс общения, отношений, связи между субъектами воспитательного процесса.
Эффективное взаимодействие учителя с родителями обладает следующими признаками.
Общение: знание учителем законов и структуры педагогического общения; знания об особенностях педагогического общения в деятельности учителя начальных классов; знание способов и приемов педагогического общения; наличие сформированных коммуникативных умений; постоянный двусторонний обмен информацией между учителем и родителями; конструктивное разрешение конфликтов.
Отношение: признание ценности семьи как педагогической системы; опора на положительный опыт родителей; повышение авторитета семьи и семейных традиций; демократический стиль взаимодействия; гуманизация межличностных отношений.
Связь: постоянный двусторонний контакт; умение анализировать (рефлексировать) педагогическое взаимодействие с семьей.
Специфика процессуальной стороны взаимодействия учителя и родителей в начальных классах состоит в отборе содержания, методов, форм взаимодействия, способов и характера осуществляемых воздействий.
Психолого-педагогическими условиями эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе являются:
- осознание учителем необходимости формирования эффективного взаимодействия с родителями младших школьников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса;
- реализация личностно-деятельностного, диалогического, индивидуально-творческого подходов к взаимодействию с родителями;
- высокий уровень коммуникативных умений учителя;
- способность учителя к эмпатии и рефлексии.
Структурно-содержательная модель эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе включает в себя взаимозависимые и взаимосвязанные элементы: общение, отношение, связь.
3. Организация взаимодействия учителя и родителей
Взаимодействие учителя начальных классов и родителей в школе осуществляется по следующим направлениям:
• Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
• Педагогическое просвещение родителей;
• Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
• Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
• Индивидуальная работа с родителями;
• Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Методы изучения семей.
Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности учащихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
Наблюдение.
Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, соц. педагога).
Индивидуальные беседы.
Тестирование.
Анкетирование
Диагностика.
Деловые игры.
Анализ детских рассказов и рисунков.
Механизмы реализации взаимодействия учителя и родителей
Отбор содержания, методов, форм взаимодействия, способов и характера осуществляемых воздействий
Формы взаимодействия педагога и родителей:
тематические родительские собрания;
праздники семьи и класса, семейные гостиные;
Читай-город
дни открытых дверей в ОУ;
выставки семейного творчества;
фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Один день моей мамы";
индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
тематические беседы;
лектории для родителей;
проектная деятельность;
родительская конференция.
Технология формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе включает в себя содержательный, процессуальный и диагностический компоненты.
Содержательный компонент технологии предполагает описание целей и содержания взаимодействия.
Процессуальный компонент технологии представлен через конструирование методов, форм, принципов взаимодействия.
Диагностический компонент технологии понимается как обязательная подструктура целостного процесса формирования взаимодействия учителя и родителей, представляющая собой способ и процесс получения стратегической и оперативно-тактической информации о том, каковы результаты взаимодействия учителя и родителей.
4. Разработка и реализация программы эффективного взаимодействия учителя и родителей в школе.
Обоснование программы эффективного взаимодействия учителя и родителей
В ранний школьный периоды родители и семейная атмосфера является наиболее важным фактором в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей. Важно начать эту работу именно в начальной школе, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют им осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.
Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и стремлений работать в одном направлении школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Задачи: в сфере общения - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;
в сфере отношения - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;
в сфере связи - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, делиться своими наблюдениями, проводить рефлексию деятельности.
Основной принцип программы – это диалогичность, который рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между учителем и родителями. При этом принцип предполагает активность всех участников взаимодействия, и эта активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.
Условия:
родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,
обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.
Таблица 2
Структура программы эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы
Компоненты взаимодействия
Содержание компонента взаимодействия
Адекватные методы и формы взаимодействия
Механизм реализации программы
1
2
3
4
Общение
Педагогическое просвещение родителей;
Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
Проектная деятельность.
Тематические родительские собрания;
Праздники семьи и класса, семейные гостиные;
«Читай город»;
Проектная деятельность;
Родительская конференция.
Технология формирования эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе:
1. Описание целей и содержания взаимодействия.
2.Конструирование методов, форм, принципов.
3. Получение информации о том, каковы результаты взаимодействия учителя и родителей.
Отношение
Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
Индивидуальная работа с родителями.
Индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
Тематические беседы.
1
2
3
4
Связь
Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Наблюдение. Индивидуальные беседы. Тестирование. Анкетирование.
Диагностика.
Деловые игры.
Анализ детских рассказов и рисунков.
Разработанная программа эффективного взаимодействия семьи и школы (Приложение) реализовывалась на базе МОУ гимназия №41 с 2018 - 2021 учебного года и была рассчитана на период обучения в школе.
В начале каждого учебного года необходимо было проводить исследование семей с целью выявления проблем, которые определяли содержание взаимодействия учителя и родителей класса. Совместно с родителями мы пытались использовать наиболее эффективные способы решения проблем, определить содержание и формы педагогического просвещения, составлять план взаимодействия на год.
В 2023 – 2027 учебном году основным направлением для анализа и исследования являлась адаптация учащихся 1 класса их психологическая и физиологическая готовность к школе, поэтому взаимодействие учителя и родителей основывалось на способах сопровождения учеников в процессе обучения и воспитания. Целью такого взаимодействия было: просвещение родителей в сфере психологических особенностей детей данного возраста и специфики адаптации их в начальной школе; подробный анализ особенностей адаптации каждого ученика и класса в целом; проблемы в адаптации, причины и способы решения.
В процессе анализа результатов адаптации первоклассников выявили основную проблему: 2% учащихся класса имели повышенный уровень тревожности. Способом решения этой проблемы стало систематическое взаимодействие ребенок – родитель – учитель посредствам индивидуальных занятий, игр, специальных упражнений дома и в школе в трех направлениях:
повышение самооценки учащихся через поощрение похвалу, беседы с классным коллективом;
обучение умению снимать мышечное напряжение посредством игры;
отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях через игры.
В результате анализа выявили понижение уровня тревожности у учащихся. Что позволило нам сделать вывод о результативности взаимодействия между участниками процесса обучения и воспитания.
На втором году обучения ученикам и родителям нашего класса впервые предлагается участвовать в проектной деятельности, что в свою очередь определило для нас ряд задач: создать условия для получения практического опыта участия в проектной деятельности всех участников процесса обучения и воспитания; просвещения родителей и учащихся в специфике данной работы.
Адекватным решением поставленных задач стало участие в совместном проекте учеников и родителей 2В класса по разработке и проведению экскурсии по памятным местам города Люберцы (Приложение), работа над которым планировалась на период с сентября по апрель 2020-2021 учебного года. Определены были группы: организаторы, экскурсоводы, корреспонденты, в состав которых входили и ученики, и их родители. Работа велась по составленному плану проектной деятельности с четкими временными рамками, и требовала взаимодействия всех участников проекта. Продуктом этой деятельности стала экскурсия, которую мы провели в апреле. Анализируя результаты, пришли выводу, что опыт в проектной деятельности не только позволил понять специфику разработки и реализации проекта, но доставил участникам удовлетворение результатами и процессом взаимодействия.
В третьем классе поток информации, с которым сталкиваются учащиеся достаточно внушительный, и залог качества успеваемости ребенка состоит в умении эту информацию накапливать обрабатывать, систематизировать. Иными словами создавать «копилку знаний», которая всегда была бы «под рукой». Мы еще в первом классе имели опыт в создании опорных таблиц и схем для представления информации, и родителям это было большой поддержкой, поскольку знание фонетики не у многих осталось на уровне необходимом, при изучении успешности ребенка в процессе его обучения. Поэтому этот опыт мы решили продолжить в рамках содержания взаимодействия, целью которого было изучение способов работы с информацией.
Формы работы были определены по различным направлениям: проектная деятельность «Моя родословная», индивидуальное взаимодействие при создании «копилок знаний», просвещение родителей о способах систематизации информации, презентация домашних библиотек и др.
В рамках поставленных целей мы начали с формирования умения обобщать и представлять свою жизненную историю в виде фото отчетов: «Как я провел каникулы», «Осень года, осень жизни» - рассказ о дедушках и бабушках, «Какими мы были». Продолжением этого взаимодействия должна быть рефлексия всего этапа обучения в начальной школе: «Каким я был, и каким я стал» глазами самого ребенка и «Мой ребенок растет и меняется» глазами родителя; «Выпускник четвертого класса – каким он должен быть» совместный анализ ребенка – родителя – учителя.
5. Оценка результативности реализации программы эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе
Критерии оценки эффективности проекта позволяют оценить результативность реализации программы взаимодействия семьи и школы по двум аспектам:
1)Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество изучалась посредствам анкетирования
2) Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе изучалась на основе анкетирования.
Подробный анализ диагностик представлен в таблицах (Приложение)
Анализируя полученные результаты, мы определяли удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе в его качественном выражении используя шкалу 1, при совпадении с ключом ставили 1 балл, средний балл по шкале – 3, если показатель ребенка ниже, значит у него есть проблемы в данной области. Соответственно уровень – низкий.
При анкетировании родителей использовали 7 критериев, одни оценивали удовлетворенность родителей, а другие готовность к сотрудничеству, анализировали каждый критерий исходя из результата положительно, отрицательно, средне, что позволило дать не только общую оценку, но и увидеть динамику по каждому критерию в отдельности.
Данные, полученные при выявлении актуального уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (первичная диагностика) и данные полученных при оценке уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (контрольная диагностика) помогут проанализировать динамику.
Динамика уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе (сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного диагностического обследования), n= 21 чел.
Уровни удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество
Уровни удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
Первичная
диагностика
3%
27%
70%
9%
37%
54%
Контрольная диагностика
3%
13%
84%
5%
29%
67%
Динамика развития уровня удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью в школе отражена в диаграммах (Приложение).
При анализе результатов видим положительную динамику уровня удовлетворенности родителей, их ориентации на сотрудничество и уровня удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школе, что позволяет нам сделать вывод: программа эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе результативна, и способствует эффективному взаимодействию участников процессе обучения и воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.
Таким образом, результат взаимодействия учителя и родителей в начальной школе будет состоять в:
- повышении уровня взаимодействия учителя и родителей младших школьников;
- формировании у младших школьников положительной самооценки, становлении мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бедерханова В.В. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых //целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается. Материалы методологического семинара памяти профессора B.С. Ильина. – выпуск № 5. – Волгоград, 2001.– с. 95-100.
2. Данилъчук в.и. гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. – Ростов н/д, 1998.
3. Мостовая С.В. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.// Научная библиотека диссертаций и авторефератов isserCat http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-effektivnogo-vzaimodeistviya-uchitelya-i-roditelei-v-nac#ixzz2E09ZfOIj
4. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 1977
5. Сухомлинский В.А Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. М., 1981 г.т.3
6. Фридман И.Ребенок между семьей и обществом//Семья и школа.-2002.-№11-12.-С.2-4.
7. Фридман Л.М. Школа и родители//Классный руководитель.-1998.-№5.-С.39-44.
8. Хорошая школа: желаемая и реальная: Аналитический отчет по материалам опроса родителей//Директор школы: Экспресс-опыт.-2000.-№8.-С.38-46.
9. Школа и родители //Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№3.
10. Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М. «Школьная пресса», 2002.