Эффективность деятельности классного руководителя: критерии, формы, ресурсы | Лелетка Евгения Алексеевна. Работа №303984
От чего зависит эффективность деятельности классного руководителя. Какими критериями оценивается. Эффективные формы и ресурсы.
Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Поэтому под эффективностью работы классного руководителя мы понимаем соответствие степени достижения запланированного результата затраченным педагогическим усилиям и средствам.
Определенные критерии и показатели помогут оценить эффективность воспитательной работы классных руководителей представителям администрации школы, родителям, другим педагогам школы и самим классным руководителям.
Эффективность деятельности классного руководителя: критерии, формы, ресурсы
Воспитательная работа классного руководителя в школе является неотъемлемой частью общего учебного процесса образовательного учреждения. Классными руководителями могут быть учителя-предметники и другие школьные специалисты, которые занимаются организацией жизни учеников небольшой группы - класса в рамках школы: организация жизни класса, воспитательная работа с родителями учеников, создание комфортной психологической среды, развитие личности каждого ученика, сохранение и укрепление здоровья учеников. Воспитательная работа - основной вид профессиональной деятельности учителя, работающего в школе. Эффективность всего процесса обучения в учебном заведении зависит от эффективности работы каждого классного руководителя в школе. Поэтому эффективность деятельности классного руководителя - важный показатель педагогической деятельности. Вопросы оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя являются актуальными для педагогической науки.
Определить эффективность работы классного руководителя невозможно без изучения результатов его деятельности, так как эффективность определяется соотношением поставленных целей, т. е. прогнозируемого результата и реально достигнутого.
Под результатами процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними, в данном случае это могут быть изменения:
- в учащихся класса, т.е. в их воспитанности, социальности, профессиональной сориентированности;
- в коллективе класса, т. е. в отношениях между детьми, в уровне развития самоуправления;
- в отношениях между классным руководителем и школьниками;
- во взаимодействиях между классным руководителем и родителями, родителями и детьми, классным руководителем и учащимися класса, педагогами школы;
- в профессионализме, педагогическом мастерстве классного руководителя.
Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Поэтому под эффективностью работы классного руководителя мы понимаем соответствие степени достижения запланированного результата затраченным педагогическим усилиям и средствам.
Изучение результатов и эффективности работы выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом педагогом решается ряд задач:
а) выявление реального состояния процесса, осуществляемое с помощью педагогического "среза", в ходе которого изучаются состояние и результативность работы с учетом поставленных задач, конкретных критериев и показателей;
б) анализ изменений, происшедших в педагогическом процессе; изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;
в) выявление возможностей развития педагогического процесса; изучение его исходного состояния и динамики является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования;
г) определение эффективности влияния работы классного руководителя на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
Исходя из того, что эффективность деятельности классных руководителей определяется достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности, их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся, для оценки эффективности можно использовать следующие две группы критериев оценки:
1) критерии оценки процесса деятельности,
2) критерии оценки результативности.
Группа критериев результата должна ответить на вопрос «как сделано?». Эти критерии направлены на оценку следующих показателей: педагогических условий, требований образовательного учреждения, соблюдения дисциплины, качества личности. Группа критериев процесса должна ответит на вопрос «что сделано?», они охватывают следующие аспекты: объем и содержание работы; необходимость, достаточность и целесообразность воспитательных мероприятий, проводимых классным руководителем; распределение мероприятий по времени в учебном году; активность учащихся.
В настоящее время ряд исследователей выделили определенный комплекс критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной работы классных руководителей. Например, О.В. Миновская (КГУ, г. Кострома) выделяет в качестве основных критериев оценки эффективности показатели, связанные с профессиональными компетенциями педагога (результаты деятельности, способность к оценке деятельности учеников, культура речи педагога, взаимоотношения педагога с родителями учащихся, с другими педагогами, с администрацией школы и др.). И.В. Золотухиной определены пять критериев эффективности воспитательной работы классного руководителя: а) способность к реализации воспитательной работы в классе; б) уровень развития ученического классного коллектива; в) качество организации классных воспитательных мероприятий; г) сформированность нравственных качеств выпускников этого классного руководителя; д) привлечение к воспитательной работе родителей учеников.
К критериям оценки процесса деятельности в методических рекомендациях Министерства Просвещения отнесены:
—комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;
—адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;
—инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;
—системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
В оценке результатов (эффективности) классного руководства рекомендовано использовать в качестве критериев три уровня конечных результатов в области воспитания и социализации обучающихся:
1) сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
2) сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
3) наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
Педагоги школы в ходе обсуждения на заседании методического объединения классных руководителей выработали свои критерии, по которым необходимо оценивать работу классных руководителей.
Критерии оценки процесса
Направление деятельности
Критерии
Организация воспитательной деятельности
количество проведенных внеклассных тематических мероприятий за отчетный период
количество посещений учреждений культуры, экскурсий, походов
Участие класса в общешкольных мероприятиях;
Участие класса в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
Взаимодействие с родителями
кол-во родительских собраний, % присутствия;
рейды в семьи;
беседы с родителями;
Методическая деятельность классного руководителя
Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью
Критерии оценки результата
Критерии
Показатели
включенность учащихся во внеурочной деятельность
включенность
учащихся
во
внеурочн
ую
деятельность
Организация ученического самоуправления в классе
уровень развития ученического самоуправления в классе
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе
Отношение учащегося к основным сторонам жизнедеятельности в школе
Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания
Определенные критерии и показатели помогут оценить эффективность воспитательной работы классных руководителей представителям администрации школы, родителям, другим педагогам школы и самими классными руководителями.