Эффективность деятельности спортивной организации | Муликов Данир. Работа №325969
Курсовая работа по дисциплине "Организация и управление в области ФКиС
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Сущность и основные направления деятельности физкультурно-спортивной организации
1.2. Нормативно-правовые основы деятельности физкультурно-спортивной организации
1.3. Критерии эффективности деятельности спортивных школ
Заключение по 1 главе
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Организационная структура и материально-техническое обеспечение спортивной школы «Савиново»
3.2. Оценка результативности деятельности спортивной школы «Савиново»
3.3. Пути повышения эффективности деятельности спортивной школы
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
Институт заочного образования
Кафедра экономики и управления в спорте
Направление подготовки: 49.03.01 «Физическая культура»
Направленность (профиль) подготовки: «Спортивный менеджмент»
Курсовая работа
по дисциплине
Организация и управление в области физической культуры и спорта
на тему: Эффективность деятельности спортивной организации
Обучающийся группы 20415
Муликов Данир Дамирович
Подпись студента:_______________
Научный руководитель:
ст.преп.________Орлова М.М.
Оценка____________баллы______
«____»________________ 2023 г.
Казань – 2023
355111720212123242428333637ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Сущность и основные направления деятельности физкультурно-спортивной организации
1.2. Нормативно-правовые основы деятельности физкультурно-спортивной организации
1.3. Критерии эффективности деятельности спортивных школ
Заключение по 1 главе
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Организационная структура и материально-техническое обеспечение спортивной школы «Савиново»
3.2. Оценка результативности деятельности спортивной школы «Савиново»
3.3. Пути повышения эффективности деятельности спортивной школы
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время в России отмечается существенное внимание к спорту, физкультурно-массовому и оздоровительному движению. Спорт и физическая культура существуют в современной России в форме множества разных физкультурных и спортивных организаций. В целом в России работу по физической культуре и спорту сейчас проводят около 100 тыс. различных организаций физкультурной и оздоровительной направленности. Происходят изменения и в настоящее время и в современном спорте, делаются необходимые преобразования, самое главное, в системе дополнительного образования детей. Исходя из этого, необходимость контролировать эффективность деятельности спортивных школ обусловлена несколькими причинами:
Одной из основных задач спортивных школ является пропаганда здорового образа жизни, привлечение подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом, укрепление их здоровья. Однако, как показывает статистика, только около 40% населения России занимается физической культурой и спортом. Кроме того, значительно увеличилось количество детей школьного возраста, имеющих проблемы со здоровьем.
Проблема исследования: как эффективность деятельности физкультурно-спортивных организаций влияет на повышение уровня физической активности населения страны.
Объект исследования - деятельность спортивной организации.
Предмет исследования – эффективность деятельности спортивной организации, на примере МБУ «Спортивная школа «Савиново»».
Цель исследования – предложить пути повышения эффективности деятельности МБУ «Спортивная школа «Савиново»».
Задачи исследования:
Определить сущность, правовые основы и основные направления деятельности физкультурно-спортивных организаций.
Проанализировать деятельность физкультурно-спортивной организации
спортивной школы «
Савиново
».
Оценить результативность деятельности спортивной школы «
Савиново
»
.
Определ
ить пути повышения эффективности
деят
ельности спортивной школы «
Савиново
»
.
Гипотеза исследования. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой на основе изучения организационной структуры физкультурно-спортивной организации, ее деятельности, материально-технической базы и оценки результативности, будут определены пути повышения эффективности ее деятельности.
Практическая значимость исследования. В результате научного исследования предполагается выявить условия повышения эффективности деятельности спортивной школы, которые могут представлять интерес для руководителей и быть полезным в разработке программ совершенствования управленческой деятельности.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы. Список литературы включает в себя 28 источников. Текст работы изложен на 39 страницах, включая 7 рисунков, 1 таблица.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Сущность и основные направления деятельности физкультурно-спортивной организации
В современном обществе народ успешно функционирует благодаря тому, что создает различные организации, которые удовлетворяют потребности всего общества – различные учреждения образования, культуры, здравоохранения, производственные организации, торговые, физкультурно-спортивные и т.д.
Чтобы считаться организацией, любая группа людей должна соответствовать нескольким главным требованиям. К ним относятся:
- наличие как минимум двух человек, которые считают себя частью этой группы;
- наличие, хотя бы одной цели (т.е. предполагаемого результата), которую принимают как общую цель все члены этой группы;
- наличие членов группы, которые сознательно, преднамеренно работают в команде, чтобы достичь значимой для всех цели.
Организации бывают двух типов:
неформальная организация – случайно возникающая группа людей, достаточно часто вступающих во взаимодействие друг с другом;
формальная организация – организация, которая обладает правом юридического лица, цели, деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование – в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.
Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Деятельность коммерческих организаций в основном направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, и выполнения работ или оказания различных услуг. Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации [20].
Физкультурно-спортивная организация – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве главного вида деятельности. Участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и для участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов
Главная задача физкультурно-спортивной организации, следует обычно из приведенных определений, является основным ее элементом, так как именно для ее реализации люди объединяются в организации. Долговременные задачи организации прописываются в ее уставе, а текущие в планах, целевых программах и т.д. Здесь следует отметить, что действующее российское законодательство и сложившаяся практика функционирования организаций не предъявляют четких, жестких требований к понятию основной деятельности организаций. Следственно принадлежность организаций к физкультурно-спортивным определяется содержанием предустановленных уставными документами целей и видами статусной работы. Логичнее существовало бы применять в качестве такого критерия предоставляемых услуг, который для физкультурно-спортивных организаций должен составлять не более 40% соответствующих услуг от их главного объема.
Функционирование таких организаций состоит из трех процессов:
- учебно-тренировочной, соревновательной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- предоставления физкультурно-спортивных услуг населению.
- получения ресурсов из внешней среды;
Коммерческие физкультурно-спортивные организации: спортивные клубы (фитнес центры и т.д.), спортивно-оздоровительный центры, спортивные сооружения, профессиональные лиги.
Некоммерческие физкультурно-спортивные организации: детско-юношеские спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, училище олимпийского резерва, федерации, спортивные клубы, спортивные сооружения, учреждения высшего профессионального физкультурного образования и т.д. [28].
Организация, которая осуществляет подготовку спортсменов, в соответствии законодательством о физической культуре и спорте, а также требованиям физкультурных стандартов спортивной подготовки имеют право:
- разрабатывать и утверждать программы спортивной и физической подготовки, принимать различные нормативные акты, связанные с процессом физкультурно-спортивной подготовки;
- проделывать отбор лиц для спортивной подготовки обучающихся;
- осуществлять иные права на основе законодательства о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами организации, осуществляющей спортивную подготовку, и договорами по оказанию различных услуг спортивной подготовке.
Организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана:
- соблюдать все требования федеральных стандартов спортивной подготовки;
- высококачественно, а также в абсолютном размере гарантировать освоение личностью спортивной подготовки под управлением тренера, согласно подобранному типу либо видам спорта (спортивным дисциплинам) в соответствии с реализуемыми программами физкультурно-спортивной подготовки;
- гарантировать содействие персон, проходящих спортивные сборы, в спортивных соревнованиях в соответствии с условиями федеральных законов спортивной подготовки;
- осуществлять медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, а также организацию систематичного медицинского контроля, за счет средств, выделяемых организациями, которая реализовывает спортивную подготовку, на выполнение государственного (муниципального) задания на предоставление услуг по спортивной подготовке либо получаемых по соглашению об оказании услуг направленных на спортивную подготовку;
- осуществлять меры по устранению допинга в спорте и борьбе в общем с ним, а также ежегодно проводить с лицами, которые проходят спортивную подготовку, занятия, на которых до них доводятся сведения о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;
- осуществлять знакомство лиц, проходящих спортивную подготовку, под роспись с различными нормативными актами, связанными с реализацией спортивной подготовки, а также с антидопинговыми правилами по соответствующим видам спорта;
- осуществлять материально-техническое обеспечение для лиц, проходящих спортивную и физическую подготовку, в том числе и обеспечение спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и спортивным инвентарем, которые необходимы для прохождения спортивной подготовки, проезда к месту проведения спортивных мероприятий и соревнований и обратно, питания и проживания в период проведения спортивных мероприятий за счет средств, которые выделены организацией на выполнение государственного задания на оказание услуг направленных на спорт подготовку, либо средств, получаемых по соглашению оказания услуг по спортивной подготовке;
- ознакомление лиц, которые проходят спортивную подготовку и участвуют в спортивных соревнованиях, под роспись с нормами, подтвержденными общероссийскими спорт федерациями, инструкциями определенных разновидностей спорта, утверждениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, антидопинговыми правилами, критериями соглашений вместе с организаторами спортивных событий в доли, относящейся роли спортсменов в надлежащем соревновании;
- направлять лиц, проходящих спортивную подготовку, а также тренеров в соответствии с заявками общероссийских спортивных федераций или организаций, осуществляющих спортивную подготовку и созданных Российской Федерацией, для участия в спортивных мероприятиях;
- оказывать помощь в организации физического воспитания, но и физкультурно-спортивных мероприятий, комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке, которые составляют основные общеобразовательные программы, профессиональные образовательных программы, на основе соглашений, которые заключаются между организацией, осуществляющей спортивную подготовку, и такими же образовательными организациями;
- выполнять остальные обязанности, которые соответствуют с законодательством о ФКиС, главными документами и нормативными актами организации, реализовывающей спортивную подготовку, договорами предоставление услуг по спортивной подготовке
Структура, организовывающая физкультурно-спортивной досуг, представляет собой систему отношений, которые определены законами, положениями об организациях, их уставами, правилами, распоряжениями, а также расписанием [14].
Организационная структура содержит:
- распределение функций между отделами, отделениями и т.п. структура и их компетенция оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами; их функции и обязанности, которые должен выполнять сотрудник организации, определяются его должностной обязанности;
- субординацию должностей – объем прав, и предел ответственности в принятии заключений на различных иерархических уровнях менеджмента;
- концепция коммуникаций, т.е. средства и каналы передачи управленческой информации.
Организация физкультурно-спортивной направленности могут быть разделены по следующим основаниям:
- целевое предназначение;
- организационно-правовая форма;
- уровень иерархии;
-модель имущества;
- связь подразделений.
Типология физкультурно-спортивных организаций по различным основаниям, положенным в основу классификации, дает возможность:
- приобрести понимание о координационно-правовом статусе конкретной организации;
- главное четко определить цели, задачи и функции спортивной организации, а также ее место в отраслевой системе менеджмента;
- квалифицированно построить работу по созданию новой организации, развитию, реорганизации или ликвидации спортивной организации
Строение физкультурно-спортивной организации. Социальные организации отличаются самым высоким уровнем организационной сложности, высокой степенью активностью строения и неопределенности функционирования. Сложность соответственно предъявляет высокие требования к менеджменту.
Классификация организации физкультурно-спортивной направленности классифицируются по следующим признакам:
- форма собственности;
- организационно-правовая форма;
- целевое назначение;
- уровень иерархии;
- связь подразделений.
Типы организаций, выделяемые по форме собственности:
Первая подсистема подразумевает собой государственное управление физической культурой и спортом.
Вторая подсистема подразумевает, менеджмент в общественных объединениях физкультурно-спортивной направленности, а также физкультурно-спортивных обществах, федерациях и союзах по различным видам спорта.
Третья подсистема говорит о том, что менеджмент предпринимательская физкультурно-спортивная организация. К этой группе относятся организации профессионального спорта.
Рассмотренная классификация является для физкультурно-спортивных организаций единой. Она составляет базовую основу для спортивного менеджмента [18].
Нормативно-правовые основы деятельности физкультурно-спортивной организации
Физическая культура и спорт в Российской Федерации регулируются рядом основных нормативных актов, которые устанавливают правовые основы и обеспечивают организацию и развитие данной сферы деятельности.
Одним из основных нормативных актов в области физической культуры и спорта является Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Этот закон устанавливает основные принципы и цели государственной политики в области физической культуры и спорта, определяет права и обязанности субъектов в этой области; структуру и способы государственной поддержки физической культуры и спорта, включая финансовые меры, налоговые льготы и создание условий для развития спортивной инфраструктуры.
Согласно данному закону, корпоративный спорт – часть массового спорта, направленная на физическую подготовку, физическое развитие работников организаций, объединенных отраслевой принадлежностью или принадлежностью к профессии, государственных корпораций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, членов их семей и на организацию и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий среди указанных работников, членов их семей, в том числе реализуемая при содействии физкультурно-спортивных обществ;
Массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;
Так же отметим некоторые нормативно-правовые акты в области физической культуры и спорта, такие как:
Постановление Правительства РФ от 11 июня 2022 г. N 540 "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 октября 2020 г. № 1144н “Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях”.
Как пишет Стрельников П.А. [27], на данный момент в России существуют три вида спортивных школ:
- детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
- специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва СДЮСШОР, СШ, ДЮСШОР, УОР;
- детско-юношеские спортивно-адаптивные школы;
Различия школ существуют по:
- формам собственности: государственные и муниципальные;
- видам спорта.
Спортивная школа (СШ) является муниципальным физкультурно-спортивным заведением, на которое возложены функции спортивной подготовки детей и подростков. СШ является юридическим лицом, и оно финансируется из республиканского и местных бюджетов, не противоречащих законам РФ, владеет имуществом и правами, предусмотренными законодательством РФ, может иметь самостоятельный баланс, и форма определенного стандарта. Право на создания СШ принадлежит органам государственного управления ФКиС, образования, и физкультурно-спортивным организациям, федерациям, спортивным комитетам, следственно и клубам, частным лицам, организующим их деятельность в соответствии с законодательством РФ, об этом пишет в своей статье Веселов В.И. [7].
Детско-юношеская спортивная школа общей физической подготовки ДЮСШ-ОФП формируется из различных групп общей и специализированной физической подготовки
Основными задачами СШ являются укрепление здоровья детей, их спортивная подготовка, а также передача воспитанников в другие специализированные учебно-спортивные заведения. Главными аспектами деятельности на этапе общей физической подготовки являются:
- стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
- динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;
на этапе специальной физической подготовки:
- стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
- динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;
- уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля;
- количество воспитанников, переданных в учебно-спортивные заведения и училища олимпийского резерва, об этом говорит Лисин К. И.
Детско-юношеская спортивная школа общей физической подготовки, имеющая компетентные и квалифицированные кадры, спортивную базу, и материально-техническое обеспечение, может иметь в своей структуре отделения по видам спорта и открывать в них учебно-тренировочные группы с согласия соответствующего областного или городского управления по физической культуре, спорту и туризму или по итогам переведена в установленном порядке детско-юношеская спортивная школа и решением учредителя и соответствующего областного и городского управления по физической культуре, спорту и туризму.
В собственной структуре СШ имеет отделения по видам спорта. Группы формируются по отделениям начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. Соответствие групп начальной подготовки к учебно-тренировочным за счет бюджета должно быть не менее 2:1. А главной задачей СШ будет считаться подготовка спортивного резерва и передача спортсменов в высшее звено.
Основными критериями деятельности на этапе начальной подготовки являются:
- динамика прироста личностных показателей развития физических качеств и физической подготовки занимающихся;
- уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля;
- численность занимающихся, которые зачислены в учебно-тренировочные группы; на учебно-тренировочном этапе зависит от:
- состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;
- динамика роста уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;
- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта;
- число учащихся, переданных в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры и училища олимпийской подготовленности, об этом пишет Поваляева Г.Н. [22].
Согласно с соответствующим областным и городским управлением по ФКиС в отделениях по видам спорта детско-юношеской спортивной школы могут создаваться группы спортивного совершенствования, которые подлежат утверждению ежегодно.
Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа – учреждение физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Основной деятельностью у ДЮСАШ является организация и проведение среди детей и подростков с ограниченными возможностями функций опорно-двигательного аппарата, зрения и других функций учебно-тренировочного и воспитательного процесса, имеющего целью их физическую реабилитацию, адаптацию и повышение спортивного результата обучающихся.
СДЮШОР создается на базе существующей СШ, которая достаточно обеспечена спортивной базой, хорошо квалифицированными тренерскими составами и достигшей высокого уровня работы по подготовке спортсменов. С задачами детско-юношеской спортивной школы, перед ней ставится главная цель - готовить резерв для сборных команд страны и спортивных команд по игровым видам спорта, об этом нам говорит Голованов В.П.
Степанов О.Н. [24] утверждает, что статус специализированной школы олимпийского резерва присваивается Министерством спорта по представлению управлений спортивно-физкультурных областных, городского исполнительных комитетов за подготовку спортсменов таких как, участников Олимпийских игр, победителей и участников чемпионатов и финальных соревнований на Кубки мира и Европы, чемпионатов, первенств мира и Европы среди молодежи, юниоров и юношей; в игровых командных видах спорта – за подготовку не менее двух спортсменов, участвовавших в финальных турнирах чемпионатов мира, Европы, чемпионатов и первенств мира и Европы среди молодежи, или не менее трех спортсменов, подготовленных в главный состав сборной команды Российской Федерации. Для СШ, неолимпийские виды спорта, число подготовленных спортсменов, дающих право на присвоение школе статуса специализированной, удваивается. В зачет школы идут результаты, которые показали в прошедшем четырехлетнем периоде учащимися спортивных школ или воспитанниками, которых передали в училище олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки и спортивные команды по игровым видам спорта, только по требованию, если они проходили подготовку непосредственно в школе не менее двух лет, начиная с учебно-тренировочного этапа
На отдельные СДЮШОР по решению органов национального руководства по физической культуре и спорту, образования и органов могут быть возложены вспомогательные функции организационно-методического руководства деятельностью СШ-ОФП и СШ проведения ведомственных спортивно-массовых мероприятий с присвоением им статуса республиканской, областной и городской.
Школы различаются также по организационно-правовым формам собственности (по учредителям): государственные, муниципальные, общественных организаций.
Организационно-правовое обеспечение деятельности ОУ определяют документы:
- соглашение с учредителем;
- устав;
- сведения о государственной регистрации;
- лицензия на введение образовательной деятельности;
- коллективное соглашение;
- принципы внутреннего трудового распорядка;
- структура и штатная численность;
- штатный график;
- должностные инструкции.
В современных требованиях такие образовательные учреждения играют очень важную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых требований для личностного развития, укрепления здоровья поколения и профессионального самореализации, творческого труда детей и подростков, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, образуют общую культуру, дают возможность осуществить содержательный досуг, об этом утверждает Истратов Н.В. [16].
Критерии эффективности деятельности спортивных школ
Эффективность – это одно из главных экономических понятий, которые не имеют единого общепризнанного установления. По нашему мнению, это одна из главных характеристик качества этой системы, а также экономической системы: ее характеристика с точки зрения соответствия затрат и результатов деятельности системы. В зависимости от того, какие затраты и какие результаты принимаются во внимание, следовательно, можно говорить об экономической, социально-экономической, социальной, а также экологической эффективности.
Учреждения физической культуры и спорта самостоятельно разрабатывают концепцию контроля за спортивной подготовкой учащихся, руководствуясь собственными местными актами, нормативными актами Российской Федерации, различных объектов федерации и органов местного управления. При этом система контроля должна базироваться на критериях оценки эффективности деятельности учреждения [12].
Список источников, на основе которых оценивается самое главное эффективность деятельности, и качество услуг, также журналы учета занятий в учреждении, официальные протоколы соревнований и прочие документы.
Общий критерий эффективности в сфере физической культуры и спорта определяется соотношением между результатами деятельности и затратами на неё (при общем стремлении повысить результаты и одновременно уменьшить все виды затрат).
Эффективность деятельности физкультурно-спортивной организации, обычно поставлена на достижение результатов, которые были запланированы на определенный период, и фактически достигнутых в данной отрасли.
Эффективность деятельности физкультурно-спортивных организаций находится в зависимости:
- целей для показателей деятельности учреждений;
- главной деятельности учреждения;
- материально-технического обеспечение;
- финансово-экономической деятельности;
- исполнительской дисциплины;
- работы с кадрами;
- спортивной деятельности.
Известны различные теории деятельности организации, прямо или косвенно связанные с долгосрочным развитием ФСО. Теории эти следующие:
- концепция полезности;
- концепция финансового анализа деятельности, осуществляемой физкультурно-спортивной организацией предпринимательства;
- концепция диверсификации производственной деятельности;
- концепция трансакционной экономики;
- концепция логистики;
- концепция контроллинга;
- концепция реструктуризации;
- эволюционная концепция самоорганизующихся систем [8].
Каждая из концепций определенным образом связана с оценкой эффективной деятельностью организации. Самую главную роль при этом играют те из них, которые имеют отношение к стратегиям физкультурно-спортивной организации, определяющим достижение планируемого успеха.
Клейнер Г.Б., Попов А.Н. и Синк Д.С. пишут о том, что эффективность деятельности физкультурно-спортивной организации при этом должна оцениваться с позиций комплексного подхода. Или речь должна идти об накопленной эффективности, которая включает в состав целевую, экономическую и институциональную составляющие [22].
Целевая результативность деятельности организации, соответствие или несоответствие деятельности исследуемой системы ее назначению. Так как физкультурно-спортивные организации многофункциональны и являются объектом ожидания со стороны других социально-экономических субъектов, понятие «целевая эффективность» разделяется требованиями и разнообразием различных субъектов. При исследовании задачи результативности в основном не указывается явно целеполагающий объект, а имеется в виду системообразующая задача по умолчанию или общественная функция такой системы. В случае физкультурно-спортивных организаций государственного главного сектора следует считать, что целеполагающим объектом служит общество, а основная цель его функционирования - максимизация социального материального обеспечения.
Понятие «экономическая эффективность» опирается на учет платежеспособного спроса, предъявляемого тем или иным рынком в соответствии с полезностью результата деятельности (продукта) данной системы, и связанные с этим спросом равновесные (рыночные) цены. К показателям экономической эффективности относят прибыль, добавленную стоимость, удельные затраты на единицу стоимости реализации товаров и услуг, рассчитанные с использованием среднерыночных цен.
Под технологической эффективностью понимается уровень интенсивности применение ресурсов физкультурно-спортивной организации с точки зрения соотношения между объемами выпуска различных видов продукции и размерами затраченных ресурсов. Такая характеристика может измеряться в общем случае векторными показателями типа отдачи различных видов ресурсов или выпуска различных видов продукции (товаров, услуг) в натуральном выражении на единицу затраченного ресурса. Понятие ресурсной эффективности не опирается на цену производимых товаров и услуг или используемых факторов деятельности организации
В соответствии с таким подходом эффективной может быть признана работа той организации, которая имеет инновационный характер, являющаяся доходной (с точки зрения максимизации общественного благосостояния) и поддерживающая подходящие условия труда.
Выводы по 1 главе
Рассмотрев эффективность спортивных организаций, их деятельность и особенности, мы хотим сказать о том, что главными задачами спортивной организации являются поддержание здоровья подрастающего поколения, физического развития человека и использование их в соответствии с потребностями социальной практики. Данное требует самое главное - наличие в спортивной организации квалифицированных сотрудников высокой профессиональной компетенции в области спорта и медицины.
Изучив в данной главе спортивные организации мы выяснили, что исходя из особенностей задач каждого вида детско-юношеских спортивных учреждений, наблюдается определенная последовательность в содержании и направленности занятий спортивно-оздоровительной деятельностью, начиная с ДЮКФП, где относительно больше занимающихся на первых двух этапах обучения (спортивно-оздоровительным и начальной подготовки), и заканчивая СДЮСШОР, где относительно больше занимающихся на этапах спортивного совершенствования и высших достижений спортсменов. Исходя из такой последовательности наблюдается улучшение кадрового предоставления за счет компетентных тренеров высшей квалификации и имеющих звание, а также более успешная подготовка спортсменов высших разрядов.
Таким образом, из-за маленьких размеров самой организации, она должна приемлемо применять интеллектуальный, творческий, и главное образовательный потенциал каждого сотрудника учреждения. Исходя из этого, можно сказать, что главным элементом системы управления персоналом является верным отбором специалистов.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анализ документов.
3. Анкетирование.
Анализ научно-методической литературы
Рассмотрение особых сторон, признаков, свойств явления. Определяя отдельные случаи, группируя, классифицируя их, выявляем в них общее и особенные, устанавливаем общий принцип.
Нами было проанализировано 28 литературных источников и научно-методических учебников по теме работы.
Анализ документов
С помощью данного метода был изучен официальный сайт СШ «Савиново». Изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность спортивных школ.
Анкетирование
С помощью данного метода был проведен опрос тренеров-методистов СШ «Савиново». Количество вопросов: 11. Количество респондентов: 33.
2.2. Организация исследования
Исследование проводилось в МБУ СШ «Савиново» г. Казани с июня 2023 г. по ноябрь 2023 г. Исследование было разделено на несколько этапов:
I этап (июнь-июль 2023) – был проведен анализ научно-методической литературы по теме исследования, сформулированы цель, задачи, гипотеза, практическая значимость, предмет и объект исследования, также были определены методы исследования.
II этап (июль-август 2023) – был проведен анализ деятельности, материально-технической базы, структуры организации и выявление квалификации тренерско-преподавательского состава СШ «Савиново».
III этап (сентябрь-ноябрь 2023) – проанализирована эффективность деятельности спортивной школы «Савиново», сформулированы выводы.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Организационная структура и материально-техническое обеспечение спортивной школы «Савиново»
Cпортивная школа "Савиново" г. Казани является муниципальным бюджетным учреждением. Основной задачей спортивной школы является осуществление физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков Ново-Савинского района, направленной на укрепление их здоровья и физическое развитие, формирование их общей культуры, развитие интеллектуальных и нравственных способностей, профессиональному самоопределения, также привитие стойкого интереса к избранному виду спорта.
ДЮСШ "Савиново" была открыта в 2000 году, согласно приказу Управления образования администрации № 1185 от 23.10.2000 г. С 01.04.2019 г. МБОУ ДО ДЮСШ "Савиново" г.Казани переименовано на МБУ СШ "Савиново" г.Казани, на основании Постановления Исполнительного комитета г.Казани от 22.02.2018 г. № 632 "О переименовании муниципальных бюджетных (автономных) учреждений дополнительного образования.
Единоличным исполнительным органом Учреждения является директор. Директор осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством РФ и настоящим Уставом, несет ответственность за деятельность Учреждения. Руководит спортивной школой Шуваров Алексей Евгеньевич.
Органы коллегиального управления Учреждением:
- Внимательный совет;
- общее собрание работников;
- преподавательский комитет.
На рисунке 1 представлена организационная структура спортивной школы «Савиново».
Совет школы Заместитель директора по спортивной работе Заместитель директора по метод. работе Заместитель директора по административной хозяйственной части- Инструкторыметодисты- Старшиетренеры-преподаватели Спортсмены-инструкторы Техническийперсонал Тренеры-преподаватели Педагогический совет Общее собрание трудового коллективаДиректор Тренерско методический состав-
Рисунок 1 – Организация спортивной школы «Савиново»
На главном уровне управления находится директор, уровнем управления выше находятся: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, по физкультурно-спортивной работе, заместители по спортивным сооружениям и по административно-хозяйственной работе. На следующем уровне представлен преподавательский состав: тренеры-преподаватели и инструкторы методисты.
Таким образом, было выявлено, что организационная структура представляет собой линейно-функциональную структуру.
В спортивной школе одно отделение – футбол. В спортивной школе созданы хорошие условия для работы квалифицированных, опытных, имеющих высшее образование тренеров-преподавателей. Ежегодно специалисты школы проходят курсы по повышению квалификации. Тренировки проходят в безвозмездном использовании спортивного зала СОК «Триумф».
С 01 сентября 2019 года в школе открыто новое отделение и реализовывается программа "Адаптивный футбол" для лиц с ОВЗ (для глухих).
Учреждение выполняет задачи по оказанию услуг, реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта реализации программ спортивной подготовки в соответствии с муниципальными заданиями. Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности Учреждения, в том числе приносящие доход, не являющиеся его основным видом деятельности: - оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг:
- осуществление занятий по физической культуре и спорту;
- осуществление спортивно-зрелищных мероприятий;
- организация и проведение учебно-тренировочного процесса;
- предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
- осуществление оздоровительной кампании в Учреждении;
- сдача в аренду муниципального имущества, переданного в оперативное управление;
- предоставление услуг, связанных с организацией и проведением выставок, презентаций, круглых столов, семинаров, конференций, симпозиумов, конкурсов и иных аналогичных мероприятий;
- оказание физиотерапевтических услуг;
- оказание услуг по копированию и печати;
- предоставление гостиничных услуг;
- уход и присмотр за детьми дошкольного возраста;
- реализация товаров, в том числе продуктов питания, канцелярских товаров, сувенирной и рекламной продукции, приобретенных и произведенных учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;
- предоставление услуг по размещению рекламы на интернет-сайтах учреждения;
- оказание услуг связи и интернет-услуг;
Организация имеет право осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это способствует достижению целей, ради которых она создана, и совместимо с этими целями.
Контингент учащихся: на данный момент обучаются 421 спортсмен.
Тренерско-преподавательский состав: 15 человек.
Материально-техническое обеспечение СШ «Савиново» (таблица 1):
безвозмездное использование спортивного зала СОК «Триумф» (год постройки: 2010).
Таблица 1 – Помещения СШ «Савиново»
Наименование используемых помещений
Площадь (м 2)
Игровой спортивный зал
1016,3
Раздевалка женская
36,3
Душевая
13,1
Раздевалка мужская
36,2
Душевая
13,2
Инвентарная
29.0
Медпункт
16,6
Комната для тренеров - преподавателей
30,8
Душевая
2,5
Комната для тренеров - преподавателей
30,0
Душевая
2,5
Инженерное обеспечение:
- холодное водоснабжение: централизованный водопровод;
- горячее водоснабжение: централизованный водопровод;
- характеристика горячего водоснабжения: бесперебойное;
- отопление: централизованное;
- канализация: централизованная;
- система вентиляции: искусственная;
- электроснабжение: имеется;
- телефонная связь: городская.
3.2 Оценка результативности деятельности спортивной школы «Савиново»
Как мы выяснили ранее, эффективность деятельности физкультурно-спортивных организаций находится в зависимости от состояния:
- спортивной деятельности;
- финансово-экономической деятельности;
- материально-технического обеспечение;
- исполнительской дисциплины;
- работы с кадрами;
В ходе анализа деятельности физкультурно-спортивной организации «Савиново» нами было выявлено, что количество спортивно-массовых мероприятий на 2022-2023 год, включенных в план, составляет 12 мероприятий, из которых было проведено только 7. Следственно, это говорит о недостаточном количестве проведения спортивно-массовых мероприятий в год, направленных на популяризацию спорта и спортивной школы и невыполнении плана.
Количество проведенных мероприятий зависит от бюджета, который выделяется СШ «Савиново». Тренерам приходилось не раз проводить спортивные соревнования за свой счёт, для повышения эффективности деятельности организации и интересов занимающихся. Из этого вытекает следующая проблема – финансирования. Недостаточно выделяется бюджет на проведение календарных мероприятий, т.е. нет возможности провести официальные, также неофициальные соревнования.
В ходе осмотра помещений спортивной школы мы пришли к выводу, что присутствует в наличии необходимое спортивное оборудование и инвентарь, обустройство учреждения для лиц с ограниченными возможностями, наличие возможности для самостоятельного перемещения внутри учреждения детей с ОВЗ,
Затем мы изучили официальную страницу спортивной школы https://edu.tatar.ru/nsav/org5693/page3115217.htm. По информации, размещенной на данной страницу, не у всех тренеров спортивной школы образование соответствует месту работы, отсутствует повышение квалификации. Данный факт может быть причиной недостаточно высоких результатов воспитанников спортивной школы.
Также в ходе исследования нами было проведено анкетирование тренеров спортивной школы «Савиново» с целью определение эффективности деятельности физкультурно-спортивной организации.
По итогу проведённого анкетирования были получены результаты, результаты анализа представлены в процентном соотношении на рисунке 7. С вопросами анкетирования можно ознакомиться на рисунках 2-6.
Результаты и вопросы анкетирования представлены в процентном соотношении на рисунках 2-6.
Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос: Достаточно ли необходимой информации размещено на сайте и стендах учреждения?
Согласно данным, представленным на рисунке 2, 91,7% считают, что необходимой информации достаточно размещено на сайтах и стендах учреждения, но есть и те, которых не устраивает, их составило 8,3%.
Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос: Пользуетесь ли Вы интернет-сайтом учреждения?
Согласно данным, представленным на рисунке 3, 83,3% не пользуются интернет-сайтом учреждения, 16,7% используют сайт учреждения для своего удобства.
Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос: Вы работаете по специальности?
Согласно данным, представленным на рисунке 4, 91,7% тренеров работают по специальности, но есть и те, которые работают не по образованию и их составило 8,3%.
Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос: Вас устраивает количество массовых соревнований в год, направленных на популяризацию СШ «Савиново»?
Согласно данным, представленным на рисунке 5, 83,3% респондентов считают недостаточным количеством проведения спортивно-массовых соревнований, 16,7% опрашиваемых, считают, что достаточно.
Рисунок 6 – Распределение ответов на вопрос: Как Вы оцениваете удобство месторасположения СШ «Савиново»?
Согласно данным, представленным на рисунке 6, 91,7% респондентов устраивает транспортная развязка около учреждения, так же есть и те, которых не устраивает, их составило 8,3%.
Кроме того, нами было выявлено, что 100% респондентов полностью устраивает расписание занятий, считают СШ «Савиново» престижной, и за последний год результатами СШ «Савиново» тренеры полностью удовлетворены.
На рисунке 7 представлено процентное соотношение по итогу результатов анкетирования респондентов направленное на эффективность деятельности физкультурно-спортивной организации СШ «Савиново».
Рисунок 7 – Эффективность деятельности физкультурно-спортивной организации СШ «Савиново», в %
На основе полученных данных мы выявили, что СШ «Савиново» является престижной школой и ее работой опрашиваемые удовлетворены, так как материально-технически хорошо оснащена, и спортсмены достигают высоких результатов. Так же 91,7% респондентов считают, что размещенной на стендах информации вполне достаточно, 83,3% респондентов считают недостаточным количеством проведения спортивно-массовых мероприятий, направленных на популяризацию спортивной школы и футбола в целом, но есть и те, которые считают, что запланированное количество мероприятий достаточно, их составило 16,7%. Некоторые респонденты не удовлетворены оснащением спортивной школы для детей с ОВЗ их составляет 8,3%. А также 91,7% респондентов считают удобным и доступным местом расположения СШ «Савиново».
Выводы, сделанные на основе полученных результатов, позволяют планировать и организовывать дальнейшую работу, направленную на повышение эффективности физкультурно-спортивной организации.
.
Пути повышения эффективности деятельности спортивной школы
По результатам проведенного исследования нами были выявлены следующие проблемы эффективности деятельности СШ «Савиново»:
Количество
фактически проведенных
спортивно-массовых мероприятий за 2022-2023 год,
меньше запланированного. Э
то говорит о
недостаточном ко
личестве проведенных
спортивно-массовых мероприятий в год, направленных на популяризацию спорта и спортивной школы.
Количество проведения мероприятий зависит от бюджета, который выделяется СШ «Савиново». Из этого вытекает следующая проблема.
Проблема финансирования. Недостаточно
е выделение
бюджет
ных средств
на проведе
ние календарных мероприятий,
т.о
. нет возможности провести официальные,
а
также неофициальные соревнования.
Проблема неквалифицированных тренеров. Не у всех тренеров образование соответствует месту работы, и нет повышения квалификации. Из-за этого могут быть недостаточно высокие результаты СШ.
Исходя из выявленных нами проблем, мы сделали выводы, что результаты спортивной школы могут быть недостаточно высокими и число занимающихся может уменьшиться.
Для решения этих проблем необходимо:
- вести профессиональную подготовку и переподготовку специалистов;
- привлекать высококвалифицированные кадры, ориентированных на оказание профессиональных физкультурно-оздоровительных услуг подрастающему поколению;
- привлекать студентов старших курсов учреждений высшего и среднего профессионального образования к организации физкультурно-массовой работы в СШ «Савиново»;
- в целях привлечения дополнительного финансирования необходимо привлекать физических и юридических лиц-спонсоров. Таким образом, финансирование может повыситься, и будут проведены все мероприятия согласно плану на предстоящий год.
- разработать систему стимулирования тренеров-преподавателей, включающую в себя материальное стимулирование в виде разовых премий и систему доплат по итогам учебного года. Например, за высокий уровень подготовки воспитанников – призёров соревнований, за творчество, за сохранность контингента занимающихся;
- для решения проблемы формирования привлекательности здорового образа жизни у детей и подростков необходима целенаправленная деятельность всех средств массовой информации по созданию позитивного образа молодого человека, занимающегося физической культурой и спортом, а так же действенная социальная реклама всех информационных служб.
К важнейшим проблемам, на решении которых также сконцентрирована деятельность спортивной школы «Савиново», относятся:
- повышение качества учебно-тренировочного процесса;
- расширение внеучебных форм занятий физической культурой и спортом;
- увеличение числа физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований;
- развитие физкультуры и спорта среди детей, отнесённых к специальной медицинской группе.
Таким образом, нами была разработана программа, направленная на повышение эффективности спортивной школы «Савиново», благодаря которой можно значительно повысить эффективность деятельности данной спортивно организации. Мы ожидаем, что благодаря разработанной нами программе, которая будет реализована в 2023-2024 гг., эффективность деятельности МБУ «СШ «Савиново» значительно повысится.
ВЫВОДЫ
1. Главными задачами спортивной организации являются поддержание здоровья подрастающего поколения, физического развития человека и использование их в соответствии с потребностями социальной практики. Данное требует самое главное - наличие в спортивной организации квалифицированных сотрудников высокой профессиональной компетенции в области спорта и медицины.
2. В МБУ «СШ «Савиново» созданы хорошие условия для работы квалифицированных, опытных, имеющих высшее образование тренеров-преподавателей. Руководит спортивной школой Шуваров А.Е. В спортивной школе одно отделение – футбол. Тренировки проходят в безвозмездном использовании спортивного зала СОК «Триумф». А также с 01 сентября 2019 года в школе открыто новое отделение и реализовывается программа "Адаптивный футбол" для лиц с ОВЗ (для глухих).
2. На основе полученных данных мы выявили, что СШ «Савиново» является престижной школой и ее работой опрашиваемые удовлетворены, так как материально-технически хорошо оснащена, и спортсмены достигают высоких результатов. Помимо опроса респондентов, нами был изучен официальная страница СШ «Савиново», и были выявлены замечания, что в спортивной школе работают тренеры, не имеющие соответствующего уровня образования и квалификации в области физической культуры и спорта. Также в ходе общения с тренерами мы выяснили, что актуальным вопросом является финансирование, так как были проведены не все мероприятия, включённые в план на 2022-2023 год. Исходя из этого, мы сделали выводы, что результаты СШ могут быть недостаточно высокими и число занимающихся может уменьшиться.
3. Нами были определены пути повышения эффективности деятельности спортивной школы «Савиново», благодаря чему может значительно повыситься качество учебно-тренировочного процесса.
Список литературы
1. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» - Текст: электронный – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 11.09.2023).
2. Алешин, В.В. Экономический механизм в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рынку: дис. докт. экон. наук / В.В. Алешин. - М., 2000. - 64 с. Текст: непосредственный.
3. Атаманчук, Г.В. Система государственного и муниципального управления: Учебник / Г.В. Атаманчук. - М: Изд-во РАГС, 2005. - 488 с. Текст: непосредственный.
4. Агафьев, В.В. Воспитание будущих спортсменов: учебное пособие / В.В. Агафьев. - М.: Сов. спорт, 2004. - 255 с. Текст: непосредственный
5. Веселов, П.И. Особенности обучения и воспитания школьников в ДЮСШ: учебное пособие / П.И. Веселов. - М.: ФиС, 2006. - 311 с. Текст: непосредственный.
6. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М. : Экономистъ, 2013. - 528 с. Текст: непосредственный
7. Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной среде: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2007. 16 с. Текст: непосредственный.
8. Галкин, В.В. Маркетинг в спорте / В.В. Галкин // Спорт для всех. - 2000. - № 1. - С. 41-42. – URL: http://vadim-galkin.ru/articles/books/sportivnyj-marketing-posobie-dlya-praktikov/ (Дата обращения: 21.10.2023)
9. Голованов, В.П. Ценности ДОД на современном этапе / В.П. Голованов // Воспитание школьников. - 2010. - № 8. - С. 57-61. Текст: непосредственный.
10. Гузенкин, В.И. Организация управления физической культурой и спортом / В.И. Гузенкин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 6. - С. 61-62. Текст: непосредственный.
11. Зубарев, Ю.А. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта: учебное пособие / Ю.А. Зубарев, А.А.Сучилин. - Волгоград, 2011. - 430 с. Текст: непосредственный.
12. Зуев, В.А. Нормативно-правовые акты в регуляции управления отечественной сферой физической культуры и спорта / В.А. Зуев // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 7. - С. 51 Текст: непосредственный.
13. Жолдак, И.В. Менеджмент спорта и туризма / И.В. Жолдак. - М. : Советский спорт, 2001.- 415 с. Текст: непосредственный.
14. Истратов, Н.В. ДЮСШ как условие успешной социализации обучающихся: науч. ст. / Н.В. Истратов. - 2013. – URL: http://www.scienceforum.ru/2013/192/4514 (Дата обращения 14.10.2022)
15. Кузнецов, И.С. Показатели качества физкультурно-спортивных услуг / И.С. Кузнецов // Спорт: экономика, право, управление. - 2015. - № 1. - С. 19. Текст: непосредственный.
16. Кривошеев С.С. Организационный менеджмент современного фитнес-клуба / С.С. Кривошеев, Е.В. Кузьмичева // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 6. - С. 100-104. Текст: непосредственный
17. Лопатников, Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. - М.: Дело. 2003. Текст: непосредственный.
18. Малинин, А.Б. Менеджмент деятельности спортивных школ: учебное пособие / А.Б. Малинин, В.А. Малинин. - М.: ФиС, 2008. - 240 с (1.4) Текст: непосредственный.
19. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: учеб. Пособие/ И.И. Переверзин. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.:Физкультура и спорт, 2006. Текст: непосредственный.
20. Поваляева, Г.В. Менеджмент спортивной школы: учебно-методическое пособие / И. И. Самсонов, Т. В. Головина, Г. В. Поваляева. - Омск: ФиС, 2010. - 212 с. Текст: непосредственный.
21. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебное пособие / В. Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2010. - 583 с. Текст: непосредственный.
22. Степанов, О.Н. Управление маркетинговой деятельностью в физкультурно-спортивной организации: концептуальный подход и элементы технологии. - 2005. - № 2. - С. 42. Текст: непосредственный.
23. Степанова, О.Н. Социально-педагогическая эффективность маркетинга / О.Н. Степанова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 6. - С. 39-41. Текст: непосредственный
24. Самсонов, И.И. Менеджмент спортивной школы: учебно-методическое пособие / И.И. Самсонов, Т.В. Головина, Г.В. Поваляева. - Омск: ФиС, 2010. - 212 с.(1.4) Текст: непосредственный.
25. Стрельников, П.В. История развития спортивных школ в СССР и России / П.В. Стрельников. - М.: Образование, 2014. - №4. - С. 29-33. Текст: непосредственный.
26. Степанов, А.А. Специфика маркетинга спортивных услуг в системе спортивного менеджмента / А.А. Степанов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 52-54. Текст: непосредственный.
27. Цинман, И. ДЮСШ в современной России: учебное пособие / И.Цинман. - М.: ФиС, 2003. - 156 с. Текст: непосредственный.
28. Яковлева, Н.Ю. Подготовка Олимпийского резерва: учебное пособие / Н.Ю. Яковлева. - М.: ФиС, 2004. - 143 с. Текст: непосредственный.