Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эффективные формы и методы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по химии, биологии | Натейкина Жанна Петровна. Работа №353759

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные формы и методы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии и биологии. Особое внимание уделено современным подходам к организации учебного процесса, таким как использование интерактивных технологий, тестовых заданий, проектной и исследовательской деятельности. Приводятся рекомендации для учителей по улучшению учебной мотивации, закреплению знаний и формированию навыков решения задач формата ГИА.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, ГИА, подготовка, химия, биология, интерактивные технологии, проектная деятельность, тестирование.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ, БИОЛОГИИ

 

Натейкина Жанна Петровна, учитель биологии, химии

МБОУ "Краснопольская СШ", Республика Хакасия, с. Краснополье

 

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные формы и методы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии и биологии. Особое внимание уделено современным подходам к организации учебного процесса, таким как использование интерактивных технологий, тестовых заданий, проектной и исследовательской деятельности. Приводятся рекомендации для учителей по улучшению учебной мотивации, закреплению знаний и формированию навыков решения задач формата ГИА.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, ГИА, подготовка, химия, биология, интерактивные технологии, проектная деятельность, тестирование.

 

Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии и биологии требует от учащихся не только знаний учебного материала, но и навыков его применения в практических заданиях. Основная цель учителя — помочь школьникам систематизировать знания, развить навыки анализа, синтеза и интерпретации информации, научить их работать с тестовыми заданиями и формировать уверенность в собственных силах.

Эффективная подготовка к ГИА основывается на применении разнообразных форм и методов обучения, которые делают процесс интересным и продуктивным.

Основные методы подготовки учащихся к ГИА

1. Работа с тестовыми заданиями

Тесты являются ключевым элементом подготовки, так как они отражают формат экзамена. Регулярное выполнение тестовых заданий помогает учащимся привыкнуть к структуре экзамена и типам вопросов.

Рекомендации:

Используйте готовые тестовые сборники, соответствующие требованиям ФГОС.

Проводите разбор типичных ошибок после выполнения тестов.

Включайте задания разного уровня сложности: от базовых до повышенных.

2. Использование интерактивных технологий

Электронные образовательные ресурсы, платформы для онлайн-тестирования (например, ЯКласс, СкайСмарт, Учи.ру) и приложения для изучения биологии и химии делают подготовку увлекательной.

Пример: Создание интерактивных карточек для изучения терминов или процессов (например, Quizlet).

Преимущества: Возможность индивидуального темпа обучения и визуализация сложных процессов.

3. Решение практических задач

Практические задания, особенно по химии, учат применять теоретические знания в реальной жизни.

Рекомендации:

Разбирайте задачи на расчет молекулярной массы, количества вещества и составление уравнений реакций.

В биологии решайте задачи на классификацию организмов, анализ генетических схем, работу с диаграммами и графиками.

Используйте кейс-задания, которые моделируют реальные ситуации.

4. Проектная и исследовательская деятельность

Работа над проектами позволяет ученикам глубже понять изучаемый материал, развивает навыки самостоятельной работы, анализа и презентации результатов.

Примеры проектов:

Для биологии: «Влияние экологических факторов на рост растений», «Роль микроорганизмов в круговороте веществ».

Для химии: «Сравнение кислотности различных напитков», «Изучение состава бытовых химических средств».

5. Работа с наглядными материалами

Использование схем, таблиц и инфографики помогает систематизировать и запоминать большой объем информации.

Пример: Таблица периодической системы элементов, схематические изображения циклов Кребса, фотосинтеза, или классификации организмов.

Метод: Учитель может предложить ученикам самостоятельно составить такие схемы, чтобы закрепить материал.

6. Групповые формы работы

Совместная работа учащихся в группах позволяет обмениваться знаниями и находить решения сложных задач.

Пример: Викторины, ролевые игры (например, «Учёные защищают гипотезу»), обсуждение вопросов в формате мозгового штурма.

7. Обобщающие занятия

Перед экзаменом важно уделить внимание обобщению знаний. Для этого подойдут:

Уроки-лекции с ключевыми тезисами.

Уроки-повторения, где каждый учащийся объясняет отдельный раздел курса.

Создание интеллект-карт (mind maps) по темам.

Организация занятий

Индивидуальный подход

Каждый учащийся имеет свои слабые стороны. Важно выявить их заранее и работать с ними целенаправленно.

Инструменты: Индивидуальные задания, консультации, диагностика уровня знаний.

Мотивация учащихся

Для успешной подготовки важно поддерживать у школьников интерес к предмету.

Способы мотивации:

Использование примеров из реальной жизни.

Включение игровых элементов (например, химические опыты или биологические эксперименты).

Систематическая работа над достижением небольших целей (решение 10 тестов в неделю, освоение одной темы за урок).

Эффективная подготовка к ГИА по химии и биологии требует комплексного подхода, включающего тестирование, исследовательскую деятельность, работу с визуальными материалами и интерактивные технологии. Использование разнообразных методов обучения способствует развитию у учащихся уверенности в своих силах, помогает повысить уровень их знаний и успешно справиться с экзаменом.

 

Список литературы

Лебедева, О. Ю. Методика подготовки к государственной итоговой аттестации. Основные направления организации деятельности / О. Ю. Лебедева, М. А. Николаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52489/

Пяткова О. Б., Гусева Т. В. К вопросу о подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации // Инновационная наука.

2016. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-podgotovke-uchaschihsya-k-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii

Шаронова Евгения Геннадьевна, Куприянова Марина Юрьевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2022. №1 (114).

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

pedagogicheskie

-

usloviya

-

podgotovki

-

shkolnikov

-

k

-

gosudarstvennoy

-

itogovoy

-

attestatsii

-

po

-

biologii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×