Эффективные формы и методы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по химии, биологии | Натейкина Жанна Петровна. Работа №353759
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные формы и методы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии и биологии. Особое внимание уделено современным подходам к организации учебного процесса, таким как использование интерактивных технологий, тестовых заданий, проектной и исследовательской деятельности. Приводятся рекомендации для учителей по улучшению учебной мотивации, закреплению знаний и формированию навыков решения задач формата ГИА.
Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, ГИА, подготовка, химия, биология, интерактивные технологии, проектная деятельность, тестирование.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ, БИОЛОГИИ
Натейкина Жанна Петровна, учитель биологии, химии
МБОУ "Краснопольская СШ", Республика Хакасия, с. Краснополье
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные формы и методы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии и биологии. Особое внимание уделено современным подходам к организации учебного процесса, таким как использование интерактивных технологий, тестовых заданий, проектной и исследовательской деятельности. Приводятся рекомендации для учителей по улучшению учебной мотивации, закреплению знаний и формированию навыков решения задач формата ГИА.
Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, ГИА, подготовка, химия, биология, интерактивные технологии, проектная деятельность, тестирование.
Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии и биологии требует от учащихся не только знаний учебного материала, но и навыков его применения в практических заданиях. Основная цель учителя — помочь школьникам систематизировать знания, развить навыки анализа, синтеза и интерпретации информации, научить их работать с тестовыми заданиями и формировать уверенность в собственных силах.
Эффективная подготовка к ГИА основывается на применении разнообразных форм и методов обучения, которые делают процесс интересным и продуктивным.
Основные методы подготовки учащихся к ГИА
1. Работа с тестовыми заданиями
Тесты являются ключевым элементом подготовки, так как они отражают формат экзамена. Регулярное выполнение тестовых заданий помогает учащимся привыкнуть к структуре экзамена и типам вопросов.
Рекомендации:
Используйте готовые тестовые сборники, соответствующие требованиям ФГОС.
Проводите разбор типичных ошибок после выполнения тестов.
Включайте задания разного уровня сложности: от базовых до повышенных.
2. Использование интерактивных технологий
Электронные образовательные ресурсы, платформы для онлайн-тестирования (например, ЯКласс, СкайСмарт, Учи.ру) и приложения для изучения биологии и химии делают подготовку увлекательной.
Пример: Создание интерактивных карточек для изучения терминов или процессов (например, Quizlet).
Преимущества: Возможность индивидуального темпа обучения и визуализация сложных процессов.
3. Решение практических задач
Практические задания, особенно по химии, учат применять теоретические знания в реальной жизни.
Рекомендации:
Разбирайте задачи на расчет молекулярной массы, количества вещества и составление уравнений реакций.
В биологии решайте задачи на классификацию организмов, анализ генетических схем, работу с диаграммами и графиками.
Используйте кейс-задания, которые моделируют реальные ситуации.
4. Проектная и исследовательская деятельность
Работа над проектами позволяет ученикам глубже понять изучаемый материал, развивает навыки самостоятельной работы, анализа и презентации результатов.
Примеры проектов:
Для биологии: «Влияние экологических факторов на рост растений», «Роль микроорганизмов в круговороте веществ».
Для химии: «Сравнение кислотности различных напитков», «Изучение состава бытовых химических средств».
5. Работа с наглядными материалами
Использование схем, таблиц и инфографики помогает систематизировать и запоминать большой объем информации.
Пример: Таблица периодической системы элементов, схематические изображения циклов Кребса, фотосинтеза, или классификации организмов.
Метод: Учитель может предложить ученикам самостоятельно составить такие схемы, чтобы закрепить материал.
6. Групповые формы работы
Совместная работа учащихся в группах позволяет обмениваться знаниями и находить решения сложных задач.
Пример: Викторины, ролевые игры (например, «Учёные защищают гипотезу»), обсуждение вопросов в формате мозгового штурма.
7. Обобщающие занятия
Перед экзаменом важно уделить внимание обобщению знаний. Для этого подойдут:
Уроки-лекции с ключевыми тезисами.
Уроки-повторения, где каждый учащийся объясняет отдельный раздел курса.
Создание интеллект-карт (mind maps) по темам.
Организация занятий
Индивидуальный подход
Каждый учащийся имеет свои слабые стороны. Важно выявить их заранее и работать с ними целенаправленно.
Инструменты: Индивидуальные задания, консультации, диагностика уровня знаний.
Мотивация учащихся
Для успешной подготовки важно поддерживать у школьников интерес к предмету.
Способы мотивации:
Использование примеров из реальной жизни.
Включение игровых элементов (например, химические опыты или биологические эксперименты).
Систематическая работа над достижением небольших целей (решение 10 тестов в неделю, освоение одной темы за урок).
Эффективная подготовка к ГИА по химии и биологии требует комплексного подхода, включающего тестирование, исследовательскую деятельность, работу с визуальными материалами и интерактивные технологии. Использование разнообразных методов обучения способствует развитию у учащихся уверенности в своих силах, помогает повысить уровень их знаний и успешно справиться с экзаменом.
Список литературы
Лебедева, О. Ю. Методика подготовки к государственной итоговой аттестации. Основные направления организации деятельности / О. Ю. Лебедева, М. А. Николаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 35 (221). — С. 94-97. — URL: https://moluch.ru/archive/221/52489/
Пяткова О. Б., Гусева Т. В. К вопросу о подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации // Инновационная наука.
2016. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-podgotovke-uchaschihsya-k-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii
Шаронова Евгения Геннадьевна, Куприянова Марина Юрьевна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2022. №1 (114).
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
pedagogicheskie
-
usloviya
-
podgotovki
-
shkolnikov
-
k
-
gosudarstvennoy
-
itogovoy
-
attestatsii
-
po
-
biologii