Эффективные формы и приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка | Мингалева Евгения Викторовна. Работа №338075. Номер работы: №338075
Аннотация. Статья рассматривает особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка. Автор подчеркивает необходимость индивидуального подхода, использования интерактивных методик, игр, визуальных и звуковых материалов для успешного освоения учебного материала. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через стимулирование устной речи и создание ситуаций общения на уроке.
Ключевые слова: ОВЗ, индивидуальный подход, интерактивные методики, игры, визуальные материалы, звуковые материалы, коммуникативные навыки, устная речь.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Мингалева Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Химико-технологическая школа «СинТез»
Аннотация. Статья рассматривает особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка. Автор подчеркивает необходимость индивидуального подхода, использования интерактивных методик, игр, визуальных и звуковых материалов для успешного освоения учебного материала. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через стимулирование устной речи и создание ситуаций общения на уроке.
Ключевые слова: ОВЗ, индивидуальный подход, интерактивные методики, игры, визуальные материалы, звуковые материалы, коммуникативные навыки, устная речь.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках русского языка требует особого подхода и использования эффективных форм и приемов. Эти дети могут испытывать трудности в обучении и коммуникации, поэтому важно создать благоприятные условия для их развития.
Введение в проблематику обучения детей с ОВЗ на уроках русского языка должно начинаться с понимания особенностей каждого ребенка и его нужд. Некоторые дети могут иметь слабую письменную или устную речь, другие - проблемы с восприятием и запоминанием информации. Педагог должен учесть эти особенности и адаптировать свой подход к каждому конкретному ученику.
Важной формой работы с детьми ОВЗ на уроках русского языка является индивидуальный подход. Это означает, что педагог должен адаптировать материалы, методики и задания под специфические особенности каждого ребенка. Индивидуальные задания, рассчитанные на уровень и возможности каждого ученика, позволяют им развиваться и достигать успехов в обучении русскому языку.
Помимо индивидуальных заданий, важно использовать интерактивные методики и игры на уроках русского языка. Дети с ОВЗ часто имеют затруднения в коммуникации и взаимодействии, и игровые формы работы помогают им преодолеть эти трудности. Игры, ролевые игры, театральные постановки и другие интерактивные методы могут стать инструментами развития речи и коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Работа с детьми ОВЗ на уроках русского языка также требует постоянной поддержки и помощи педагога. Эти дети могут испытывать трудности в понимании и выполнении заданий, поэтому важно обеспечить им дополнительную поддержку и объяснения. Регулярные консультации с психологом позволят создать наиболее эффективные методы работы с каждым ребенком.
Обучение детей с ОВЗ требует использования специальных подходов и методов, чтобы помочь им успешно освоить материалы на уроках русского языка. Одним из эффективных способов поддержки таких учащихся является использование визуальных и звуковых материалов.
Визуальные материалы играют важную роль в обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка. Наглядные пособия, такие как картинки, диаграммы и рисунки, помогают детям лучше понять и запомнить новую информацию. Например, на уроке грамматики учитель может использовать картинки, которые иллюстрируют различные грамматические правила или образцы предложений. Это помогает детям их визуализировать и легче запомнить.
Кроме того, такие визуальные материалы как карточки с изображением слов, букв или звуков, могут использоваться в игровой форме на уроках фонетики и орфографии. Это помогает детям с ОВЗ лучше освоить звуковую структуру русского языка и улучшить свои навыки чтения и правописания.
Звуковые материалы также играют важную роль в обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка. Использование аудиозаписей, например, записей произношения слов и фраз, позволяет детям с ОВЗ услышать правильное произношение и научиться повторять его. Это особенно полезно для детей с слуховыми нарушениями, которым может быть сложно различать звуки и произносить слова правильно.
Одним из эффективных приемов работы с звуковыми материалами является использование фонетических упражнений и игр, основанных на различных звуках русского языка. Например, учитель может проводить упражнения на различение звуков, составление слов из звуков и так далее. Это помогает детям с ОВЗ развивать свои навыки аудирования и произношения, а также улучшить понимание и использование звуков русского языка.
Один из важных аспектов развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ — это стимулирование устной речи. Конечно, каждый ребенок имеет свои особенности и скорость развития, поэтому важно подбирать индивидуальный подход к каждому ребенку. Устная речь может развиваться с помощью выполнения заданий на монологическую и диалогическую речь, игр с коммуникативной задачей, а также создания ситуаций общения на уроке, где каждый ребенок имеет возможность высказаться и общаться с другими.
Также важно обращать внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ. Необходимо создать доверительную и поддерживающую атмосферу на уроке, где каждый ребенок будет чувствовать себя уверенно и понимать, что его мнение и мысли важны. Необходимо стимулировать детей к активному участию в дискуссиях, обсуждениях, задавать разнообразные вопросы и просить объяснить свои мысли.
Одним из ключевых принципов оценки детей с ОВЗ является индивидуальный подход. Каждый ребенок имеет свои своеобразные особенности и потребности, поэтому необходимо учитывать их при оценке и коррекции успехов. Для этого важно знать, на каком уровне развития находится каждый ребенок и какие навыки ему нужно развивать в первую очередь.
Одним из эффективных методов оценки успехов детей с ОВЗ является портфолио. Портфолио позволяет систематизировать и отслеживать прогресс ребенка в различных областях, включая русский язык. В портфолио могут быть представлены работы, задания, рубрики, отчеты о выполненных заданиях и т. д. Это позволяет как учителю, так и родителям более полно оценить достижения ребенка и определить его прогресс.
Другим методом оценки успехов является наблюдение. В процессе занятий учителю следует активно наблюдать за ребенком, выявлять его сильные и слабые стороны, а также определять ход его развития. Наблюдение позволяет получить дополнительную информацию о прогрессе ребенка и реагировать на его потребности.
Помимо оценки прогресса, важно также проводить коррекционную работу. В основе коррекции лежит индивидуальный подход и применение специальных методик. Например, для детей с дислексией может быть полезно использование мультисенсорных методов обучения, которые активно используют разные каналы восприятия (зрение, слух, тактильные ощущения и др.). Для детей с нарушениями речи полезными могут быть методы исправления интонации и дикции.
Важно, чтобы коррекционная работа была интегрирована в общий процесс обучения и соответствовала возможностям и потребностям ребенка. Возможно, потребуется разработка индивидуальной программы обучения, которая учитывала бы все особенности и потребности ребенка с ОВЗ.
Таким образом, работа с детьми с ОВЗ на уроках русского языка требует особого внимания и индивидуального подхода. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка и его потребности, использовать индивидуальные задания, интерактивные методики и игры.
Список литературы
1. Сапарова, З. И. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка / З. И. Сапарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 908-911.
2. Методическое пособие по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования на уроках русского языка и чтения в начальной школе -Б.: 2020. -82 с.