Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эффективные методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории | Шабатура Елена Алиевна. Работа №345393

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории. Особое внимание уделяется таким приемам, как дискуссии, анализ источников, решение проблемных задач и проектная деятельность, которые помогают развивать у учащихся способность критически анализировать исторические факты, строить аргументированные выводы и формировать собственную позицию по историческим вопросам. Приводятся примеры использования данных приемов на практике, а также рекомендации по их внедрению в образовательный процесс.

Ключевые слова: критическое мышление, методические приемы, уроки истории, дискуссия, анализ источников, проблемное обучение, проектная деятельность.

Эффективные методические приемы технологии развития критического мышления

на уроках истории

 

Шабатура Елена Алиевна, учитель истории и обществознания

ГБОУ «Урзуфская школа Мангушского муниципального округа» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методические приемы технологии развития критического мышления на уроках истории. Особое внимание уделяется таким приемам, как дискуссии, анализ источников, решение проблемных задач и проектная деятельность, которые помогают развивать у учащихся способность критически анализировать исторические факты, строить аргументированные выводы и формировать собственную позицию по историческим вопросам. Приводятся примеры использования данных приемов на практике, а также рекомендации по их внедрению в образовательный процесс.

Ключевые слова: критическое мышление, методические приемы, уроки истории, дискуссия, анализ источников, проблемное обучение, проектная деятельность.

 

Современное образование направлено не только на передачу знаний, но и на развитие у учащихся навыков анализа, оценки и интерпретации информации. Эти умения особенно важны на уроках истории, где необходимо не просто запоминать события и даты, но и понимать, как и почему они произошли, каким образом влияли на общество и мир. Важным инструментом в обучении становится технология развития критического мышления, которая помогает ученикам работать с информацией более осознанно, учит их задавать вопросы, искать различные точки зрения и аргументировать свои суждения.

Одним из самых распространенных приемов технологии критического мышления является дискуссия. На уроках истории дискуссии позволяют учащимся осмысливать разные позиции по историческим вопросам, обсуждать спорные моменты и формировать свои собственные мнения. Например, изучая тему Октябрьской революции 1917 года, можно предложить ученикам обсудить причины и последствия этого события с позиций различных социальных групп: рабочих, крестьян, интеллигенции и представителей старой власти. Дискуссия способствует не только развитию критического мышления, но и коммуникативных навыков, умению слушать и уважать мнения других участников.

Анализ исторических источников — еще один ключевой методический прием, способствующий развитию критического мышления. Ученики должны научиться анализировать и сопоставлять различные источники информации, выявлять в них противоречия и скрытые смыслы. Например, при изучении Великой Отечественной войны можно предложить учащимся сравнить воспоминания советских солдат и материалы зарубежной прессы того времени. Это позволит им лучше понять, как исторические события воспринимались в разных странах, и увидеть, что историческая правда может быть многогранной. Анализ источников развивает у учащихся умение находить в тексте ключевые факты, оценивать их достоверность и делать выводы на основе разных точек зрения.

Проблемное обучение также является мощным инструментом для развития критического мышления. Суть данного метода заключается в том, чтобы предложить учащимся не готовые ответы, а проблемную ситуацию, требующую анализа и нахождения решения. Например, можно поставить перед учениками вопрос: «Почему Римская империя, обладая такой мощной армией и высокоразвитой инфраструктурой, в конечном итоге распалась?» Задача учащихся — самостоятельно или в группах найти и обосновать возможные причины падения империи. Этот подход учит школьников не только анализировать факты, но и синтезировать информацию из различных источников, что является важным навыком критического мышления.

Проектная деятельность также стимулирует развитие критического мышления, так как ученикам необходимо самостоятельно планировать и реализовывать проект, связанный с исторической темой. Например, можно предложить учащимся подготовить проект по теме «История повседневной жизни в средневековом городе». В рамках проекта ученики могут исследовать быт, культуру, религию и экономику средневековых городов, используя разнообразные источники информации: книги, документы, онлайн-ресурсы. Итогом такого проекта может быть презентация, эссе или даже создание макета средневекового города. В процессе работы над проектом учащиеся учатся структурировать информацию, критически подходить к выбору источников, а также презентовать свои результаты.

Важно отметить, что критическое мышление формируется не сразу и требует системного подхода. На каждом этапе изучения нового материала учитель может внедрять элементы анализа, обсуждения, сопоставления разных точек зрения. Например, при изучении эпохи Просвещения можно предложить учащимся проанализировать взгляды различных философов того времени — Вольтера, Руссо, Локка — и обсудить, как их идеи повлияли на развитие демократии и современного общества. Подобный подход помогает ученикам понять, что история — это не набор фиксированных фактов, а динамичная наука, в которой всегда есть место для интерпретаций и новых открытий.

Использование технологий развития критического мышления на уроках истории требует от учителя тщательной подготовки и продуманности в подборе материала. Важно, чтобы задания и вопросы были сформулированы таким образом, чтобы стимулировать учащихся к размышлению и обсуждению. Например, вместо вопроса «Когда произошло восстание Спартака?» можно задать вопрос: «Как восстание Спартака повлияло на дальнейшую политику Древнего Рима и его социальную структуру?» Этот подход побуждает учащихся анализировать не только факты, но и их значение в более широком историческом контексте.

Таким образом, технология развития критического мышления на уроках истории — это эффективный инструмент, который помогает не только активизировать познавательную деятельность учащихся, но и подготовить их к самостоятельной работе с информацией, умению анализировать, делать выводы и формировать собственные суждения. Использование дискуссий, анализа источников, проблемного обучения и проектной деятельности позволяет сделать уроки истории более живыми, интересными и полезными для развития ключевых навыков учащихся. Критическое мышление — это неотъемлемая часть современного образовательного процесса, которая помогает формировать у школьников глубокое и осознанное понимание исторических процессов, что особенно важно в условиях информационного общества.

 

 

Список литературы

Балунова

С.А.,

Пичужкина

Д.Ю., Тимофеева К.О. Использование цифровых технологий в развитии критического мышления // Проблемы современного педагогического образования. 2024. №84-1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-tehnologiy-v-razvitii-kriticheskogo-myshleniya

(дата обращения:

30

.09.2024).

Белоусова Е.Г., Белоусова М.В. Применение приёмов технологии развития критического мышления в школе // Инновационная наука. 2021. №11-2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-priyomov-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-shkole

(дата обращения:

30

.09.2024).

Дорошенко

Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации / Н. С. Дорошенко. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2015.

— № 24 (104). — С. 937-943. — URL:

https://moluch.ru/archive/104/24375/

(дата обращения: 30

.09.2024).

Кабыткина

И.Б. Познавательная активность студентов: проблемы и пути повышения // МНИЖ. 2021. №6-4 (108). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-studentov-problemy-i-puti-povysheniya

(дата обращения: 30

.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×