Эффективные методики обучения безопасности жизнедеятельности в условиях нового ФГОС | Буренкова Ираида Юрьевна. Работа №349425
Аннотация. В статье рассматриваются современные методики обучения безопасности жизнедеятельности в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Основное внимание уделено подходам к организации учебного процесса, ориентированного на формирование практических навыков и ответственного отношения к вопросам безопасности у учащихся. Описываются актуальные методики и педагогические приёмы, направленные на развитие знаний и умений по основам безопасности, а также навыков самостоятельного принятия решений в опасных ситуациях. Подчеркивается значимость интерактивного обучения и применения практико-ориентированных форматов.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, ФГОС, практические навыки, методика обучения, самообладание, интерактивное обучение, практико-ориентированные форматы, педагогические приёмы.
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ФГОС
Буренкова Ираида Юрьевна, учитель ОБЗР
МКОУ ООШ п. Плотбище Малмыжского района Кировской области
Аннотация. В статье рассматриваются современные методики обучения безопасности жизнедеятельности в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Основное внимание уделено подходам к организации учебного процесса, ориентированного на формирование практических навыков и ответственного отношения к вопросам безопасности у учащихся. Описываются актуальные методики и педагогические приёмы, направленные на развитие знаний и умений по основам безопасности, а также навыков самостоятельного принятия решений в опасных ситуациях. Подчеркивается значимость интерактивного обучения и применения практико-ориентированных форматов.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, ФГОС, практические навыки, методика обучения, самообладание, интерактивное обучение, практико-ориентированные форматы, педагогические приёмы.
Современная система образования России, опирающаяся на обновленные требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), стремится к созданию условий для полноценного и всестороннего развития личности школьника. Обучение безопасности жизнедеятельности (БЖД) приобретает особую значимость, так как ориентировано не только на передачу теоретических знаний, но и на формирование практических навыков, необходимых для выживания и принятия решений в критических ситуациях. Эффективные методики обучения безопасности жизнедеятельности, адаптированные к новому ФГОС, включают разнообразные подходы, которые позволяют учитывать особенности восприятия и уровня подготовленности современных школьников, повышая их способность к самостоятельному принятию решений и развивая чувство ответственности.
Одним из центральных принципов новой системы обучения безопасности жизнедеятельности является ориентация на практическое освоение материала. В условиях, когда информация о безопасном поведении должна быть воспринята школьниками не просто как знание, но как привычка и форма сознательного выбора, преподаватели стараются сделать процесс изучения БЖД максимально наглядным и интерактивным. Формирование безопасного поведения как части мировоззрения возможно через освоение таких методик, как игровые ситуации и моделирование реальных случаев. Благодаря использованию игровых элементов учащиеся могут проанализировать различные опасные ситуации, научиться определять собственные действия и возможные решения. Моделирование реальных ситуаций – это метод, при котором создаются условия, близкие к реальным, требующие от школьников быстрого и обдуманного реагирования. Такой подход не только развивает практические навыки, но и способствует формированию устойчивых поведенческих реакций.
Интерактивные методики, такие как деловые и ролевые игры, также широко используются для формирования у учащихся навыков безопасного поведения. В условиях обновленного ФГОС деловые игры служат средством, позволяющим не только актуализировать знания школьников, но и развить их умение действовать в коллективе. При этом деловые игры помогают освоить навыки, необходимые для работы в команде, обучения планированию и координации действий. Например, моделирование действий при чрезвычайных ситуациях позволяет учащимся осваивать поведенческие шаблоны и отрабатывать возможные действия при возникновении опасных ситуаций. Ролевые игры, такие как действия в случае пожара или оказания первой помощи, позволяют закрепить алгоритм действий, развивая у школьников самостоятельность и ответственность.
Особое внимание в условиях нового ФГОС уделяется индивидуальным и дифференцированным подходам к обучению безопасности жизнедеятельности. Индивидуализация учебного процесса подразумевает учет особенностей личности учащегося, его физической подготовки, уровня знаний и степени ответственности. При этом дифференцированный подход позволяет адаптировать программу обучения к разным группам учеников, что обеспечивает более глубокое усвоение материала. Использование индивидуализированных заданий способствует развитию у школьников уверенности в своих действиях, помогает лучше усваивать информацию и выполнять упражнения в собственном темпе. Например, при обучении первой помощи учитель может варьировать сложность заданий, учитывать темп освоения навыков каждым учеником, что способствует качественному и долговременному усвоению материала.
Для эффективного обучения безопасности жизнедеятельности также применяются мультимедийные средства и технологии. Цифровая визуализация и интерактивные симуляторы позволяют учащимся наблюдать и оценивать последствия своих решений в смоделированных условиях, а также понимать важность точного выполнения алгоритмов действий. Использование видеоматериалов с моделированием чрезвычайных ситуаций и применением компьютерных симуляторов позволяет создавать условия для оценки действий и выработки оптимальных решений. Такое взаимодействие помогает учащимся на практике увидеть результат тех или иных действий, осознать значимость адекватного реагирования и подготовки.
Педагогическая поддержка и сопровождение учащихся играет важную роль в процессе освоения материала, связанного с безопасностью жизнедеятельности. Учитель, как наставник и проводник, направляет учеников, предоставляя им возможность самостоятельно находить решения, но при этом создавая безопасные условия для их обучения. Педагогические приёмы, направленные на вовлечение и активизацию деятельности школьников, позволяют учащимся освоить навыки принятия решений и критического мышления. Особое внимание уделяется тому, чтобы школьники не просто запомнили правила, но и понимали их логику, осознавали последствия своих действий. Учитель создает пространство для обсуждения и анализа, где ученики могут самостоятельно рассматривать различные ситуации, моделировать сценарии и анализировать их.
Эффективное обучение БЖД в условиях нового ФГОС не ограничивается аудиторной работой и подразумевает интеграцию в образовательный процесс внеурочной деятельности и практических занятий. Выходы на природу, походы, учебные экскурсии и соревнования по первой помощи способствуют развитию у учащихся навыков поведения в природных условиях и способности к самостоятельному принятию решений в экстремальных обстоятельствах. Подобные мероприятия укрепляют чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, помогают освоить алгоритмы действий и обучают контролю над собственными эмоциями и реакциями в условиях стресса.
Таким образом, обучение безопасности жизнедеятельности в условиях нового ФГОС требует от педагогов использования практико-ориентированных, интерактивных и индивидуализированных методов обучения. Целью обучения безопасности жизнедеятельности является не только передача знаний, но и развитие у школьников навыков самостоятельного принятия решений, адекватного реагирования на опасные ситуации, а также осознанного и ответственного отношения к вопросам безопасности. Интеграция современных педагогических технологий и развитие практических навыков способствует тому, что учащиеся приобретают необходимый уровень подготовки для безопасного существования в условиях окружающего мира, и помогает воспитать социально ответственных и уверенных в себе граждан, способных принимать осознанные и обдуманные решения.
Список литературы
1. Есипова А. А. К вопросу о методах и формах обучения безопасности жизнедеятельности в свете новых стандартов образования / А. А. Есипова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 79-81.
2. Костецкая Г. А. Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки / Г. А. Костецкая. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 116-118.