Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эффективные методы и приемы формирования математической грамотности учащихся в начальной школе | Демьянова Мария Александровна. Работа №349019

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация: В статье рассматриваются эффективные методы и приемы формирования математической грамотности у учащихся начальной школы. Подчеркивается значимость математической грамотности как ключевого компонента общего образования, который включает в себя умение понимать, применять и анализировать математические идеи в различных жизненных ситуациях. Описываются различные подходы, методы и стратегии, способствующие развитию математических навыков у детей, а также примеры их реализации на практике.

         Ключевые слова: математическая грамотность, начальная школа, методы обучения, приемы формирования, практическое применение.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Демьянова Мария Александровна, учитель начальных классов

МБОУ Знаменская СОШ

 

Аннотация: В статье рассматриваются эффективные методы и приемы формирования математической грамотности у учащихся начальной школы. Подчеркивается значимость математической грамотности как ключевого компонента общего образования, который включает в себя умение понимать, применять и анализировать математические идеи в различных жизненных ситуациях. Описываются различные подходы, методы и стратегии, способствующие развитию математических навыков у детей, а также примеры их реализации на практике.

Ключевые слова: математическая грамотность, начальная школа, методы обучения, приемы формирования, практическое применение.

 

Формирование математической грамотности у учащихся начальной школы является одной из приоритетных задач современного образования. В условиях глобализации и стремительного развития технологий умение применять математические знания в повседневной жизни становится все более актуальным. Математическая грамотность включает не только базовые арифметические навыки, но и способность анализировать, обобщать, сравнивать и принимать обоснованные решения на основе математической информации. Важно, чтобы ученики не только осваивали математические понятия, но и умели использовать их в различных жизненных ситуациях.

Первым шагом к формированию математической грамотности является создание позитивной мотивации к изучению математики. Для младших школьников важно, чтобы уроки проходили в увлекательной и игровой форме. Игры и занимательные задачи могут значительно повысить интерес детей к математике. Например, использование математических игр, викторин и конкурсов позволяет детям в игровой форме осваивать новые темы и закреплять изученный материал. Это может быть как работа в группах, так и индивидуальные задания, которые поощряют участие каждого ученика.

Следующим важным аспектом является использование разнообразных методов обучения. Каждый ученик уникален, и то, что подходит одному, может не подойти другому. Поэтому важно применять как традиционные методы, такие как объяснение нового материала, так и активные формы, такие как проектная деятельность и проблемное обучение. Например, применение метода «погружения» позволяет детям глубже понять математические концепции, исследуя их в контексте реальных задач. Учитель может предложить детям решить проблему, связанную с их жизнью, что поможет им увидеть практическую ценность математики.

Метод развивающего обучения также играет важную роль в формировании математической грамотности. Этот метод ориентирован на активное взаимодействие учеников с материалом, что способствует развитию их аналитического и критического мышления. Учитель может использовать открытые вопросы, которые побуждают детей мыслить нестандартно и находить различные способы решения задач. Например, вместо того чтобы просто задавать стандартные арифметические задачи, учитель может предложить детям подумать о том, как бы они распределили 10 яблок между 4 друзьями, и какие варианты распределения могут быть.

Применение интерактивных технологий — еще один эффективный прием. Использование интерактивных досок, компьютеров и образовательных платформ помогает создать увлекательную и наглядную образовательную среду. Учитель может использовать визуализацию математических понятий, что облегчает понимание и запоминание информации. Например, при изучении геометрических фигур можно использовать программы, позволяющие детям рисовать и моделировать фигуры, что помогает им лучше усвоить материал.

Также важно развивать практические навыки учащихся. Математическая грамотность включает в себя умение применять знания в реальных ситуациях. Уроки могут быть связаны с практическими задачами, такими как расчет бюджета, измерение объектов в классе или проведение экспериментов. Например, на уроке учитель может предложить детям составить план покупки продуктов, используя математические вычисления для расчета общей стоимости. Это не только развивает навыки счета, но и показывает, как математика применяется в жизни.

Одним из ключевых элементов формирования математической грамотности является развитие критического мышления. Учителя могут использовать метод «пары и групп», когда дети работают вместе, обсуждая задачи и делясь мнениями о разных подходах к решению. Это помогает им развивать умение аргументировать свои решения и учитывать мнения других. Кроме того, при решении задач важно давать детям возможность объяснять свой процесс мышления, что способствует формированию уверенности в своих математических способностях.

Нельзя забывать о периодической обратной связи с учащимися. Важно не только оценивать результаты, но и обсуждать с детьми их успехи и трудности. Регулярная обратная связь помогает ученикам понимать, какие области требуют дополнительной работы, а какие навыки уже освоены. Это можно реализовать через индивидуальные беседы, анкетирование или групповые обсуждения, где каждый может поделиться своими впечатлениями о процессе обучения.

Для формирования математической грамотности также необходимо активно вовлекать родителей в образовательный процесс. Участие родителей в учебной деятельности детей может значительно повысить мотивацию и интерес к предмету. Учитель может организовывать совместные мероприятия, где родители и дети решают математические задачи вместе, создают проекты или участвуют в конкурсах. Это не только укрепляет связи между школой и семьей, но и демонстрирует родителям, как они могут поддерживать математическое развитие своих детей дома.

Также следует упомянуть о необходимости учета индивидуальных особенностей учащихся. Каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны, и учитель должен быть готов адаптировать учебный процесс в соответствии с потребностями каждого ученика. Важно предлагать дифференцированные задания, чтобы у каждого ребенка была возможность работать в своем темпе и уровне сложности. Это может быть реализовано через предоставление различных уровней задач, где каждый ученик может выбрать подходящий для себя вариант.

Наконец, следует помнить, что формирование математической грамотности — это долгосрочный процесс. Учитель, работающий с младшими школьниками, должен стремиться не только к передаче знаний, но и к созданию позитивной атмосферы, способствующей обучению. Это требует терпения, творчества и постоянного саморазвития со стороны педагога.

Таким образом, эффективные методы и приемы формирования математической грамотности у учащихся начальной школы заключаются в разнообразии подходов, активном вовлечении детей в учебный процесс, использовании современных технологий и методик, а также в создании поддерживающей и мотивирующей образовательной среды. Формирование математической грамотности — это ключ к успешному обучению и развитию детей, который поможет им уверенно двигаться по пути знаний и применять полученные навыки в повседневной жизни.

 

Список литературы

 

Дюкарева

, О. А. Развитие математической грамотности младших школьников / О. А.

Дюкарева

. —

Текст :

непосредственный //

Школьная педагогика. — 2021. — № 1 (20). — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/184/5900/ (дата обращения: 28.10.2024).

Евдокимова А.М. Интерактивные методы обучения на уроках математики в начальной школе // Инновационная наука. 2018. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole

(дата обращения:

28.

10.2024).

Сидоров А.В., Сидорова Н.Н. Использование игровых методов при обучении математике в начальной школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №2-1 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-metodov-pri-obuchenii-matematike-v-nachalnoy-shkole (дата обращения:

28

.10.2024).

Худякова М. А., Власова И. Н.,

Селькина

Л. В.

Концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников

// Управление образованием: теория и практика. 2022. №3 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-funktsionalnoy-matematicheskoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 28.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×