Эффективные методы и приемы на уроках литературы | Агафонова Елизавета Николаевна. Работа №295076
Автор: Агафонова Елизавета Николаевна
Школьное образование сегодня строится как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы из пассивного слушателя ученик превратился в самостоятельную, активную, критически мыслящую личность. Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании такой личности. А повлиять литература может только в том случае, если ребенок будет с ней «общаться», если будет читать книги. Пробудить интерес к познанию, побудить ребят читать книги- вот, что я считаю важным. Для этого использую в своей работе различные методы и приемы обучения, о которых хочу рассказать.
Школьное образование сегодня строится как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы из пассивного слушателя ученик превратился в самостоятельную, активную, критически мыслящую личность. Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании такой личности. А повлиять литература может только в том случае, если ребенок будет с ней «общаться», если будет читать книги. Пробудить интерес к познанию, побудить ребят читать книги- вот, что я считаю важным. Для этого использую в своей работе различные методы и приемы обучения, о которых хочу рассказать.
1.Этап мотивацииМотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. На данном этапе урока дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение.
В начале урока использую приемы:
1.Психологический настрой. Чтобы создать позитивный настрой, я прошу улыбнуться друг другу или выбрать смайлик, который соответствует настроению ученика. Такие приемы позволяют поднять настроение в начале урока и установить контакт между учениками и учителем.
2. Необычное начало урока (эпиграф, метафора – притча, афоризм, песня, отрывок из кинофильма, репродукция картины и др.)
Например:
а) Как вы понимаете эпиграф к теме «И. А. Крылов. Басни»: «Поэт и мудрец слились в нём воедино» (Н. В. Гоголь)
б) В начале урока звучит песня. Вопрос: почему урок литературы я начала с этой песни?
2.Этап целеполагания
На данном этапе у детей должна возникнуть внутренняя мотивация на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
На этом этапе урока использую приемы:
а)Прием «Тема-вопрос»
Тема урока сформулирована в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, для темы урока "Что такое род и жанр литературы?" построили план действий: 1.Дать понятие о родах и жанрах литературы. 2.Определить, какой жанр литературы относится к какому роду литературы. 3.Определить закономерность соотношений, сделать вывод.
б)Прием «Работа над понятием»
Учащимся предлагаю в сформулированной теме объяснить значение каждого слова или отыскать его в «Толковом словаре». Например, тема урока «Средства выразительности речи». Задание учителя: объясните значение понятия, вынесенного в тему урока, с помощью синонимов. (Выразительность – от «выражать», т.е. передавать чувства, мысли. Средства – способ достижения цели. Речь – общение, устное и письменное. Средства выразительности в языке и речи – способы передачи своих мыслей и чувств устно и письменно). Исходя из названия темы, определите цель и задачи урока.
3.Этап актуализации знанийНа данном этапе урока ученики подготавливаются к работе и к восприятию нового материала.
На этом этапе урока использую приемы:
а) Прием "Корзина идей"
После объявления темы урока прошу каждого ученика тезисно записать в тетради все, что ему известно по теме. После этого все высказывания кратко записываются на доске. В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д. Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных. Пример: Тема урока: роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание». После обсуждения в группах в корзину попадают примерно следующее: русский писатель XIX в., преступление — это…, наказание — это…, Раскольников — главный герой, «Тварь я дрожащая или право имею?», полифонический роман, социальный роман, психологический роман, трагическая вина, раскаяние, убийство и т.д.
в) Продолжение фраз
Педагог просит детей продолжить неоконченные предложения.
Сегодня мы поговорим о…
Я чувствую, что…
По теме нашего урока я знаю, что…
Мне бывает нелегко…
Я всегда думал, что…
Я где-то читал…
4.Этап открытия новых знаний
На данном этапе важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал.
На этом этапе урока использую приемы:
а)Приём: «Солнышко».
В центре солнышка записана тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы. Использовать данный приѐм можно:
- после прослушивания сведений о жизни и творчестве писателя;
- после прочтения произведения, чтобы выделить черты характера литературного героя и т. д..
Например: тема – Том Сойер, «лучи» – черты характера; тема – А. Чехов, «лучи» – виды деятельности писателя.
б) Прием «Сюжетная таблица».
Суть работы с этой таблицей – читая текст, ребѐнок делает пометки, создавая ―скелет текста:
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
5.Этап закрепленияПриѐм: «Сюжет в картинках».
На доску выводятся иллюстрации, связанные с сюжетом произведения. Задача ученика – расположить иллюстрации по порядку (в хронологической последовательности) и осуществить пересказ. Такой способ проверки знания произведения позволяет ребёнку наглядно представить полученную в процессе чтения информацию, что поможет ему при анализе произведения.
Пример:Произведение А.И. Куприна «Белый пудель»
Приѐм: «Карта пути».При изучении прозаического произведения ученикам дается задание: нарисовать или схематически изобразить путь литературного героя. Этот приѐм позволит учителю проверить знание произведения детьми, а ученикам – глубже погрузиться в мир произведения. Данный прием развивает творческие способности учащихся, активизирует интерес к изучению литературы. Пример:
М. Пришвин «Кладовая солнца». Карта «Путь Насти и Митраши»
В.Астафьев "Васюткино озеро" Карта блуждания Васютки по тайге.
Метод "Творческая мастерская".
После прочтения стихотворения и его анализа детям предлагается создать иллюстрацию к нему. Можно создать обложку к произведению, портрет главного героя и т.д.
Прием« Суперконтрольная»
Работаем с прочитанным текстом. Все учащиеся письменно задают вопросы по тексту. Учитель проверяет корректность заданных вопросов, распечатывает их. Затем каждый ученик тянет вопрос и отвечает на него. Лучшим становится тот, кто больше всех дал правильных ответов.
6.Этап рефлексии
Рефлексия способствует не только развитию самооценки, но и формированию учебной мотивации.
На этапе рефлексии можно применить следующие методы и приёмы:
а) Прием «Рефлексивные вопросы».
-
Что показалось вам сегодня трудным?
-
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
-
Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
-
Какие новые мысли, чувства у вас появились?
-
Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
-
Были ли моменты недовольства собой?
-
Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?
-
Заметили ли вы свои успехи?
б) Приём«Три лица».
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
в) Приём«Анкета». Школьникам предлагается небольшая анкета, которую они заполняют в конце урока. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7.Этап выдачи домашнего задания
Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Я часто использую дифференцированные домашние задания для закрепления материала. Такие задания способствуют развитию индивидуальных способностей учащихся. При помощи таких задания я создаю ситуацию успеха для каждого ученика. Например: свой открытый урок, посвященный Роберту Рождественскому, я закончила дифференцированным домашним заданием:1.Выучить любое стихотворение поэта о любви 2.Создать видеоряд к любому стихотворению поэта 3.Подготовить сообщение на тему "Дом-музей Роберта Рождественского"
Вывод
Использование данных методов и приемов обучения позволяет мне
-делать урок интересным, ярким;
-увлекать ребят своим предметом;
-создавать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.
-обеспечивать эффективную организацию учебного процесса;