Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эффективные методы и приемы обучения младших школьников выразительному чтению художественных произведений | Половинко Валентина Алексеевна. Работа №350809

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает эффективные методы и приемы обучения младших школьников выразительному чтению художественных произведений. Обсуждаются подходы, способствующие развитию у учеников навыков интонации, правильного темпа, эмоциональной окраски речи, которые позволяют им передать атмосферу произведения и глубже осмыслить текст. Подчеркивается значение выразительного чтения для развития читательской грамотности и эмоционального интеллекта учащихся. Статья предназначена для учителей начальных классов, заинтересованных в совершенствовании методов обучения выразительному чтению.

Ключевые слова: выразительное чтение, начальная школа, художественные произведения, интонация, эмоциональная окраска, читательская грамотность, развитие речи.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 

Половинко Валентина Алексеевна, учитель начальных классов

МКОУ СОШ №19 г. Ивделя, пос. Старая Сама

 

Аннотация. Статья рассматривает эффективные методы и приемы обучения младших школьников выразительному чтению художественных произведений. Обсуждаются подходы, способствующие развитию у учеников навыков интонации, правильного темпа, эмоциональной окраски речи, которые позволяют им передать атмосферу произведения и глубже осмыслить текст. Подчеркивается значение выразительного чтения для развития читательской грамотности и эмоционального интеллекта учащихся. Статья предназначена для учителей начальных классов, заинтересованных в совершенствовании методов обучения выразительному чтению.

Ключевые слова: выразительное чтение, начальная школа, художественные произведения, интонация, эмоциональная окраска, читательская грамотность, развитие речи.

 

Выразительное чтение является важным компонентом литературного образования в начальной школе. Этот навык помогает детям передавать смысл и эмоции текста, делает восприятие литературы более глубоким и осмысленным. Выразительное чтение позволяет младшим школьникам не просто прочитывать строки, но чувствовать настроение произведения, понимать мотивы героев и оценивать происходящие события. Такой подход делает процесс чтения не механическим, а творческим и эмоционально насыщенным, что положительно сказывается на общем развитии учащихся, их интересе к чтению и литературе.

Основой выразительного чтения является интонация, которая позволяет учащимся передавать характеры героев, их настроение и отношение к происходящему. Чтобы помочь детям овладеть этим навыком, учителю важно уделять внимание интонационным особенностям речи и их влиянию на восприятие текста. Начинать обучение можно с прослушивания и обсуждения примеров выразительного чтения, выполненного профессиональными актерами или педагогом. Образцы помогают детям понять, как интонация и темп влияют на атмосферу текста, усиливают или приглушают эмоции, передают характер героя. Такое прослушивание позволяет создать у школьников представление о выразительном чтении как о процессе, требующем внимания к интонационным особенностям и работе с голосом.

Следующим этапом в обучении выразительному чтению является работа над темпом и ритмом. Младшие школьники часто сталкиваются с проблемой слишком быстрого или, наоборот, замедленного чтения, что может затруднять передачу смысла произведения. Чтобы помочь ученикам найти подходящий темп, учитель может предлагать различные упражнения: например, прочитать одно и то же предложение медленно, а затем быстро, обсудив, как это повлияло на восприятие текста. Этот процесс помогает детям понять, что темп чтения должен соответствовать эмоциональному настроению произведения и происходящим событиям. Работа над темпом позволяет учащимся не только осознать, как управлять скоростью речи, но и способствует формированию у них осмысленного отношения к прочитанному.

Эмоциональная окраска речи играет ключевую роль в обучении выразительному чтению. Дети должны научиться выражать с помощью голоса радость, грусть, волнение, напряжение, передавая эмоциональные состояния героев и атмосферу произведения. Для развития этой способности учителю важно создать условия, в которых дети смогут свободно проявлять свои эмоции и при этом осознавать, как это влияет на восприятие текста. Например, после прочтения рассказа можно попросить учащихся описать, какие чувства у них вызвал текст, и обсудить, как они могли бы передать эти эмоции через интонацию и голос. Такое обсуждение помогает школьникам глубже понять произведение, осознать эмоциональные нюансы текста и применить эти знания в процессе чтения.

Работа над акцентами и паузами также является важной составляющей выразительного чтения. Правильно расставленные акценты помогают учащимся выделить ключевые моменты текста, понять его структуру и логические связи. Учитель может предложить детям выделить наиболее значимые слова или фразы в тексте, подчеркнуть их при чтении, обсудив, как это изменило восприятие произведения. Паузы позволяют передать мысли героев, их внутренние переживания и моменты осмысления, что делает чтение более глубоким и осмысленным. Работа с акцентами и паузами помогает учащимся лучше воспринимать текст и осознать его структуру, что в дальнейшем способствует развитию навыков анализа и интерпретации.

Для развития выразительного чтения важно применять драматические и игровые приемы, которые помогают детям включиться в процесс чтения, проживать произведение вместе с героями. Драматизация позволяет школьникам не просто читать текст, но и погружаться в образы персонажей, испытывать их чувства, выражать эмоции. Учитель может предложить учащимся представить себя на месте героя, озвучить его реплики, подумать, как он чувствовал бы себя в данной ситуации. Такой подход позволяет школьникам лучше понять внутренний мир героев, развивает их эмпатию и творческое воображение, что является важным элементом для формирования выразительного чтения.

Чтение в паре или небольшой группе также способствует развитию выразительного чтения, так как в процессе такого взаимодействия учащиеся могут учиться друг у друга, замечать ошибки и предлагать способы улучшения. В ходе чтения в парах дети могут обсуждать, как лучше передать эмоции героя, каким тоном прочитать определенное предложение, чтобы усилить его значение. Взаимодействие между учениками развивает у них навыки критического мышления, помогает анализировать собственные ошибки и находить способы их исправления. Такой подход позволяет детям учиться у сверстников, повышает их уверенность и интерес к чтению, что создает более комфортную и открытую атмосферу на уроке.

Таким образом, обучение младших школьников выразительному чтению — это комплексный процесс, включающий работу над интонацией, темпом, паузами, эмоциональной окраской и драматическими приемами. Выразительное чтение не только развивает у детей навыки восприятия художественного текста, но и способствует формированию их эмоционального интеллекта, умению передавать и анализировать чувства, что является важной частью общего развития личности. Учитель, используя разнообразные методы и приемы, помогает ученикам почувствовать красоту литературного текста, ощутить его эмоциональную насыщенность и развивать интерес к литературе.

 

Список литературы

 

1. Карымова Д. В. Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах / Д. В. Карымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 337-340.

2. Киселёва Е. А. Преодоление трудностей понимания художественного текста на уроке литературного чтения в начальной школе / Е. А. Киселёва, Т. В. Царькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 58-60.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×