Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эффективные методы и приемы обучению выразительному чтению | Масленникова Виктория Анатольевна. Работа №345666

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена методам и приемам обучения младших школьников выразительному чтению. Обучение чтению с выражением помогает развить у детей не только технику чтения, но и умение понимать, интерпретировать и передавать эмоции текста. Рассмотрены основные методики, направленные на формирование выразительности, включая интонационную окраску, темп и правильную артикуляцию. Также уделяется внимание мотивационным приемам, таким как театрализация и использование аудиоматериалов. 

          Ключевые слова: выразительное чтение, начальная школа, интонация, артикуляция, мотивация, театрализация.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

 

Масленникова Виктория Анатольевна, учитель начальных классов

МБОУ "Краснопольская СШ"

 

Аннотация: Статья посвящена методам и приемам обучения младших школьников выразительному чтению. Обучение чтению с выражением помогает развить у детей не только технику чтения, но и умение понимать, интерпретировать и передавать эмоции текста. Рассмотрены основные методики, направленные на формирование выразительности, включая интонационную окраску, темп и правильную артикуляцию. Также уделяется внимание мотивационным приемам, таким как театрализация и использование аудиоматериалов.

Ключевые слова: выразительное чтение, начальная школа, интонация, артикуляция, мотивация, театрализация.

 

Выразительное чтение — это не только техника правильного произношения слов, но и способность передать эмоции, смысл и настроение текста. Для младших школьников это становится важным этапом в освоении речи, так как помогает развивать не только навыки чтения, но и коммуникативные способности. Обучение выразительному чтению требует от педагога использования разнообразных методов и приемов, которые помогут детям лучше понимать текст, ощущать его эмоциональную окраску и выражать её через голос.

Одним из ключевых методов обучения выразительному чтению является работа с интонацией. Интонация — это важный элемент выразительного чтения, так как именно с её помощью читатель может передавать чувства и эмоции героев, создавать у слушателей определенное настроение. Для развития интонации у детей полезно проводить упражнения, направленные на понимание пауз, ударений и смены интонационных моделей. Например, учитель может предложить ученикам прочитать одно и то же предложение с разными интонациями: вопросительной, утвердительной или восклицательной. Это помогает детям понять, как интонация меняет смысл и эмоциональное восприятие фраз.

Следующим важным компонентом является темп чтения. Дети часто склонны читать текст слишком быстро или слишком медленно, что негативно сказывается на восприятии материала. Задача учителя — помочь учащимся найти оптимальный темп для каждого текста. Важно объяснить, что быстрый темп подходит для передачи динамичных событий, а замедленный — для эмоциональных или описательных моментов. Упражнения на варьирование темпа, такие как чтение отрывков в медленном, среднем и быстром ритме, помогут детям научиться контролировать скорость чтения и подбирать её в зависимости от содержания.

Артикуляция также играет ключевую роль в обучении выразительному чтению. Четкость произношения звуков и слов — важное условие, которое позволяет слушателям лучше воспринимать текст. Для развития артикуляции можно использовать специальные логопедические упражнения и скороговорки. Регулярное выполнение таких упражнений помогает детям развивать правильное произношение и дикцию, что делает их речь более ясной и выразительной. Например, повторение скороговорок помогает тренировать не только скорость речи, но и её чистоту, что особенно важно для младших школьников.

Еще одним эффективным приемом является работа с акцентом на смысловые ударения. Часто дети, особенно на начальных этапах обучения чтению, склонны делать паузы и ударения в неудобных для смысла местах, что нарушает восприятие текста. Учителю важно обучить детей правилам расстановки логических ударений в предложении. Для этого полезно проводить анализ текста: находить ключевые слова и предложения, которые требуют смыслового выделения. В процессе чтения учитель может задавать вопросы, помогая детям осознать, какие слова несут основную смысловую нагрузку, и как правильное акцентирование помогает лучше понять текст.

Особое место среди методов обучения выразительному чтению занимает использование театральных приемов. Театрализация помогает детям не просто читать текст, а проживать его, вживаясь в образы героев. Учитель может предложить детям разыграть небольшие сценки по прочитанным текстам, где каждый ученик будет исполнять роль одного из персонажей. Такой подход развивает не только выразительное чтение, но и эмоциональное восприятие, помогает детям лучше понять характеры и чувства героев. Театральные постановки на уроках также способствуют развитию навыков публичного выступления и уверенности в себе.

Важную роль в обучении выразительному чтению играет использование аудиоматериалов. Дети могут слушать записи профессиональных чтецов, анализировать их интонации, темп и манеру подачи текста. Это помогает школьникам формировать представление о том, как правильно читать с выражением. После прослушивания аудиозаписей можно предложить ученикам повторить текст, стараясь подражать манере чтеца, что развивает у них навыки аудирования и подражания.

Мотивация также является ключевым элементом в обучении выразительному чтению. Для того чтобы дети заинтересовались этим процессом, учителю важно создавать ситуации успеха, поддерживать и поощрять каждую попытку выразительного чтения. Проведение конкурсов чтецов, ролевых игр или театральных постановок может стать отличным стимулом для детей. Похвала за успехи и даже небольшие достижения укрепляет у детей уверенность в своих силах и интерес к дальнейшему развитию.

Эффективным приемом может стать работа с текстами, которые интересны детям и близки им по возрасту и опыту. Это могут быть сказки, рассказы или стихи, которые вызывают у учеников живой интерес. Выбор интересного для ребёнка материала способствует тому, что он будет стараться передать настроение и характер текста более естественно и увлеченно.

Значимым фактором в обучении выразительному чтению является регулярная практика. Учителю важно включать задания на выразительное чтение в каждый урок, начиная с простых текстов и постепенно увеличивая их сложность. Постоянная практика помогает детям не только закрепить навыки, но и развить уверенность в своих силах.

В заключение можно отметить, что обучение выразительному чтению — это процесс, который требует систематической работы, применения разнообразных методов и создания положительной атмосферы на уроках. Комбинация таких приемов, как работа с интонацией, темпом, артикуляцией, театрализация и использование аудиоматериалов, помогает развивать у детей навыки выразительного чтения. Важно, чтобы учитель создавал условия, в которых каждый ребенок чувствовал себя уверенно, получал удовольствие от чтения и стремился к самосовершенствованию. Выразительное чтение не только обогащает речевые способности учеников, но и развивает их эмоциональный интеллект, помогает лучше понимать текст и делает процесс обучения более интересным и продуктивным.

 

Список литературы

 

Назарова, Л. А. Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников в процессе изучения поэтических произведений / Л. А. Назарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 401-405. — URL: https://moluch.ru/archive/471/104044/ (дата обращения: 02.10.2024).

Харламова T

.Д.

Формирование навыка выразительного чтения // Вестник науки и образования. 2016. №7 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navyka-vyrazitelnogo-chteniya (дата обращения: 02.10.2024).

Харламова Т

.

Д

.

Методология обучения выразительному чтению // Проблемы педагогики. 2016. №6 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-obucheniya-vyrazitelnomu-chteniyu (дата обращения: 02.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×