Эффективные методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка | Кабанова Ирина Анатольевна. Работа №339703
Ни для кого не секрет, что современные подростки мало читают, не умеют работать с текстом, вычленяя главное и второстепенное. В моей статье рассказывается о методах и приемах работы с текстом на уроках руского языка. Эти методы и приемы доказали свою эффективность. Они нацелены не только на отработку грамматических или пунктуационных навыков, но и на развитие воображения. Работа с текстом может быть не счучной и надоедливой, а очень интересной и увлекательной. Но необходимо подобрать нужный текст: небольшого объема, но поучительный.
Эффективные методы и приемы при работе с текстом на уроках русского языка
Известный мыслитель ХХ века М.М. Бахтин говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». В современной жизни постоянно возникают ситуации, когда нужно написать текст: сочинение в школе, сообщение в Интернете, а может быть рассказ или что-то большее. Каждый знает: совсем не просто писать так, чтобы получилось понятно и интересно. Но этому можно научиться. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка.
Сама по себе тема, конечно, не является новой. Все вы организуете работу с текстом на уроках. Однако модернизация российского образования ставит перед учителем задачу перестроения своей деятельности, ухода от привычного объяснения и предоставления обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и включить их в свою систему знаний. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. А их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является обучение на основе текста. Сегодня на уроках актуальным становится исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ученик «открывает» знания, а не получает их в готовом виде. Очень важную роль в решении этой задачи играет освоение умения работать с текстом.
Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать цели: образовательную, развивающую и воспитывающую, коммуникативную.
Чтобы использование текста на уроках было максимально эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. При выборе текста для работы на уроке придерживаюсь следующих критериев:
1) текст должен быть интересным;
2) текст должен соответствовать возрастным особенностям школьника;
3) текст должен способствовать духовному развитию ученика;
4) текст должен быть актуальным для решения учебной задачи.
Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определённой системе, а не однократно. Опыт практической деятельности в школе позволяет сделать вывод о том, что ребята даже 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится. Значение же такой работы велико, так как воспитывается любовь к слову, расширяется кругозор, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности, приемов работы с текстом:
Реконструкция текста. Приём «Письмо с пробелами»
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать текст сообщения рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
5 класс: В русском языке не всегда _______________ слова соответствуют их __________________. Чтобы показать произношение слова, используется ______________. __________________ правила помогают правильно написать слова.
7 класс: Причастие — это
Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов
Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов
Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов
Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов
Краткая форма причастия образуется только
По падежам не изменяются причастия
Причастия не изменяются по родам в форме
Прием «Восстановление деформированного текста»
Этот прием помогает формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, работать над осознанием связи между предложениями в тексте, устранять однообразие синтаксических конструкций и речевых повторов.
5 класс: В саду с ветки на ветку перелетает шустрая синица. Спина у синицы серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад синица прилетела за жучками.
(В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у нее серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками.)
Прием «Нахождение
границ предложений
в тексте»
Этот прием помогает выработке умения членения текста, опираясь на смысл, грамматическое значение.
Шли летним днем по дороге три простых мужика разговаривали они о жизни своей тяжелой, да песни напевали слышат, где-то помощи простит кто-то, глядь в яму, а там счастье.
(Шли летним днем по дороге три простых мужика. Разговаривали они о жизни своей тяжелой, да песни напевали. Слышат, где-то помощи простит кто-то, глядь в яму, а там счастье.)
Прием «Деление текста на абзацы»
Этот прием очень важен в работе учителя русского языка, особенно в аспекте подготовки к ОГЭ. Умение видеть, а затем слышать микротему абзаца помогает реализовать этот прием.
Жители Южной Африки используют обезьян как бесплатных пастухов. Многие из таких обезьян получили широкую известность, Обезьяна Элла воспитывалась на маленькой ферме. Ее держали в загоне с козлятами и поили козьим молоком. Каждое утро с восходом солнца Элла вела стадо к водопою, а потом на пастбище, которое было расположено в пяти-шести километрах от фермы. Она не давала козам разбрестись. Если в поле оставался козленок, Элла возвращалась за ним.
(Жители Южной Африки используют обезьян как бесплатных пастухов. Многие из таких обезьян получили широкую известность, Обезьяна Элла воспитывалась на маленькой ферме. Ее держали в загоне с козлятами и поили козьим молоком.
Каждое утро с восходом солнца Элла вела стадо к водопою, а потом на пастбище, которое было расположено в пяти-шести километрах от фермы. Она не давала козам разбрестись. Если в поле оставался козленок, Элла возвращалась за ним.)
Прием «Ассоциативный ряд»
Это один из основных приемов работы с информацией до чтения. Данный прием позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
- Что такое счастье? Какие ассоциации возникают у вас?
Прием «Рисуем словами»
Если нам нужно передать словами, как выглядит вещь, растение, животное, помещение, картина природы, человек, значит, мы должны создать словесное описание. Прием «рисуем словами» способствует развитию связной речи детей и пополнению словарного запаса.
5 класс – нарисуйте словами свой дом.
9 класс – опишите счастье.
Прием «Диктант значений»
Прием экстраактивного обучения. Интересный способ словарного диктанта используется при обучении русскому языку. Преподаватель диктует не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их.
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Как его имя, скорее ответьте!
(Наречие.)
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ...(Глагол.)
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное.)
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Это ? (Предлог).
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное.)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
- Это ?(Союз).
Прием «Закончи текст»
Преподаватель дает текст, но без окончания. Ребята должны закончить либо одним предложением, либо несколькими. Развивает творческое мышление, учит мыслить логически.
Шли летним днем по дороге три простых мужика. Разговаривали они о жизни своей тяжелой, да песни напевали. Слышат, где-то помощи простит кто-то, глядь в яму, а там счастье.
- Любое твое желание исполню! Говори, что хочешь получить, - обращается счастье к первому мужику.
- Денег много хочу, чтобы не жить бедно до конца дней своих, - отвечает мужик. Исполнило счастье его желание, тот и пошел в сторону деревни с мешком денег.
- А ты чего желаешь? - обратилось счастье ко второму мужику.
- Жену хочу, чтобы всех женщин краше была!
Тотчас рядом с ним красавица появилась, схватил ее мужик, и тоже в деревню отправился.
- У тебя каково желание? - спрашивает счастье у последнего мужика.
- А само-то ты чего хочешь? - говорит мужик.
- Мне бы из ямы выбраться, добрый молодец, - робко произнесло счастье.
Мужик огляделся, нашел бревно длинное, да и наклонил к счастью. Повернулся, да стал в деревню возвращаться.
- Закончите притчу.
(Счастье быстро вылезло и за ним следом побежало.)
Прием «Раскрась текст»
Нераспространенные предложения распространите так, чтобы получился текст. Определите тип речи текста.
Стоит избушка. Живет охотник. Лежат сапоги и спальный мешок. Охотник-рассказчик. Он разбирается в повадках.
Прием «Орфографическая зоркость»
Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Исправьте ошибки, вставьте пропущенные знаки препинания, найдите местоимения, укажите их род, число, падеж.
Бабочька-красавица
Кушайте варенье!
Или вам не нравиться
Наше угащенье?
Прием «
Синквейн
»
Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.
Счастье
Долгожданное, потерянное
Ждал, пожадничал, потерял
Нищий пожадничал и остался без всего.
Надежда.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главным всегда остается работа с текстом, а чтобы работа была интересной, нужно разнообразить методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.