Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эффективные методы и приемы развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста | Тушина Татьяна Михайловна. Работа №346341

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье раскрывается значение развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Описаны эффективные методы и приемы, которые могут быть использованы воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях для формирования у детей навыков общения, сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций. Уделено внимание роли воспитателя в организации воспитательного процесса, направленного на социализацию ребенка.

         Ключевые слова: социально-коммуникативные навыки, старший дошкольный возраст, воспитание, взаимодействие, методы, приемы.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Тушина Татьяна Михайловна, воспитатель

МКДОУ №2 п. Ульяновка

 

Аннотация: В статье раскрывается значение развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Описаны эффективные методы и приемы, которые могут быть использованы воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях для формирования у детей навыков общения, сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций. Уделено внимание роли воспитателя в организации воспитательного процесса, направленного на социализацию ребенка.

Ключевые слова: социально-коммуникативные навыки, старший дошкольный возраст, воспитание, взаимодействие, методы, приемы.

 

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Именно в этом возрасте дети начинают активно осваивать социальные нормы, учатся взаимодействовать с окружающими, проявляют инициативу в общении и решают первые конфликты. Формирование данных навыков способствует успешной социализации ребенка и его адаптации к школьной жизни, где общение с учителями и сверстниками играет важную роль. Воспитателю необходимо использовать различные методы и приемы, чтобы поддержать и направить развитие этих навыков.

Одним из основных методов, который активно применяется для развития коммуникативных навыков, является сюжетно-ролевая игра. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, принимать на себя определенные социальные роли и решать различные ситуации. Например, игры на тему "семья", "больница", "магазин" позволяют ребенку научиться договариваться, распределять обязанности и решать возникающие проблемы. Важно, чтобы воспитатель не только организовал игру, но и поддерживал детей в процессе, помогал им выстраивать диалоги, предлагал возможные сценарии развития событий и мягко корректировал действия, направляя их в нужное русло. Такие игры способствуют развитию речи, умению выражать свои мысли и чувства, а также формируют эмпатию — умение понимать и принимать эмоции других людей.

Еще одним эффективным приемом для развития социально-коммуникативных навыков являются коллективные творческие проекты. В процессе работы над общими задачами дети учатся сотрудничать, принимать совместные решения, договариваться и нести ответственность за свою часть работы. Например, создание совместной поделки, рисунка или постановка спектакля стимулирует детей к активному взаимодействию и взаимопомощи. Важно, чтобы воспитатель поддерживал детей на всех этапах работы, помогал распределять роли и поощрял инициативу каждого ребенка. В процессе таких проектов формируются навыки командной работы, умение слышать и учитывать мнение других, что крайне важно для успешной социализации.

Особое внимание стоит уделить развивающим беседам и обсуждениям на темы, связанные с моральными и социальными нормами. Такие беседы могут проходить в форме кругов общения, где дети делятся своими мыслями на темы дружбы, честности, помощи друг другу. Например, воспитатель может предложить детям обсудить ситуацию, в которой один из персонажей сказки столкнулся с выбором — помочь другу или остаться в стороне. Важно дать детям возможность высказаться, предложить свои решения и обсудить их последствия. Такой формат помогает не только развивать речь, но и формирует у детей навыки критического мышления, учит анализировать поведение и поступки людей.

Также значимым методом развития коммуникативных навыков является обучение через моделирование жизненных ситуаций. Воспитатель может предлагать детям разыгрывать ситуации из реальной жизни, например, как попросить прощения, как предложить помощь или как вести себя, если кто-то обижен. Такие игры помогают детям на практике учиться выражать свои эмоции, использовать вежливые слова и фразы, а также решать конфликтные ситуации. Моделирование повседневных взаимодействий закладывает основу для успешного общения в будущем, позволяя ребенку чувствовать себя уверенно в различных социальных ситуациях.

Важным аспектом в процессе развития социально-коммуникативных навыков является работа над эмоциональной сферой детей. Воспитатель может использовать приемы, направленные на развитие эмоциональной саморегуляции и понимание собственных чувств и эмоций других людей. Одним из таких приемов являются игры, направленные на выражение эмоций, такие как "Угадай эмоцию", где дети должны по мимике и жестам определить, какое чувство испытывает человек. Важно учить детей называть свои эмоции, понимать, как они влияют на их поведение и как можно справляться с негативными чувствами. Это помогает формировать у ребенка эмоциональный интеллект, что является важной частью успешной социализации.

Одним из современных и эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является использование сказкотерапии. Чтение и обсуждение сказок, в которых поднимаются темы дружбы, доброты, справедливости, позволяет детям наглядно увидеть примеры положительного социального поведения. В процессе обсуждения сказочных героев воспитатель может подводить детей к осознанию моральных норм, побуждать их к размышлениям о том, как правильно поступать в тех или иных ситуациях. Сказки помогают детям глубже понять социальные роли, учат сочувствию и помогают развивать навыки разрешения конфликтов.

Кроме того, для успешного формирования коммуникативных навыков важно использовать поощрение за проявление социально одобряемого поведения. Воспитатель должен отмечать положительные примеры сотрудничества, вежливого общения, помощи друг другу. Это стимулирует детей к повторению таких действий и закрепляет в их сознании важность дружелюбного и конструктивного поведения в коллективе. Похвала может быть как индивидуальной, так и коллективной, подчеркивающей вклад каждого ребенка в общий результат.

Таким образом, развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста — это многоэтапный процесс, требующий системной работы воспитателя. Использование сюжетно-ролевых игр, коллективных проектов, бесед, моделирования ситуаций и сказкотерапии помогает детям осваивать основы общения, учиться работать в команде и справляться с конфликтами. Важно, чтобы воспитатель поддерживал детей в этом процессе, создавая условия для их активного участия и самовыражения. Формирование этих навыков на этапе дошкольного детства играет важную роль в дальнейшем развитии личности ребенка и его успешной адаптации к жизни в обществе.

 

Список литературы

 

Князева Н.Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в игре в рамках реализации ФГОС // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-i-sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-starshih-doshkolnikov-v-igre-v-ramkah-realizatsii-fgos (дата обращения: 07.10.2024).

Лукинова

Н.Ф. Игровая деятельность как способ формирования коммуникативной культуры дошкольников

// МНКО. 2023. №6 (103).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-kak-sposob-formirovaniya-kommunikativnoy-kultury-doshkolnikov (дата обращения: 07.10.2024).

Склезнева

И

.

В

.

Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития старших дошкольников //

Russian

Journal

of

Education

and

Psychology

. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 07.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×