Эффективные методы коррекции дизартрии | Смирнова Александра Михайловна. Работа №354894
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста. Раскрывается значение комплексного подхода, включающего развитие артикуляционного аппарата, дыхательной функции, мелкой моторики и слухового восприятия. Представлены практические рекомендации для работы логопеда с детьми, имеющими дизартрию, а также примеры упражнений, направленных на устранение речевых нарушений.
Ключевые слова: дизартрия, логопед, дошкольники, коррекция речи, артикуляция, дыхание, моторика, упражнения.
Эффективные методы коррекции дизартрии
Смирнова Александра Михайловна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Ласточка» комбинированного вида», Свердловская область, г. Лесной
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные методы коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста. Раскрывается значение комплексного подхода, включающего развитие артикуляционного аппарата, дыхательной функции, мелкой моторики и слухового восприятия. Представлены практические рекомендации для работы логопеда с детьми, имеющими дизартрию, а также примеры упражнений, направленных на устранение речевых нарушений.
Ключевые слова: дизартрия, логопед, дошкольники, коррекция речи, артикуляция, дыхание, моторика, упражнения.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, связанное с недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата. У детей дошкольного возраста данное нарушение может проявляться в виде затруднений в звукопроизношении, смазанности речи, изменения темпа и ритма речи, а также в недостаточной модуляции голоса. Для успешной коррекции дизартрии требуется комплексный подход, включающий работу над всеми аспектами речевой деятельности.
Одним из ключевых направлений в коррекции дизартрии является развитие артикуляционного аппарата. Упражнения для губ, языка и мягкого неба способствуют повышению мышечного тонуса и улучшению координации движений. Например, упражнение «Лошадка» (цоканье языком) помогает развить подъем языка к небу, что важно для произношения звуков [р], [л]. Упражнение «Улыбка и трубочка» (чередование улыбки и вытягивания губ вперед) помогает укрепить мышцы губ и скорректировать произношение звуков [о], [у].
Для повышения эффективности занятий важно сочетать артикуляционные упражнения с массажем. Логопедический массаж позволяет снизить гипертонус или, наоборот, активизировать мышцы артикуляционного аппарата. Например, мягкие поглаживания и надавливания на область щек, губ и языка способствуют улучшению кровообращения и чувствительности. Родителей можно обучить базовым техникам массажа, чтобы закреплять результаты дома.
Не менее важным аспектом коррекции дизартрии является работа над дыхательной функцией. У детей с дизартрией часто наблюдается слабый дыхательный поток, что затрудняет произнесение длинных фраз. Упражнения на развитие дыхания включают надувание мыльных пузырей, игры с воздушными шариками и «дудочки». Например, игра «Кораблики» предполагает, что ребенок дует на бумажный кораблик, заставляя его двигаться по воде. Такое упражнение помогает развивать выдох, необходимый для четкого произношения.
Одним из эффективных методов коррекции является логоритмика – сочетание речи, движения и музыки. Например, упражнения с простыми ритмичными стихами, такими как «Раз-два, хлоп-хлоп, ноги вместе, поворот», позволяют детям координировать движения с речью, развивать темпо-ритмическую организацию и улучшать модуляцию голоса. Эти занятия также положительно влияют на эмоциональную сферу, снижая напряжение и стимулируя мотивацию к занятиям.
Важным компонентом работы с детьми с дизартрией является развитие мелкой моторики. Упражнения с пальцами, такие как «Пальчиковые игры» и «Шнуровка», укрепляют связь между моторной и речевой функцией. Например, игра «Пальчиковый дождик», где ребенок поочередно «стучит» пальцами по столу, помогает активизировать моторные зоны мозга, связанные с речью. Использование мелких предметов, таких как бусины или пуговицы, для сортировки или нанизывания, также способствует улучшению мелкой моторики.
Слуховое восприятие играет важную роль в коррекции дизартрии. Логопед может использовать упражнения на развитие фонематического слуха, такие как различение звуков или их подражание. Например, ребенок слушает звуки природы (шум дождя, шелест листьев) и пытается их воспроизвести. Такие задания помогают улучшить восприятие и контроль над собственной речью.
Коррекционная работа с детьми, имеющими дизартрию, должна быть последовательной и включать разные этапы. На первом этапе важно стабилизировать артикуляционный аппарат и улучшить общее состояние моторики. На втором этапе внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Третий этап включает автоматизацию звуков в словах, фразах и связной речи.
Примеры упражнений, которые могут быть использованы на разных этапах, могут включать такие, как «Змейка», где ребенок высовывает язык, удерживая его в прямом положении, что помогает развивать силу мышц языка, «Свеча» – ребенок имитирует выдувание свечи, контролируя силу и длительность выдоха, и «Мельница», в которой ребенок вращает руками в такт произнесению фраз, что помогает развивать координацию и темп речи.
Работа с детьми с дизартрией требует терпения и регулярности. Родителям рекомендуется активно участвовать в процессе, выполняя упражнения дома и поддерживая усилия логопеда. Важно создать благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя уверенно и мотивированно.
Таким образом, эффективная коррекция дизартрии возможна только при условии комплексного подхода. Регулярные занятия, сочетающие артикуляционные, дыхательные, логоритмические и моторные упражнения, позволяют достичь значительных результатов в преодолении речевых нарушений. Такой подход не только улучшает речь ребенка, но и способствует его общему развитию, успешной социализации и подготовке к школе.
Список литературы
Шуманская
Н. В., Абашина Н. Н.
К
вопросу о формировании понимания сложных логико-грамматических структур языка у старших дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений // Теория и практика современной науки.
2020. №7 (61).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-ponimaniya-slozhnyh-logiko-grammaticheskih-struktur-yazyka-u-starshih-doshkolnikov-s-dizartriey-i