Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Эффективные методы работы с детьми с заиканием через музыку | Гиренко Ирина Викторовна. Работа №349752

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Детское заикание — это не только речевая проблема, но и ситуация, требующая особого подхода с точки зрения педагогики и психологии. Важным инструментом в коррекции этого состояния является музыка. Статья рассматривает эффективные методы работы с детьми, страдающими заиканием, через музыкальные практики. Мы обсудим, каким образом музыкальное воспитание и коррекционные музыкальные занятия могут помочь детям развивать речевые навыки, улучшать координацию речи и повышать уровень уверенности в себе.

Ключевые слова: детское заикание, музыкальная терапия, работа с детьми, речевое развитие, координация, доверие, эмоциональное развитие.

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАИКАНИЕМ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ

Гиренко Ирина Викторовна, музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад "Алёнка", Республика Хакасия, г. Абакан

Аннотация. Детское заикание — это не только речевая проблема, но и ситуация, требующая особого подхода с точки зрения педагогики и психологии. Важным инструментом в коррекции этого состояния является музыка. Статья рассматривает эффективные методы работы с детьми, страдающими заиканием, через музыкальные практики. Мы обсудим, каким образом музыкальное воспитание и коррекционные музыкальные занятия могут помочь детям развивать речевые навыки, улучшать координацию речи и повышать уровень уверенности в себе.

Ключевые слова: детское заикание, музыкальная терапия, работа с детьми, речевое развитие, координация, доверие, эмоциональное развитие.

Заикание у детей может стать серьезным препятствием для их коммуникации и социальной интеграции. Учитывая спектр проблем, связанных с этой речевой особенностью, важно искать те методы, которые помогут ребенку не только развивать речь, но и чувствовать себя комфортно в общении. Музыка, как универсальный язык, может стать мощным инструментом в этом процессе. Применение музыкальных методов в работе с детьми, страдающими заиканием, способствует снижению тревожности, улучшению координации речи и развитию эмоционального интеллекта.

Музыка как средство коррекции

Эмоциональная релаксация

Музыка обладает уникальной способностью влиять на эмоции человека. Для детей с заиканием часто характерно чувство тревожности и неуверенности при общении. Музыка может помочь создать расслабляющую атмосферу, позволяя детям чувствовать себя свободнее. Занятия под спокойные музыкальные композиции, ритмичные упражнения, вокальные игры и импровизация способствуют снижению уровня стресса.

Развитие слуха и ритма

Одной из причин заикания могут быть недостатки в развитии слуховой функции и отсутствия ритмической координации. Музыкальные занятия предлагают детям возможность развивать свои слуховые и ритмические навыки через простые и доступные игры:

Ритмические хлопки: Дети могут хлопать в ладоши под музыку, это помогает развивать чувство ритма и сосредоточенность.

Музыкальные инструменты: Использование ударных инструментов (барабаны, маракасы) позволяет детям выражать себя через звук, работая над артикуляцией и ритмической последовательностью.

Песни с повторением: Вокальные упражнения с повторяющимися фразами могут помочь детям работать над интонацией и ритмом, что важно для уменьшения заикания.

Игровые методы

Игра — это естественный способ, с помощью которого дети изучают мир, общаются и выражают свои чувства. Музыкальные игры могут помочь сделать процесс развивающим и увлекательным:

Импровизационные игры: Предложите детям сочинять собственные мелодии или тексты на известные мотивы. Это развивает креативность и позволяет отвлечься от стресса, ассоциированного с речью.

Групповые музыкальные занятия: Совместные игры и выступления помогают детям чувствовать поддержку группы. Это значительно снижает уровень тревожности, помогает устанавливать отношения с ровесниками и повышает уверенность.

Коррекционные музыкальные занятия

Структура занятий

Структурированные музыкальные занятия важны для создания регулярной практики и последовательности. Занятия можно делить на несколько этапов:

Разминка (5-10 минут): Легкие ритмические упражнения, которые помогают детям настроиться на занятие.

Основная часть (20-30 минут): Игры на ритм, пение песен, работа с инструментами, импровизация.

Завершение (5-10 минут): Расслабляющие игры или тихое прослушивание музыки, что помогает завершить занятие в позитивном ключе.

Взаимодействие с родителями

Включение родителей в процесс музыкального воспитания может быть полезным. Проведение совместных занятий, где родители могут участвовать и наблюдать за успехами своих детей, создает поддерживающую атмосферу. Рекомендуется давать рекомендации родителям по музыкальным игрaм и занятиям, которые они могут использовать дома.

Работа с детьми с заиканием через музыку — это эффективный подход, который не только способствует коррекции речевых нарушений, но и помогает развивать эмоциональную и социальную составляющую детей. Используя разнообразные методы музыкального воспитания, специалисты могут значительно облегчить жизнь детей, страдающих от заикания, и помочь им стать более уверенными в общении. Музыка, как атрибут нашего культурного наследия, действительно может стать надежным другом на пути к преодолению речевых трудностей.

Список литературы

Башкатова М. Ю. Методы и приемы музыкотерапии на уроках с младшими // Форум молодых ученых. 2020. №6 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-muzykoterapii-na-urokah-s-mladshimi

Белякова Лидия Ивановна, Филатова Юлия Олеговна Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи // Наука и школа. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-model-korrektsii-rechevogo-i-motornogo-ritmov-u-detey-s-narusheniyami-rechi

Жулина Елена Викторовна, Проскурякова Анастасия Андреевна Комплексное сопровождение заикающихся детей на протяжении всего периода обучения и воспитания в ДОУ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnoe-soprovozhdenie-zaikayuschihsya-detey-na-protyazhenii-vsego-perioda-obucheniya-i-vospitaniya-v-dou

Таниева Г. М. Роль музыки в коррекционной работе педагога // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2016. №5 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-muzyki-v-korrektsionnoy-rabote-pedagoga

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×