Эффективные методы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов | Панфилова Ирина Вячеславовна. Работа №353214
В статье раскрываются методы взаимодействия с родителями детей-логопатов как традиционные, так и инновационные. Лэпбук, кейс-технологии, мастер-классы и семинары-практикумы помогут родителям активнее участвовать в коррекционной работе. В статье предлагаются актуальные формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Эффективные методы работы логопеда с родителями детей-логопатов
Цель: Познакомить слушателей с эффективными методами работы педагога с родителями детей-логопатов
Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна
система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Многие родители не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Формы такого сотрудничества учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны. Лучший результат дает использование как традиционных, так и нетрадиционных форм:
– родительские собрания (общие и групповые) - родители находятся в роли пассивных слушателей;
– беседы и консультирование направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией (ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходит от педагогов и ведется в направлении, которое им казалось необходимым.);
– опросы, тестирование, анкетирование;
– уголки для родителей в группе и в кабинете логопеда, информационные буклеты (родители знакомятся с информацией чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу);
– домашние задания;
– семинары-практикумы, мастер-классы и т.д.;
– посещение родителями занятий;
– лэпбук;
– газета «Говорилка»;
– интерактивные кейсы.
Традиционные форм работы логопеда с семьей не так эффективны:
1) работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
2) родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.
На данный момент одними из самых эффективных методов работ педагога с родителями детей-логопатов являются: лэпбук и интерактивные кейсы, а также мастер-классы и семинары-практикумы.
Лэпбук – отличный способ взаимодействия родителей и детей, закрепление знаний на определенную тему, осмысление содержания книги, исследовательская работа, в процессе которой дети вместе с родителями участвуют в поиске, анализе и сортировке информации.
Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, а родитель должен направлять ребенка в нужное «русло». Родители дают ребенку образец, как и в каких источниках можно найти полезную и нужную информацию, которая поможет ребенку ответить на интересующие его вопросы.
Работа с лэпбуком – это творческий процесс, который сближает родителей и педагогов. И в результате такого творчества появляются разнообразные игры, книжки.
Преимущества использования лепбука при работе с родителями можно выделить следующие:
– стали больше интересоваться жизнью ребенка в детском саду;
– активизация педагогического потенциала родителей;
– приобретение и использование знаний по вопросам психолого-педагогического развития детей;
– чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Кейс-технологии – это способ организации обучения на основе подлинных или вымышленных ситуаций. Кейс являет инструментом для деятельности ребенка в решении проблемной ситуации. Кейс-технологию я использую не только в работе с детьми, но и при взаимодействии с педагогами и родителями. Но ввиду большой загруженности современных родителей, а также для того чтобы идти в ногу со временем я использую интерактивные кейсы с материалами на своем сайте, чтоб родители могли в любое время зайти на сайт и закрепить нужный им материал. В этих кейсах есть различные загадки, игры на закрепления звуков, разнообразные материалы по закреплению лексической темы и многое другое. Такая работа позволит родителям контролировать ребенка на просторах интернета, и они могут в любое время заниматься с ребенком, так как все родители имеют современные смартфоны.
Мастер-классы и семинары-практикумы – это методы работы логопеда с родителями ребенка-логопата, которые предусматривают показ деталей и тонкостей логопедической работы родителям, для того, чтобы, занимаясь дома со своими детьми, они правильно ставили свои детям задачи, и выполняли с ними различные задания и упражнения, а также отработку данных навыков в стенах детского сада.
Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.
Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.
Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителями (по В.А. Петровскому)
1-й этап "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".
2-й этап "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.
3-й этап "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
4-й этап "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач.
Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы:
приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи;
помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот;
убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений;
убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Информационное просвещение предполагает знакомство
с возрастными
особенностями становления детской речи;
с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Обучающее просвещение включает в себя
обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.
Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.
Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)
Родительские пятиминутки,
где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)
Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них
время:"На
кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и
навыки
,
приобретенные за год.)
Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).
Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
Выпуск журнала для родителей "
Говорушечки
" (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)
Размещение информации на сайтах, предназначенных для родителей.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:
положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу (
Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие);
учет индивидуальности ребенка (
педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса);
укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день;
возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
При новом подходе взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Доверительно-партнерские отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовить родительскую пятиминутку.
2. Подготовить 1 консультацию – практикум для родителей детей-логопатов.
3. Выбрать самую эффективную на ваш взгляд форму работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов, описать ее и дать информацию об эффективности данной формы.
Литература:
Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду. – 2004. – №1. – С. 70–74.
Богомолкина
Л. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями / Л. В.
Богомолкина
, Т. В. Масленникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – №2. – С. 54–56.
Вренева
Е. 16 вопросов логопеду: [логопед и родители] // Здоровье детей. – 2008. – №1. – С. 35–41.
Давидович Л. Р. Родители и логопед – партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – №6. – С. 47–50.
Заваденко
Н
Н
. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.:
Маджерик
, 2006. – 42 с.
Клименкова
О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3. – С. 45–46.
Мамаева В. В. Организация совместного занятия родителей и детей в подготовительной группе: вместо традиционного открытого занятия // Дошкольная педагогика. – 2006. – №4. – С. 48–50.
Михнева Е. Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2006. – №4. – С. 56–60.
Овчинникова
Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед. – 2007. – №6. – С. 74–78.
Романович О. А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи // Логопед. – 2009. – №3. – С. 86–89.
Разумовская Е. Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми [Электронный ресурс].